В личности царя Петра удивительно благоприятно сочетались черты глубокомысленного государственного деятеля-организатора с замечательным талантом полководца. Как царь он создавал известные планы, направленные к поднятию благосостояния своего государства, изыскивал и создавал средства, необходимые для достижения поставленной цели; как полководец он, пользуясь подготовленными средствами, напрягал свои мощные усилия для достижения задуманного.

Государственная мудрость подсказывает царю, что его державе для общения с просвещенной Европой нужно сперва пробиться к открытому морю. Но на пути к этому морю стоит могучий грозный сосед, с которым приходится вступить в борьбу. Царь начинает, готовясь к великой борьбе, создавать силы и средства. Во всю величину развертывается его всеобъемлющее творчество. Царь создает организованную на новых началах вооруженную силу.

Создание регулярной армии, постройка флота вызывает напряженную работу во всех отраслях народной и государственной жизни. Армию нужно вооружить, одеть, снарядить, флот построить, оборудовать. Закипела в стране созидательная работа, появились фабрики, заводы, поднялась торговля, промышленность. Везде и всюду царь Петр, как домовитый хозяин, вникал в дела, налаживал, направлял. Когда силы и средства к предстоящей борьбе были подготовлены, царственный работник-организатор уступает место великому полководцу.

Удивительно умело приступает царь Петр к выполнению трудной боевой задачи. В его руках в начале Северной войны находилась только что сформированная, неопытная армия. Это хрупкий, ненадежный материал, но все же нужно испытать его, закалить. Первый опыт неудачен: армия разбита под Нарвой. Но, благодаря организаторскому таланту царя, страна уже приспособлена к новому порядку, она выделяет новые силы и средства для борьбы. Энергия полководца не подорвана. «Шведы могут еще раз-другой побить нас, но у них же научимся мы побеждать их». Царь верит в себя, в свой великий народ.

Близорукий враг надолго оставляет в покое кажущуюся ему разбитой и лишенной средств к сопротивлению страну, и этим пользуется царь Петр, чтобы, прежде всего, осуществить то дело, из-за которого начата борьба. Создав весьма искусный план завоевания Ижорской земли, царь быстро и умело приводит этот план в исполнение и закрепляет за собой завоеванные земли.

«Петр Великий — отец Отечества, император Всероссийский», с гравюры П. Пикарта и А.Ф. Зубова

Но вот грозный противник снова идет в пределы России, и царь-полководец создает и выполняет замечательный план войны. Пользуясь беспредельной глубиной своего царства, он завлекает врага внутрь страны, временно избегает решительного боя, желая сначала изнурить врага, ослабить его порыв, надорвать силы. Для выполнения этого плана армия царя отступает перед шведами, уничтожает запасы в стране, тревожит противника постоянными нападениями мелких партий. Когда же поставленная цель достигнута, когда ослабленная, наполовину растаявшая, лишенная боевых припасов, обманутая в ожиданиях союзниками шведская армия очутилась в далекой Украине, искусный вождь русской армии наносит ей окончательный удар.

Особенно резко и выпукло вырисовывается великий полководческий талант царя Петра в Полтавском бою. Искусный подход к полю сражения, сосредоточение сил, блестящая подготовка поля сражения в инженерном отношении, превосходная моральная подготовка армии и, наконец, вдохновенное руководство боем свидетельствуют о великом искусстве царя Петра, делают Полтавский бой во всех отношениях классическим образцом военного искусства.

Умаляет ли неудачный Прутский поход величие царя Петра как искусного полководца? По нашему глубокому убеждению, этот поход, хотя и неудачный по окончательному результату, все же рисует в положительном смысле военное дарование Петра Великого. Прутский поход не затемняет ореола славы царя Петра как великого полководца. Неудачи во все времена были уделом многих великих полководцев и являлись, обыкновенно, результатом вредного влияния того неуловимого элемента случайности, которая не может быть предусмотрена заблаговременно. Наполеон, Фридрих Великий, Ганнибал, Юлий Цезарь, разве эти признанные всеми великие полководцы не знали мрачных дней боевых невзгод, постигавших их, невзирая на тщательную подготовку операций.

Доведением великой Северной войны до желанного благоприятного для России конца царь Петр проявляет свою непоколебимую волю — драгоценный дар великих полководцев. Оценивая в совокупности дарования царя Петра как великого полководца, нужно признать в нем: необыкновенное развитие творческой стороны ума и как прямое последствие этого, — всесторонность; редкую гениальную проницательность в разгадывании обстановки и способность быстрого принятия вполне сообразных с обстановкой решений; глубокую веру в самого себя, уменье не теряться от всякого рода неожиданностей и неудач; глубокое понимание основных законов военного искусства и находчивость в изобретении средств для проведения их в жизнь; способность к продолжительному настойчивому стремлению к достижению раз поставленной цели; наконец, верную оценку боя как средства решительного, необходимого, но в то же время как средства крайнего — «зело опасного», а потому требующего всесторонней подготовки, — вот в чем заключалось полководческое искусство Петра Великого.

