Устройство нашей армии к концу царствования Петра Великого, претерпев некоторые изменения, представляло уже стройную систему, отчетливо регламентированную. Организация Петровской армии была такова. Пехота по штатам, объявленным в 1711 году, состояла из 2 гвардейских и 40 полевых армейских полков и 5 гренадерских. К этому штату в 1721 году было прибавлено 9 новых полков, составивших так называемый Низовый, или Персидский, корпус.

Полк делился на 2 батальона, батальон на 4 роты; в полку 40 штаб- и обер-офицеров, 80 унтер-офицеров, 1120 строевых рядовых и 247 нестроевых. Состав роты: 4 офицера, 10 унтер-офицеров и 150 рядовых. Первоначально нестроевые в полку составляли 17% общей численности, но к концу царствования число нестроевых понизилось до 14%. Разницы в составе полка по мирному и военному времени не существовало. Боевая сила полевой пехоты к концу царствования Петра Великого равнялась 54 560 бойцам; кроме того, Низовый корпус — в составе 12,4 тыс. чел.

Конница. Конница была создана исключительно драгунского типа, способная к действиям на коне и к пешему бою. По штату 1711 года положено было содержать 33 полевых драгунских полка и 1 отдельный эскадрон, развернутый впоследствии также в полк (Кроншлотский); 30 полков было фузилерных и 3 гренадерских.

Драгунский полк состоял из 10 рот, причем две роты составляли эскадрон. Состав полка: 38 штаб- и обер-офицеров, 80 унтер-офицеров и 920 рядовых; нестроевых 290 в полку. В каждой роте 3 офицера, 8 унтер-офицеров и 92 драгуна. Боевая сила полевой кавалерии — 33 тыс. чел. Штат мирного и военного времени одинаков.

Император Всероссийский Петр I Великий

Артиллерия. Наибольшее разнообразие наблюдается в организации артиллерии. Прежде всего, материальная часть отличается многочисленностью калибров орудий. Царь Петр стремился к уменьшению числа калибров и типов орудий. Основные калибры были следующие: 3-фунтовая полковая пушка; полевые пушки до 12 фунтов; осадные в 18 и 24 фунта; крепостные — разных калибров.

Полковые пушки придавались по 2 на полк. Полковые орудия конных полков представляют прототип нашей конной артиллерии. Царя Петра, бесспорно, следует признать творцом конной артиллерии, так как до него этого рода войск не существовало ни в одной армии. Полевая артиллерия не имела штата. Артиллерийский корпус формировался каждый раз при намеченной операции. В случае надобности формировались из осадных орудий особые осадные парки.

В 1712 году устанавливается штат артиллерийского полка. В его состав вошли: одна бомбардирская и 4 канонирские роты; кроме того, инженерные войска: минерная рота, инженерная и понтонная команды. Таким образом, этот полк можно назвать артиллерийско-инженерным. Артиллерия перевозилась на обывательских лошадях. Личный состав артиллерийского полка не был связан ни с материальной частью, ни с лошадьми и не представлял настоящей строевой части.

Офицер, бомбардир и фузилер Артиллерийского полка, 1712-1720 гг.

Гарнизонные войска. Для несения внутренней службы и утверждения русской власти во вновь завоеванных провинциях царь Петр создал гарнизонные войска. На укомплектование гарнизонных войск поступали люди упраздненных частей старого строя и частью рекруты, не пригодные для службы в полевых войсках.

К концу царствования Петра Великого у нас имелось 49 пехотных гарнизонных полков и 4 полка и 2 отдельных эскадрона драгун; всего — 66 тысяч пехоты и 4 тысячи конницы. С 1716 года гарнизонные войска начинают исполнять функции запасных войск, подготовляя рекрутов для полевых частей и посылая иногда команды из своего состава для укомплектования полевых полков.

Ландмилиция. Для несения гарнизонной службы в мелких населенных пунктах, а также с целью обороны Украины от набегов татар была учреждена ландмилиция. Она заменила городовые войска старого строя. В 1723 году у нас было 6 конных полков ландмилиции; всего — 6 тыс. чел.

Иррегулярные войска. Окраинное население государства выставляло в помощь регулярной армии свои особые войска; донские казаки — до 5 тыс., малороссийские казаки — до 15 тыс., слободские казаки — до 10 тыс. и калмыки — до 15 тыс. чел. Общий состав сухопутной вооруженной силы в конце царствования Петра Великого достигал 220 тыс., из них полевых войск — около 100 тыс. чел.

