В начале XVI в. лучшей в Европе считалась испанская пехота. Она была вооружена новым огнестрельным оружием — мушкетами с фитильным замком. То были длинные ружья (общая длина — 180 см, ствол — 140 см, калибр — 20 мм), имевшие ложу с фигурным прикладом. Приклад расширялся к концу, а в шейке делалась глубокая выемка для обхвата большим пальцем правой руки, что позволяло удерживать ружьё и одновременно нажимать на спусковой рычаг. Из мушкетов стреляли круглыми свинцовыми пулями весом 50 г, которые на расстоянии 150 м пробивали стальные доспехи.

Заряжая мушкет, его держали в левой руке, а правой высыпали порох из зарядца в ствол. Затем шомполом уминали порох, после чего отправляли в дуло пулю, пыж, утрамбовывая их шомполом. Зарядив ружьё, мушкетёр высыпал немного пороха из натруски (пороховницы) на затравочную полку, потом вставлял горящий конец фитиля в курок и взводил его. Поставив ружьё на подставку-фуршет, прицеливался и по команде нажимал на спуск. Заряжать мушкет и стрелять из него было непросто — требовалась хорошая выучка. В самом начале XVII в. голландский главнокомандующий Мориц Оранский велел для обучения солдат издать печатный свод правил. Книга появилась в 1607 г. на голландском, датском и английском языках, украшенная великолепными цветными гравюрами, которые иллюстрировали процесс заряжания мушкета, понятный даже неграмотному.

При стрельбе мушкет не прижимали к плечу, а удерживали на весу, поставив ствол на подставку-фуршет и приложившись к прикладу щекой. О том, чтобы прижать ружьё к плечу, не могло быть и речи из-за слишком сильной отдачи. Для стрельбы мушкетёр носил порох в специальных зарядцах — деревянных трубочках с крышками, обтянутых тонкой кожей. В каждом из них помещалась доза пороха для одного выстрела. Двенадцать таких зарядцев подвешивались на широком плечевом ремне — бандельере. Пули держали в кожаной сумке, там же находились и пыжи. Порох для затравочной полки полагался более мелкий, и его носили в отдельной пороховнице — натруске. Стрелку выдавали фитиль длиной около полутора метров. Его носили в свёрнутом состоянии, перебросив через левое плечо. Перед боем один конец фитиля поджигался, и мушкетёр вынужден был заряжать мушкет с горящим фитилём в руке, держа его пальцами левой руки.

Мушкет, шомпол, зарядец

Длительность заряжания мушкета требовала специального построения пехоты. Мушкетёры выстраивались шеренгами в четырёхугольник (каре), имевший десять и более рядов в глубину. Стрельба производилась залпами каждой шеренгой поочерёдно. После первого залпа передняя шеренга раздваивалась и уходила назад, вперед выступала вторая шеренга, делала залп и тоже ретировалась. Затем наступала очередь третьей, четвёртой и т. д. За это время первая шеренга успевала перезарядить мушкеты. Каре мушкетеров непрерывно перемещалось, напоминая что-то ползущее, потому такое построение назвали «караколе» — «улитка». Для защиты от конников на флангах мушкетёрского каре стояли пикинёры. Они выступали вперёд во время конной атаки и пиками преграждали путь кавалерии.

Конница к середине XVI в. из рыцарской — вооружённой только холодным оружием — превратилась в рейтарскую, получившую на вооружение пистолеты либо карабины. Кавалерийское огнестрельное оружие имело колёсную систему воспламенения. Прорваться сквозь строй пикинёров всадникам было непросто, потому конница стала применять тактику караколирования, сходную с пехотной. Всадники выстраивались в колонну по четыре глубиной до 15-20 рядов. На большой скорости колонна подъезжала к пехоте, и каждый ряд последовательно почти в упор давал залп из пистолетов или карабинов.

Караколирование продолжалось до тех пор, пока все кавалеристы не разряжали пистолеты, а их у каждого могло быть по две и даже по три пары. Поскольку основным оружием новой конницы было огнестрельное, кавалеристов прозвали пистольерами или карабинерами. Описанная тактика действия военных конников просуществовала до конца XVII в., а в дальнейшем карабинеры превратились в тяжёлую кавалерию, родственную кирасирам.

Во всех основных войнах XVI-XVII вв. пехота стреляла из фитильных мушкетов. С ними испанцы воевали Америку, а голландцы отстояли свою независимость. Во второй половине XVII в. фитильное оружие постепенно вытесняется кремнёвым в пехоте. А потом и в кавалерии: там стали применять кремнёвые пистолеты и карабины вместо колёсных. Вооружённая кремнёвыми ружьями кавалерия преобразовалась в драгун. Так называли всадников, которые, спешившись, могли вести бой как пехота. Основным оружием драгун были укороченные ружья. Изредка им приходилось пускать в ход и холодное оружие — палаши.