Касаясь организаторских талантов царя Петра в области военного дела, нужно отметить его глубокую проникновенность. Создавая регулярную армию по западноевропейскому образцу, царь Петр не ограничился одним подражанием. Его полки — не полки «иноземного строя», это русские полки, сохранившие индивидуальный оттенок прекрасных боевых качеств русского народа: терпеливость в беде, безграничную выносливость, несокрушимую стойкость, способность к беззаветному самопожертвованию, отвагу без задора и смелость без бахвальства.

Все принятые царем Петром начала организации, снабжения и вообще устройства вооруженной силы во всех отношениях глубоко практичны, а боевые приемы, явившиеся следствием непосредственного боевого опыта, настолько правильны, что послужили прочным фундаментом для дальнейшего совершенствования русской армии и обусловили ее дальнейший боевой успех.

Поскольку в последующие эпохи русская армия придерживалась боевых заветов великого своего творца, постольку успешны были ее действия; при уклонениях же от этих великих заветов наступали мрачные времена неудач и боевых невзгод. В лице царя Петра Россия имела великого гения, который, по меткому определению Г.А. Леера, «умел все делать, мог все делать и хотел все делать».

За продолжительный период великой Северной войны из рядов русской армии выдвинулось много искусных военачальников, деливших с державным вождем русской армии тяжелые заботы по управлению войсками. Неутомимая, напряженная боевая работа доблестной стаи «птенцов гнезда Петрова» сказалась в результатах Великой Северной войны, в окончательной победе, которую одержали ученики над учителями.

Правою рукою царя Петра, его ближайшим помощником и советником был генерал-фельдмаршал граф Борис Петрович Шереметев. Происходя из знатного дворянского рода, Шереметев с самого раннего возраста связал свою судьбу с великим делом царя Петра. Начав службу в «потешной» Преображенской роте, он, последовательно повышаясь в чинах, достиг фельдмаршальского жезла. Живя некоторое время в Западной Европе, Шереметев получил хорошее образование и приобрел основательные познания в военном деле.

Царь доверял осторожному Шереметеву и нередко поручал ему серьезные боевые задачи. С 1701 года Шереметев во главе русских войск весьма удачно воюет со шведами в Лифляндии, нанося, вначале очень осторожно, поражения своему врагу и восстановляя в себе и молодой русской армии веру в свои силы после тяжкого поражения под Нарвой.

В день Полтавской битвы царь доверил свою армию Шереметеву, вручив ему командование над войсками и оставивши за собой высший надзор за всем, что будет происходить на поле битвы. Разумное управление войсками, проявленное Б.П. Шереметевым, много способствовало одержанию блестящей победы. В последующие годы Северной войны Шереметев также принимал самое деятельное участие. В лице Шереметева царь Петр имел ревностного исполнителя при проведении в жизнь намеченных военных реформ. Не довелось этому блестящему сподвижнику великого царя дожить до окончания Северной войны. Фельдмаршал в постоянных походах и боях расстроил здоровье и в 1717 году скончался в Москве.

Светлейший князь Александр Данилович Меншиков происходил из простой крестьянской семьи. Поступив в «потешные» войска, Меншиков своими блестящими способностями обратил на себя внимание Петра Великого, удивительно умевшего оценивать таланты окружающих его людей. Меншиков неразлучно делил с царем бремя походной и боевой жизни. Он принимал участие в походах на Азов, а затем в Северной войне. Постепенно приобретая боевой опыт, он стал лучшим кавалерийским начальником в русской армии.

Во время операции против Левенгаупта перед боем у Лесной Меншиков образцово веденной разведкой определил путь следования и численный состав шведского отряда. В день Полтавской битвы А.Д. Меншиков, командуя нашей передовой конницей, первым обрушился на приближающегося врага. При столкновении со шведской кавалерией, он быстрыми повторными ударами совершенно расстроил её и принудил укрыться за пехотой. В этом блестящем кавалерийском деле наша молодая конница, руководимая искусным и решительным А.Д. Меншиковым, отбила у шведов много знамен и штандартов. Во время боя А.Д. Меншиков, во главе 5 батальонов пехоты и 5 полков конницы, разбил колонну генерала Росса, отделившуюся от боевого порядка шведской армии.

У Переволочны, благодаря решительности и настойчивости, проявленным Меншиковым, его 9-тысячному отряду сдался генерал Левенгаупт с почти 14-тысячной шведской армией. Князь Меншиков был близким человеком, любимцем царя Петра. Во всех важных делах царь любил послушать совета умного, быстрого, решительного и преданного ему «Данилыча» и долго прощал за эти качества многие его слабости.