Высшие тактические соединения. В мирное время полки пехоты и конницы соединялись в дивизии или генеральства исключительно для удобства в административно-хозяйственном отношении. В военное время из полков заново формировались бригады, а бригады сводились в дивизии. Несколько дивизий составляли армию. Для исполнения отдельных боевых задач армия выделяла отряды, носившие названия: корволант (Лесная), деташамент (Шереметев на Украине) и, наконец, корпус резерва.

Комплектование армии. Первые полки регулярной русской армии были укомплектованы главным образом «даточными людьми», собранными со всего тяглого населения. Начиная с 1705 года, армия пополняется рекрутскими наборами. Новой повинности подлежало население только центральных великороссийских губерний. В 1712 году видна попытка установить территориальную систему комплектования; расписываются губернии по полкам, но эта система не привилась.

На военную службу не принимались люди опороченные, увечные и слабоумные. Призывной возраст, постепенно повышаясь, достиг 30 лет. Служба продолжалась до инвалидности. Приемом на службу ведали губернаторы. Так как большую часть податного населения составляли крестьяне, то элемент, пополняющий армию, отличался однородностью, был вполне национален и благоприятен как в нравственном, так и в физическом отношении.

Комплектование унтер-офицерами совершалось производством в это звание рядовых, отличавшихся знанием службы. При пожизненном сроке службы затруднений при выборе унтер-офицеров не встречалось. В 1712 году было определено на службу в армию большое число подьячих из Сената и губернских канцелярий, «дабы могли быть в унтер-офицерах». В Москве же был сформирован из подьячих особый батальон.

Офицерский вопрос разрешался сложнее. От офицера царь Петр требовал основательных познаний строевого дела и высоких нравственных качеств. Огромный контингент офицеров составляли дворяне, прошедшие службу в рядах армии в звании нижних чинов и отличавшиеся знанием солдатского дела; такое знание давало право на офицерский чин и нижним чинам не дворянского происхождения. Кроме того приходилось привлекать на службу иностранцев, но последние при Петре Великом играли роль инструкторов. Производимый в офицеры подвергался предварительной баллотировке, в которой участвовали все офицеры полка; только лица, получившие отличное образование, освобождались от баллотировки.

Почти одновременно с возникновением у нас регулярной армии получают начало различные военные школы, подготовляющие офицеров. Первая школа возникла в 1700 году при бомбардирской роте. В 1701 году учреждается в новой столице Инженерная школа, а два года спустя там же появляется особая школа при Лабораторном доме, в которой получают подготовку офицеры-артиллеристы. Таким образом, первые возникшие у нас военные школы приспособлены были для подготовки офицеров в специальные роды войск и во флот.

Вместе с учреждением школ возникает у нас специальная военная литература. Сперва появляются учебники по математике, артиллерии и фортификации. Вскоре появилось переведенное Минихом с французского языка лучшее руководство по артиллерии — «Записки Сен-Реми». Офицеры производились в следующие чины на вакансии, при чем кандидаты подвергались баллотировке: при производстве в обер-офицеры в баллотировке участвовали все офицеры полка; штаб-офицеров баллотировали все штаб-офицеры дивизии. Царь Петр оказывал высокое доверие офицерам своей армии и привлекал их к различным работам не только по управлению армией, но и по другим отраслям государственной жизни.

Довольствие войск. При Петре Великом устанавливается новый способ довольствия армии. Все заботы по продовольствию принимает на себя правительство. Учреждаются продовольственные магазины, пополняемые подрядным способом. В конце царствования подрядный способ заменяется натуральной повинностью.

Расквартирование. Возникшие при Петре Великом войсковые части располагались по обывательским квартирам в городах. Воинский устав 1716 года определял взаимоотношения между хозяевами и квартирующими войсками. В 1724 году войска переместились из городов в уезды, где приступили к постройке казарм для капральств и рот. Однако преобладающим способом расквартирования долгое время оставался, как и прежде, постой по обывательским квартирам.

Реформа центрального управления. Дореформенные «приказы» в царствование Петра Великого преобразованы были в Военную коллегию. Последняя, однако, сформировалась лишь к концу царствования и открыла свои действия только с 1 января 1720 года. Первым президентом Военной коллегии был светлейший князь Александр Данилович Меншиков.