В России тоже пользовались фитильными ружьями, подобными европейским мушкетам, но они были значительно короче. В Троице-Сергиевой лавре сохранились пищали конца XVI в. Приклады у них трёх вариантов: мушкетные, карабинные и аркебузные (без шейки). Общая длина ружей достигала 115 см, длина ствола — 70 см при калибре 16 мм. Такими пищалями были вооружены русские стрельцы XVI-XVI вв. Во второй четверти XVII в. часть русской пехоты (полки «нового строя») стреляла из мушкетов европейского производства, но позже от них отказались в пользу кремнёвых пищалей.

Примерно тогда же, во второй четверти XVII в., вместо зарядцев появились бумажные патроны. Это были свёрнутые бумажные трубки, в которых находились заряд пороха и пуля. Мушкетёр должен был откусить уголок «патрона», высыпать порох в ствол, а затем туда же отправить пулю вместе с бумажной оболочкой, которая играла роль пыжа. Патроны носили в кожаном подсумке в количестве 30 штук.

Коренная реформа пехотного строя в Европе произошла в годы Тридцатилетней войны (1617-1647 гг.). Шведский король Густав II Адольф (1611-1632 гг.) ввёл в своей пехоте усовершенствованный мушкет: он весил не более 4,5 кг при общей длине 150 см. Вес пули и пороха в зарядце был уменьшен, что изменило манеру стрельбы. Мушкеты стали делать с более удобными прикладами: теперь их можно было упирать в плечо, так как отдача уменьшилась. Надобность в фуршете отпала.

Спусковой рычаг заменили на спусковой крючок со спусковой скобой. Пехота Густава II строилась в шесть рядов в глубину, причём со значительными промежутками между рядами. Это позволяло в нужный момент сдвоить ряды и перестроиться в три шеренги, что повышало подвижность пехоты. Новое построение было опробовано во время Тридцатилетней войны, и тогда все европейские командиры оценили его как наиболее удобное. Во второй половине XVII в. пикинёров упразднили. Мушкету был придан штык, и теперь солдаты могли отбиваться от конника самостоятельно.

Пехотное оружие с кремнёвым замком впервые появилось во Франции в середине XVII в. Оттуда же распространилось наименование пехотного ружья «фузея» (от фр. fusil — «ружьё»). Солдат, вооружённых фузеями, стали называть фузилёрами. В порядке обращения с фузеей было ещё много от фитильных мушкетов, в частности заряжание из бумажного патрона. Штык и приклады тоже сначала напоминали мушкетные.

Изобретение более надёжного и безопасного кремнёвого замка способствовало развитию военного оружия. На протяжении второй половины XVII в. были созданы основные типы военных ружей XVIII-XIX вв. В ту пору военачальники полагали, что каждому роду войск кроме разной униформы требуются и разные ружья. Из-за этого странного представления армии конца XVII в. имели на вооружении помимо пехотных ружей, ещё целую серию ружей подобных, но с разницей в размерах, калибрах, наличии или отсутствии штыка и прочих деталях.

В армиях почти всех стран Европы ружья разделялись на пехотные, драгунские, кирасирские, сапёрные, егерские, унтер-офицерские и т. п. Так же делились и карабины: кирасирские, гусарские, мушкетоны и штуцера. Все они, за исключением мушкетонов и штуцеров, были сходной конструкции. Тонкостенный ствол с гладким (без нарезов) каналом укладывался в длинное цевьё. Кремнёвый замок — французской батарейной системы. Ружейный приклад имел удобную форму с круглой шейкой. Прибор ружья (крепёжные и защищающие детали) был железным. К ружью полагался трёхгранный штык на изогнутой втулке. Шомпол убирался в длинный канал, проделанный в цевье под стволом. Ствол крепился в цевье на поперечных шпильках, а замок в ложе — на двух сквозных винтах. Ложа была цельной, т. е. цевьё и приклад делались из одного куска дерева, как правило берёзового. Таким пехотным и кавалерийским оружием пользовались и в XVIII в.

Основным типом ружья в пехоте были солдатские фузеи, которые имели общую длину без штыка 145 см (со штыком — 180 см), длину ствола 100 см, калибр 19 мм. Вес фузеи зависел от дерева ложи (берёза, дуб, ясень, вяз) и составлял 5-5,5 кг. У офицеров и унтер-офицеров пехоты имелись свои облегчённые фузеи, отличавшиеся от солдатских также отделкой. В зависимости от чина офицера она могла быть весьма богатой. Во второй половине XVIII в. офицерские фузеи стандартизировали. Их общая длина без штыка теперь составляла 139,5 см, а калибр — 17,3 мм.