Князь Михаил Михайлович Голицын, потомок литовских князей, сын боярина и курского воеводы, прославил свое имя, как самоотверженный слуга царя Петра. В возрасте 12 лет был записан в Семеновский полк и с того времени участвовал во всех делах и походах Петра. Отличился в бою под Нарвой, где отбил с гвардией все атаки шведов и отошел, сохранив оружие и знамена. Выдающуюся храбрость проявил в сражении при Лесной. За блестящие подвиги в день Полтавского боя М.М. Голицын получил фельдмаршальский жезл.

Во время Прутского похода, когда русская армия попала в критическое положение, доблестный князь Голицын на военном совете заявил: «Лучше погибнуть, чем положить оружие». После смерти Петра Великого князь Голицын занимал высокий пост президента Военной коллегии, ревностно проводя в жизнь заветы любимого царя. Скончался М.М. Голицын в 1730 году.

Князь Аникита Иванович Репнин начал службу в поместных войсках. Очень видное участие принимал при завоевании Прибалтийского края, командуя дивизией. Храбро сражался при взятии крепостей Нотебурга и Ниеншанца. За нераспорядительность и потерю орудий в сражении при Головчине был по суду разжалован в рядовые. Настал день битвы при Лесной. С необыкновенным воодушевлением, как рядовой боец, сражался Репнин и своим примером увлекал всех окружающих. Милостивый царь, обрадованный славной победой при Лесной, простил Репнина, и он был вновь назначен начальником дивизии.

В день Полтавского боя князь Репнин командовал центром нашей пехоты и проявил отменное мужество и распорядительность. После Северной войны Репнин был назначен президентом Военной коллегии. Смерть любимого императора огорчила А.И. Репнина и год спустя, в 1726 году, он скончался.

Мудрым советником и неразлучным боевым товарищем царя был генерал-фельдцейхмейстер и генерал-фельдмаршал Яков Велимович Брюс. Он был одним из образованнейших людей своего века. Его разносторонние познания принесли огромную пользу молодой России в годы царствования Петра Великого. Во всех областях государственной жизни Я В. Брюс был незаменимым работником. Кроме военной специальности он прекрасно знал географию, астрономию, математические науки и был превосходным инженером. По поручению царя Я.В. Брюс составлял календари, издавал полезные книги по всем отраслям науки. Удивляясь его многосторонним дарованиям, современники считали его чародеем.

В день Полтавской битвы Я.В. Брюс командовал всей русской артиллерией. Как известно, образцовое действие артиллерии в этом бою много способствовало достижению успеха. Скончался Я.В. Брюс в 1735 году в звании президента Берг- и Мануфактур-коллегий.

Доблестный комендант Полтавы, Алексей Степанович Келен, доказал свою выдающуюся деятельность при обороне крепости. Келен был душою обороны. В течение 3-х месяцев, находясь во главе небольшого гарнизона и дружины из граждан Полтавы, он отражал натиск 30-тысячной шведской армии, предводимой настойчивым королем Карлом XII. Личное мужество Келена для всех было примером. Не ограничиваясь отражением яростных штурмов, Келен в течение всей осады постоянно производил ночные вылазки, уничтожая осадные работы шведов, захватывая у врага инструменты и пушки.

Комендант Полтавы оказывал благотворное влияние не только на гарнизон, но и на жителей Полтавы. Достоин поистине изумления тот духовный подъем, который, благодаря коменданту, присущ был гарнизону и гражданам даже в последние дни осады Полтавы. После ужасного двухдневного штурма 21 и 22 июня, когда защитники крепости потеряли 1,3 тыс. чел., уцелевшие после штурма собрались в храм, чтобы принести благодарение Господу Богу за избавление от опасности. Один из граждан высказал мнение о невозможности дальнейшего сопротивления и предложил сдать врагу крепость. Трудно описать всеобщее негодование, вызванное этим предложением. Изменник был безжалостно избит до смерти камнями и кольями.

Царь горячо благодарил своего верного слугу за великий подвиг перед Родиной. Трижды поцеловав героя, царь сказал: «Почтенная глава, совершившая преславный подвиг, надежда на тебя не обманула Меня». За великие заслуги перед Родиной А.С. Келен был произведен в генералы, пожалован медалью на золотой цепи и награжден 10 тысячами рублей из царской казны.

Исследование Генерального штаба подполковника П.М. Андрианова под редакцией ординарного профессора Императорской Николаевской Военной Академии Генерального штаба полковника Н.Л. Юнакова, из книги «История русской армии», М., «Эксмо», 2014, с. 80 – 84.