Шорин Василий Иванович (1871-1938) в Красной Армии с 1918 г. Участник русско-японской 1904-1905 гг., Первой мировой и Гражданской войн. В.И. Шорин — храбрый офицер, в годы Первой мировой несколько раз был тяжело ранен.

В Гражданскую войну командующий армией, войсками ряда фронтов, помощник главнокомандующего Вооруженными Силами Республики по Сибири. После Гражданской войны инспектор Главного управления военно-учебных заведений и командующий войсками военного округа. Был незаконно репрессирован. Реабилитирован посмертно.

Василий Шорин родился в семье мещанина, учился в Казанской гимназии, затем в 1892 г. окончил Казанское юнкерское пехотное училище. В.И. Шорин вступил в Красную Армию после 25 лет офицерской службы в царской армии, с боевым опытом русско-японской и Первой мировой войн. За ратные подвиги он, командир пехотного полка, к концу Первой мировой войны – полковник, получил все офицерские награды, включая Георгиевское оружие и Георгиевский крест. После Октябрьского переворота перешёл на сторону большевиков.

…В июне 1918 г. Уфе угрожали белочехи. Уфимские органы Советской власти, не имея достаточно сил для обороны, решили оставить город. В это время в Уфу прибыл командующий Восточным фронтом Муравьев, бывший царский полковник, эсер, оказавшийся предателем. Он имел намерение повернуть подчиненные ему войска и продвигаться на Москву вместе с белочехами. Поэтому Муравьев отменил решение об оставлении города и распорядился из всех действовавших в районе Уфы отрядов организовать 2-ю армию. Командующим ее он назначил изгнанного из 1-й армии некоего Харченко, а начальником штаба — бывшего генштабиста полковника Махина. Новоиспеченный «командарм» вскоре перебежал к белым, похитив крупную сумму денег, а начальник штаба — правый эсер — тоже очень скоро перешел к белочехам.

Шорин В.И.

11 июля на заседании Симбирского исполкома Муравьев был разоблачен как изменник и расстрелян. Командование 2-й армией уфимские власти поручили большевику Блохину. Он имел военное образование и успел показать себя хорошим боевым командиром. Однако Уфу пришлось оставить, а отряды, числившиеся в составе 2-й армии, отошли на рубеж реки Камы. Вскоре Блохин заболел, и вновь встал вопрос о командующем армией.

Василия Ивановича Шорина сначала назначили помощником командующего, но уже в первые дни показал себя настолько решительным и опытным командиром, что РВС предложил ему принять должность командарма. 28 сентября 1918 г. он вступил в командование 2-й армией Восточного фронта. Под руководством В. И. Шорина Реввоенсовет армии в короткий срок провел работу по повышению боеспособности частей. Вспоминая это время, Василий Иванович писал впоследствии: «…большая и сложная организационная работа по созданию 2-й армии проходила с поразительной скоростью, с особым энтузиазмом и с особым желанием создать из 2-й армии такую силу, которая была бы способна во всех отношениях с успехом драться с врагом…»

Всякого военачальника отличает какая-нибудь особенность, приметная черта характера, повседневной боевой деятельности. В.И. Шорин всегда придерживался правила: операцию готовить так основательно, чтобы добиться победы с наименьшими потерями для себя и с наибольшими для противника. Большое значение он придавал внезапности, организации взаимодействия с соседями, разведки и связи. Именно это, а также героизм личного состава главным образом и принесли успех.

Перед 2-й армией Восточного фронта стояла задача: как можно скорее овладеть городами Ижевск и Воткинск, которые более двух месяцев находились в руках белогвардейцев. Эти города было просто необходимо освободить, так как там размещались военные заводы. Это было очень важно, ведь для нужд обороны страны в то время ежемесячно требовалось не менее 100 тысяч винтовок и 100 миллионов патронов.

В.И. Шорин вместе с членами Реввоенсовета находился в районе боевых действий и лично руководил операцией. 7 ноября к вечеру Ижевск был взят штурмом. Ижевско-Воткинская операция войск 2-й и части сил 3-й армии Восточного фронта и Волжской военной флотилии привела к разгрому группировки белых. При неблагоприятном соотношении сил красные войска ударами с юга, запада и севера окружили противника и освободили важный Ижевско-Воткинский промышленный район. Это была первая операция в истории Красной Армии на окружение, причем против крупной группировки противника меньшими силами (около 22 тысяч советских войск против 25 тысяч белых).

Помощник главнокомандующего Вооруженными Силами Республики по Сибири В.И. Шорин вручает орден Красного Знамени командиру 26-й стрелковой дивизии т. Гайлиту, Барнаул, 1920 г.

Весной 1919 г. на Восточном фронте вновь сложилась крайне напряженная обстановка. Под напором хорошо оснащенных Антантой армий Колчака большевики, неся большие потери, отходили к Волге. Воспользовавшись разрывом между 5-й и 2-й армиями, противник захватил Чистополь и Елабугу, откуда он мог развивать наступление по незащищенным тылам красных.

Василий Иванович Шорин, известный как исключительно волевой и энергичный командующий, никогда и ни при каких обстоятельствах прежде не терял присутствия духа. Однако тут впервые впал в уныние. В архиве сохранилась запись его разговора по прямому проводу, состоявшегося в те дни. Шорин говорил члену Военного совета, бывшему профессору П.К. Штернбергу:
— Мы должны подготовиться к катастрофе. Полки на правом крыле не в состоянии сдерживать врага. В них осталось но 30-40 человек. Что я могу с такими силами сделать? Все погибли в бою и штыковых схватках. Огромное число раненых и убитых…

Боевой соратник, также тяжело переживавший происходящее, успокаивал командарма:
— Василий Иванович, мужайтесь! Были и в худших положениях, а вывертывались!