Сверху: двуствольное ружьё австрийских граничаров. Длина — 1055 мм, калибр — 14,8 мм. Снизу: австрийский тромбон. Около 1780 г.

В гренадерских полках первая шеренга состояла из гренадеров, метавших в противника ручные разрывные гранаты. Обычно метали рукой, но существовали специальные мортирки. У них был приклад, как у фузеи, и короткий ствол (длиной 20-30 см) с дулом в виде котлообразного распала (расширением ствола в дульной части) большого диаметра. Воспламенение заряда производилось кремнёвым замком фузейного типа. Мортирки различались по весу метаемых гранат: однофунтовые (калибр ствола — 49 мм) и трёхфунтовые (калибр ствола – 72-74 мм).

Гренадер лейб-гвардии Преображенского полка (1705-1720 гг.). Справа прорисована офицерская гренадерская шапка

В середине XVIII столетия в европейских армиях появились команды егерей — стрелков, действовавших в рассыпном строю. Поскольку егеря подбирались невысокого роста, им полагались укороченные егерские фузеи: общая длина без штыка — 132 см, длина ствола — 92 см; калибр они имели 19 мм. Даже когда команды егерей преобразовались в егерские полки, их основным вооружением оставались гладкоствольные фузеи, а нарезные штуцера выдавались только в передовые цепи.

Русский рядовой драгун верхом в полной строевой форме и вооружении. XVIII в.

Главным оружием в драгунской коннице были короткие драгунские фузеи (длина без штыка — 140 см, калибр — 17,3 мм). Через так называемую погонную скобу на ложе фузея с помощью крюка-карабина крепилась к перевязи (поэтому укороченное ружьё стали называть карабином). Во второй половине XVIII в. были приняты на вооружение карабины кирасирские, гусарские, сапёрные и конно-пионерские (для конных разведчиков). Их длина без штыка составляла 139 см, длина ствола — 86 см, калибр — 17,3 мм. При езде на лошади фузея висела с правой стороны от седла.

В середине XVIII в. почти во всех европейских армиях фузеи получили вместо железного медный прибор. Детали из меди не ржавели и придавали ружьям нарядный вид. Кроме того, крепление ствола на шпильках заменили на французский вариант соединения с помощью ложевых колец. Это было удобно для разборки ружья и дешевле в производстве. Совершенствование ружей во второй половине XVIII в. сводилось главным образом к достижению единообразия и взаимозаменяемости отдельных деталей. К концу столетия основные части ружей — ствол, замок и ложа — могли подходить друг к другу без дополнительной подгонки.

Гравюра из книги X. Ф. фон Флеминга «Совершенный немецкий солдат», 1726 г.: стрельба шеренгами

Более простое и быстрое заряжание кремнёвого ружья привело к массовому распространению трёхшереножного строя, введённого ещё Густавом II Адольфом. В XVIII в. вместо глубокого каре стал преобладать линейный строй. При этом значительно изменилась и пехотная тактика. Каждая из трёх шеренг делала залпы по очереди. В атаку также шли всей линией, причём строго требовалось не ломать строй. Из-за этого сражения старались давать на плоской равнине. После выстрела солдаты передних шеренг приседали на колено, и задние шеренги открывали огонь поверх их голов. Активным сторонником линейного строя был прусский король Фридрих II Великий (1740-1786). В его армии царили муштра и суровые порядки. Поскольку на пересечённой местности не всегда удавалось выстроить три длинные линии, стреляли иногда меньшими подразделениями – плутонгами (взводами). Их выстраивали уступом, и стрельба велась «перекатом» от одного фланга до другого.

Довольно широкое распространение имели мушкетоны — короткие фузеи с распалом т. е. с раструбом. Их применяли на флоте, при обороне крепостей и в кавалерии. Кавалерийские мушкетоны были лёгким портативным оружием длиной не более метра, с распалом от 35 до 45 мм. Назначение мушкетонов — стрельба картечными пулями на близком расстоянии. Их использовали ограниченно как дополнительное оружие, по нескольку штук на эскадрон.

Все фузеи были оружием гладкоствольным и могли стрелять не далее 300 шагов (220 м), но для точного попадания огонь открывали со 100 шагов. Пробивная способность пули позволяла на расстоянии 50 м пробить железную кирасу. Солдаты продолжали применять для заряжания бумажные патроны. Скорострельность фузилёрских подразделений составляла 2-3 залпа в минуту без прицеливания, а вначале XIX в. повысилась до 4 залпов. Отдельные стрелки ухитрялись производить без прицеливания до 5-6 выстрелов в минуту. Скорострельность же нарезного оружия в то время была не чаще одного выстрела в минуту.