Военной коллегии было предписано «ведать армию и гарнизоны и все военные дела, которые были веданы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве». Однако Военная коллегия не объединила управление армией. Совершенно независимым учреждением остался Комиссариат, ведавший всеми заготовлениями и снабжениями; в косвенном подчинении осталась Артиллерийская канцелярия, ведавшая материальной частью артиллерии.

Управление войсками в военное время. Боевая обстановка, в которой оказалась с первых дней существования молодая Петровская армия, сразу же указала царю Петру на важное значение единовластия в армии. После несчастной Нарвской операции, когда власть главнокомандующего не обладала достаточными полномочиями, царь Петр устанавливает единовластие главнокомандующего. В Воинском уставе 1716 года были подробно и точно регламентированы обязанности главнокомандующего.

Армия в военное время вверялась генерал-фельдмаршалу, который, обладая полной властью, руководствовался лишь инструкциями, полученными от царя, и обязывался в нужных случаях собирать военные советы. В последних царь Петр видел средство для всестороннего усвоения обстановки.

Генерал-фельдмаршал мог иметь помощника — генерал-фельдмаршал-лейтенанта. Затем, помощниками главнокомандующего являлись: генерал-фельдцейхмейстер, генерал от кавалерии и генерал от инфантерии, генерал-кригскомиссар, генерал-квартирмейстер и другие чины. При главнокомандующем формируется штаб армии. Чины квартирмейстерской части выполняли те работы, которые теперь возлагаются на офицеров Генерального штаба.

Дисциплина в рядах Петровской армии. Воинские артикулы, составлявшие особую часть Воинского устава, предусматривали суровые наказания за важные воинские преступления. Телесные наказания и смертная казнь были обычными карами, налагаемыми судами на виновных в нарушении воинской дисциплины и долга. За маловажные проступки виновные подвергались дисциплинарным взысканиям, заключавшимся в лишении свободы и денежных штрафах. При этом соблюдалась известная постепенность в наказаниях.

Следует отметить, что в Петровской армии воспрещалось применение телесных наказаний за ошибки во время строевых учений. Суровые меры для поддержания дисциплины в рядах армии, если принять во внимание грубость нравов и жестокость данной эпохи, не могли служить препятствием для развития доблести и воинского духа в рядах молодой русской армии.

Царь Петр с первых же дней существования русской армии стремится установить близкие сердечные отношения между начальниками и подчиненными. Офицерам царь вменяет в обязанность заботиться о нуждах солдат. Особенно близки к солдату должны быть их ближайшие руководители — младшие офицеры. Прапорщик обязан был ходатайствовать о нижних чинах «и егда в наказание впадут». Офицеры должны были «во вся дни посещать немощных» нижних чинов.

Безжалостно преследовал царь Петр всякие злоупотребления по службе. Не возбранялось обиженным нижним чинам приносить жалобы, но только через своего ротного командира и не коллективно. Исключительная заботливость царя о русском солдате давала превосходный пример всему командному составу нашей армии. Между офицерами и нижними чинами, конечно, не в ущерб дисциплине, устанавливались не формальные отношения, а близость почти родственная, семейная. Это обстоятельство весьма благотворно влияло на боевую спайку войсковых частей. Нравственное состояние нашей армии и ее дух были таковы, что в большой мере усиливали ее боевые качества.

Тактическая подготовка Петровской армии. Ко времени издания Воинского устава 1716 года молодая Петровская армия успела пройти выдающуюся по поучительности настоящую боевую школу и усвоить наиболее рациональные приемы полевой деятельности войск, опередив во многом образцовые армии западноевропейских государств. Устав 1716 года регламентировал те приемы, которые практически усвоены были войсками в период долгой и упорной борьбы. Сущность указаний Воинского устава заключалась в следующем.

Общее распоряжение по производству разведок, походных движений и охранению исходило от генерал-квартирмейстера армии. Для разведки назначалась преимущественно конница. Конные отряды высылались иногда вперед на значительное расстояние — до 150 верст. Разведывательные отряды должны были «все дороги и пассы осмотреть». Таким образом, объектом разведки являлись и местность, и противник.