И вывернулись, провели ряд перебросок, остановили противника. А потом Шорин решил сам перейти к активным действиям. Главная цель — освободить Чистополь, где находились огромные запасы хлеба и нефти. Был усилен чистопольский отряд, входивший в состав армии; Волжская военная флотилия получила приказ двинуть к Чистополю суда с артиллерией и десантом моряков; для поддержки атакующих была привлечена артиллерия 28-й дивизии.

Внезапный дружный удар пехоты, чистопольского отряда и десанта моряков обратил противника в бегство. 4 мая Чистополь был взят. Операция в целом прошла успешно. Эта победа воодушевила бойцов и командиров армии, хотя обстановка оставалась сложной. Особенно она обострилась после того, как 14 мая 1919 г. колчаковцам удалось форсировать Вятку на участке 21-й дивизии и захватить плацдарм в районе города Малмыж. Упоенный этим успехом, противник уже распространял листовки о взятии Казани.

Однако ликование врага было преждевременным. В.И. Шорин, постоянно следивший за развитием событий, сделал все возможное для ликвидации прорвавшегося противника. Уже 15 мая к месту прорыва вышли направленные им полки 5-й дивизии, подтягивались подкрепления из других соединений армии. Сначала частям 21-й дивизии удалось отрезать переправившиеся части колчаковцев, а затем разгромить их; резервы, посланные командованием белых, даже не успели переправиться через Вятку и вступить в бой.

На следующий день Шорин уже мог доложить командующему фронтом А.А. Самойло об успешно завершенной новой операции. Связавшись но прямому проводу с П.К. Штернбергом, командарм торжествующе сообщил: Павел Карлович! Противник мощным ударом сброшен в реку. Много потопили, захватили обоз. Взяты пленные. Положение восстановлено! В те дни армии Восточного фронта все больше ощущали результаты мер по его усилению, предпринятых командованием. Они стали получать оружие, боеприпасы, продовольствие. Войска охватил энтузиазм, когда буквально на глазах дивизии начали пополняться свежими силами.

Используя успех Южной группы Восточного фронта под командованием М.В. Фрунзе, развернувшей наступление еще в конце апреля, перешла в наступление и 2-я армия. Это произошло в ночь на 25 мая. Главный удар наносила 28-я дивизия, которой командовал В.М. Азин. Ее 2-я и 3-я бригады во главе с начдивом, пользуясь темнотой, переправились через разлившуюся Вятку и развернули свое победное продвижение. В первых же боях части дивизии разбили шесть полков и четыре офицерские роты колчаковцев.

Василий Иванович не скрывал своей радости. Он от всего сердца поздравил через Азина личный состав дивизии: «Храбрым полкам вашим низко кланяюсь и радостное «ура» кричу!» Таким образом, стойкость войск 2-й армии в критические дни продвижения Колчака к Волге, а затем удачное наступление во многом содействовали успешному контрудару Южной группы фронта. За непосредственное участие в ответственных операциях, за исключительное умение и настойчивость, проявленные при этом, он был награжден орденом Красного Знамени (приказ РВСР от 10 марта 1919 г.). А постановлением ВЦИК от 8 августа 1919 г. Шорин был удостоен боевого золотого оружия со знаком ордена Красного Знамени.

В июле 1919 г. Василий Иванович получил новое назначение: он стал командующим Особой группой Южного фронта, включавшей 9-ю и 10-ю армии. На эту группу возлагалась ответственная задача нанести главный удар с целью разгрома войск Деникина, рвавшихся к Москве. Осенью 1919 г. Южный фронт был разделен на два самостоятельных: Южный и Юго-Восточный. Командование Юго-Восточным фронтом поручается В.И. Шорину. Тесно взаимодействуя с Южным фронтом, войска Юго-Восточного фронта в конце ноября — начале декабря освободили Астрахань, Царицын, Новочеркасск и другие города, нанесли поражение деникинским войскам.

С января 1920 г. В.И. Шорин командовал Закавказским фронтом. В апреле 1920 г. Василий Иванович был назначен на должность помощника главнокомандующего всеми Вооруженными Силами Республики по Сибири, круг его обязанностей возрос: он отвечал за все вопросы обороны края и обязан был способствовать проведению в жизнь задач по восстановлению промышленности и сельского хозяйства. В то же время В.И. Шорин непосредственно руководил борьбой с многочисленными бандами контрреволюционеров, в том числе разгромом войск Унгерна, часто совершал инспекторские поездки по войскам округов, постоянно заботился об организации боевой подготовки, службы войск, о нуждах красноармейцев.

С января 1922 г. Шорин командовал войсками Туркестанского фронта, возглавлял борьбу с басмаческими бандами. В 1923-1925 гг. являлся заместителем командующего войсками Ленинградского военного округа. 27 февраля 1925 г. «в силу преклонного возраста» (54 года) народный комиссар по военным и морским делам М.В. Фрунзе своим приказом освободил В.И. Шорина от действительной службы. Реввоенсовет СССР постановил: «Шорина Василия Ивановича пожизненно оставить в списках РККА». Находясь в запасе, он продолжал работать в Ленинградской организации Осоавиахима. Кроме уже указанных наград, Шорин был награжден также орденами Бухарской и Хорезмской народных советских республик.

В феврале 1938 г. В.И. Шорин был арестован, обвинялся по 58 статье. Через несколько месяцев следствия скончался в тюремной больнице.