Тем не менее, к концу XVIII в. в европейских армиях появляются нарезные ружья — штуцеры. Хотя на заряжание штуцера уходило много времени, стрелял он значительно точнее. Отличительной особенностью штуцеров были короткие гранёные стволы (70-75 см). Внутри канала ствола имелось восемь винтообразных нарезов-углублений. На стволах ставили прицельные приспособления — целик и мушку. В кавалерии использовали укороченные кавалерийские штуцера (16 штук на эскадрон). Но вооружённые штуцерами кирасиры, драгуны и уланы именовались по-старинному карабинерами.

Слеева направо:
Британский кремнёвый военный «длинный мушкет», выпущенный в Бирмингеме в 1747 г. Длина – 1565 мм, калибр – 19 мм.
Немецкое пехотное кремнёвое пехотное ружьё первой половины XVIII в. Длина (со штыком) — 1760 мм, калибр — 19мм.
Британское пехотное кремнёвое ружьё второй половины XVIII в. Длина — 1720 мм, калибр – 16 мм.
Прусское пехотное кремнёвое ружьё 1722 — 1740 гг. Длина — 1565 мм, калибр — 19,8 мм.

Фузеи большинства европейских стран были сходны по конструкции, хотя внешне слегка отличались. Например, в Пруссии в 1730-1760 гг. у пехотных фузей был особый тип приклада, именовавшийся «коровьим копытом». Он имел очень узкую шейку ложи и длинный гребень приклада. В России в 1730-1740 гг. делались похожие приклады, потом от них отказались в пользу более прочных французских прикладов.

В начале XIX в. почти во всех странах провели реформы, унифицировавшие ручное огнестрельное оружие. Например, во Франции это произошло в 1803 г., а в России в 1808 г. Изменилась форма некоторых деталей. Железную затравочную полку заменили на бронзовую. Курок стали делать с кольцом под губками для прочности. Ради уменьшения отдачи прикладу придали скошенную форму, и вместо выемки на левой стороне приклада появилась щека. Мушку стали припаивать на стволе, а не на ложевом кольце. Пехотное ружье укоротили, но длину штыка увеличили. В России название «фузея» вытеснило слово «ружьё».

В 20-30-х гг. XIX в. уже существовал капсюльный замок. Несмотря на явные преимущества капсюльного оружия (отсутствие осечек, стрельба в любую погоду), военные не спешили с его введением в армиях. В 1835 г. Австрия стала первой страной, которая ввела у себя капсюльное пехотное оружие. Следующей, в 1842 г., стала Франция, а затем Россия (1843-1844 гг.). Первоначально всё капсюльное оружие переделывалось из кремнёвого. Но в дальнейшем начали производить пехотное и кавалерийское оружие сразу с капсюльным замком.

По внешнему облику и тактико-техническим данным капсюльные ружья — пехотные, драгунские и кавалерийские — почти ничем не отличались от кремнёвых. Калибр сохранялся прежний (17-18 мм), длина без штыка – 140-145 см, вес ружей остался в пределах 4-5 кг. Заряжание капсюльного оружия производилось по-прежнему с дула. Но подготовка оружия к выстрелу всё же ускорилась. Вместо хлопотной засыпки пороха на затравочную полку теперь быстро насаживали капсюль на брандтрубку. Значительно уменьшились осечки, и не возникало никаких проблем со стрельбой в сырую погоду. Выстрел стал более надёжным. Эффективность его сохранялась прежней — не более 300 шагов. Как показали опытные стрельбы того времени, хорошие стрелки, целясь в ростовую мишень с 300 шагов, давали только 20 % попаданий, а со 150 шагов — 60 % попаданий. В армиях существовало разделение однотипных ружей для разных родов войск: пехотные, драгунские, сапёрные, казачьи и кавалерийские карабины.

В ходе Наполеоновских войн линейный строй уступил место рассыпному в сочетании с атакой колоннами. Несмотря на безотказность нового капсюльного оружия, командиры делали основную ставку на штыковые атаки. Это было связано как с неточностью боя гладкоствольных ружей, так и с отсутствием стрелковых навыков у солдат. Они привыкли стрелять залпами, не прицеливаясь. Основное внимание офицеры по старинке уделяли чёткости построения и слитности производства залпа. Поговорка «Пуля — дура, а штык — молодец» оставалась актуальной и в эпоху капсюльного дульно-зарядного оружия. Серьёзные перемены в тактике боя произошли лишь с массовым внедрением в армиях нарезных ружей, или винтовок.

По материалам книги «Огнестрельное оружие», ред. группа: С. Кузнецов, Е. Евлахович, И. Иванова, М., Аванта+, Астрель, 2008, с. 44-53.