Походные порядки, в зависимости от удаления противника, делились на два вида: 1) вдали от неприятеля и 2) вблизи от неприятеля. При движении вблизи от врага на первый план выступала боевая готовность войск. Авангард превращался в сильный отряд с половиной всей конницы и с легкой артиллерией. За авангардом следует пехота, за ней — артиллерия и обозы; остальная конница составляла арьергард. Части двигались широким фронтом, обыкновенно развернутыми ротами, поэтому подвижность войск была мала.

При движении по местности гористой и лесистой опасные места, важные в тактическом отношении, должны были захватываться предварительно авангардом или спешенной конницей. При отступательных переправах сначала отступала конница, за ней артиллерия, последней же пехота под прикрытием огня переправившейся уже артиллерии. Фланговые марши совершались в нескольких колоннах, при чем колоннам для самостоятельности придавалась артиллерия.

Отдых. Вблизи противника войска на отдых располагались лагерем (биваком); в остальных случаях предпочтительно на квартирах. Если противник был недалеко, лагерь обносился ретраншаментом. Хозяйственные и санитарно-гигиенические условия лагерных стоянок были близки к современным. Особое внимание обращалось на возможно быстрое сосредоточение.

Сторожевая служба. В зависимости от свойств местности для несения сторожевой службы назначалась пехота или конница. Кавалерия выдвигалась дальше к противнику. В наиболее опасных местах вокруг лагеря выставлялись отводные караулы. Они выставляли цепь парных часовых с поддержками, караулы большие и малые. Караулы должны были видеть соседние караулы. Каждому караулу и посту указывалось сборное место. Ночью число постов увеличивалось. Сквозь линию постов никого не пропускали. Всем нижним чинам сообщалось секретное слово — лозунг; офицерам, кроме того, — пароль. Поверка тщательности несения сторожевой службы производилась рундами.

Боевые действия. Отдавая дань времени и господствующим идеям в области военного дела, царь Петр принял для русской армии линейный боевой порядок, в две линии, но вносил в него, в зависимости от обстановки, весьма существенные поправки и в нужных случаях видоизменял этот боевой порядок настолько, что он по свойствам своим приближался к глубокому порядку.

Так, в 1706 году царь указывал Брюсу «становить в бою по ордеру баталии; буде же кому места не будет с левой руки, становись с правой, позади один другого во столько линий, сколько ширина позволит». В первый период боя при Лесной, в ожидании конницы Боура, царь Петр строит войска в одну линию. Артиллерия в боевом порядке не имела строго определенного места, а занимала возвышенные места, удобные для действий ее.

В Полтавском сражении во второй линии ставятся вторые батальоны полков, а в первой линии — первые батальоны тех же полков; этим нарушены были принципы линейной тактики, но осуществлялся принцип взаимной выручки «своими» на поле сражения.

В инструкции, преподанной царем армии в 1713 году перед Фридрихштадтским боем, говорится: «Накрепко смотреть, чтоб друг другу секундовать… и когда неприятель пойдет на одно крыло, то другому крылу неприятеля с тылу и во фланг атаковать». В первые годы Северной войны конница в бою строилась на флангах пехоты в колоннах. В 1713 году царь Петр вводит построение головных эскадронов в развернутом строю, чем достигалась большая боевая готовность конницы и возможность развить большую стремительность при атаке.

Крупнейшей поправкой к линейному боевому порядку является резерв, часто применяемый Петром Великим в бою. Воинский устав требовал, чтобы резерв прикрывал крылья артиллерии и для «сикурса, где неприятельскому нападению наивяще быти чают». В Полтавском сражении мы видим кроме частного резерва, каковым является вторая линия боевого порядка, еще и общий резерв — батальоны, оставленные в ретраншаменте.

Обращает на себя внимание то, что царь Петр требует от начальников занимать такое место во время боя, чтобы сохранить возможность управления войсками, но, «когда необходимая нужда того требует», предписывает начальникам служить примером доблести для войск. Взгляд царя Петра на боевой порядок отличается удивительной правильностью и широтой. По его мнению, высказанному три века тому назад, расположение войск в бою «зависит от осторожности, искусства и храбрости генерала, которому положение земли, силу неприятеля и обыкновение оного знать и потому свое дело управлять надлежит».

Исследование Генерального штаба подполковника П.М. Андрианова под редакцией ординарного профессора Императорской Николаевской Военной Академии Генерального штаба полковника Н.Л. Юнакова, из книги «История русской армии», М., «Эксмо», 2014, с. 77 – 80.