«1. Мы, нижеподписавшиеся, действуя от имени Германского Верховного Командования, соглашаемся на безоговорочную капитуляцию всех наших вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, а также всех сил, находящихся в настоящее время под немецким командованием, — Верховному Главнокомандованию Красной Армии и одновременно Верховному Командованию Союзных экспедиционных сил.

2. Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23-01 часа по центрально-европейскому времени» 8-го мая 1945 года…»

«Ровно в 24 часа мы вошли в зал, — вспоминал Маршал Советского Союза Жуков  Г.К. — Все сели за стол. Он стоял у стены, на которой были прикреплены государственные флаги Советского Союза, США, Англии, Франции. В зале за длинными столами, покрытыми зеленым сукном, расположились генералы Красной Армии, войска которых в самый короткий срок разгромили оборону Берлина и поставили на колени высокомерных фашистских фельдмаршалов, фашистских главарей и в целом фашистскую Германию. Здесь же присутствовали многочисленные советские и иностранные Журналисты, фоторепортеры.

— Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного командования союзных войск, — заявил я, открывая заседание, — уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования. Пригласите в зал представителей немецкого главного командования.

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 г., Кукрыниксы

Подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии в 1945 г., Кукрыниксы

Все присутствующие повернули головы к двери, где сейчас должны были появиться те, кто хвастливо заявлял на весь мир о своей способности молниеносно разгромить Францию, Англию и не позже как в полтора-два месяца раздавить Советский Союз. Первым не спеша переступил порог генерал-фельдмаршал Кейтель, правая рука Гитлера. Выше среднего роста, в парадной форме, подтянут. Он поднял руку со своим фельдмаршальским жезлом вверх, приветствуя представителей Верховного командования советских и союзных войск… Это был далеко не тот надменный Кейтель, который принимал капитуляцию от покоренной Франции. Теперь он выглядел побитым, хотя и пытался сохранить какую-то позу. Встав, я сказал:

— Имеете ли вы на руках акт о безоговорочной капитуляции, изучили ли его и имеете ли полномочия подписать этот акт?
Кейтель отвечает:
— Да, изучили и готовы подписать его.
— Предлагаю немецкой делегации подойти сюда, к столу. Здесь вы подпишете акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Кейтель быстро поднялся, устремив на нас недобрый взгляд, а затем опустил глаза и, медленно взяв со столика фельдмаршальский жезл, неуверенным шагом направился к нашему столу. Монокль его упал и повис на шнурке. Лицо покрылось красными пятнами… В 0 часов 43 минуты 9 мая подписание акта безоговорочной капитуляции было закончено. Я предложил немецкой Делегации покинуть зал.

От имени советского Верховного Главнокомандования я сердечно поздравил всех присутствующих с долгожданной победой. В зале поднялся невообразимый шум. Все друг друга поздравляли, жали руки. У многих на глазах были слезы радости. Меня окружали боевые друзья — В.Д. Соколовский, М.С. Малинин, К.Ф. Телегин, Н.А. Антипенко, В.Я. Колпакчи, В.И. Кузнецов, С.И. Богданов, Н.Э. Берзарин, Ф.Е. Боков, А.В. Горбатов и другие.

Вспомнив близких друзей и боевых товарищей, которым не довелось дожить до этого радостного дня, эти люди, сами привыкшие без малейшего страха смотреть смерти в лицо, как ни крепились, не смогли сдержать слез. В 0 часов 50 минут 9 мая 1945 года заседание, на котором была принята безоговорочная капитуляция немецких вооруженных сил, закрылось».

Утро 9 мая — первое утро великой Победы. На всю страну, на весь мир прозвучало обращение Верховного Главнокомандующего Сталина И.В. к народу: «Товарищи! Соотечественники и соотечественницы! Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию.

Надо отметить, что в США и Великобритании о капитуляции было объявлено уже 8 мая, уже происходили демонстрации, по радио выступили Черчилль и Трумэн. Советское же радио весь день рассказывало о боях за Либаву, о подписке на новый заем и сообщило о капитуляции лишь в ночь на 9 мая. Как в старости говорил Вячеслав Молотов: «Я думаю, Сталин опасался, как бы нас не надули, не подвели союзники. А то еще куда-нибудь затянут, какую-нибудь бяку устроят».

7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.

Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это уже не пустая бумажка. Это — действительная капитуляция вооружённых сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии все еще уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести ее в чувство.

Теперь мы можем с полным основанием заявить, что наступил исторический день окончательного разгрома Германии, день великой победы нашего народа над германским империализмом. Великие жертвы, принесенные нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь Отечества, не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией…

Преемственность поколений

Три года назад Гитлер всенародно заявил, что в его задачи входит расчленение Советского Союза и отрыв от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей. Он прямо заявил: «Мы уничтожим Россию, чтобы она больше никогда не смогла подняться». Это было три года назад. Но сумасбродным идеям Гитлера не суждено было сбыться — Ход войны развеял их в прах. На деле получилось нечто прямо противоположное тому, о чем бредили гитлеровцы. Германия разбита наголову. Германские войска капитулируют. Советский Союз торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию.

Товарищи! Великая Отечественная война завершилась нашей полной победой. Период войны в Европе кончился. Начался период мирного развития. С победой вас, мои дорогие соотечественники и соотечественницы! Слава нашей героической Красной Армии, отстоявшей независимость нашей Родины и завоевавшей победу над врагом! Слава нашему великому народу, народу-победителю! Вечная слава героям, павшим в боях с врагом и отдавшим свою жизнь за свободу и счастье нашего народа!».

* * *

Это историческое событие — подписание Акта о безоговорочной капитуляции — произошло в берлинском районе Карлсхорст, в двухэтажном здании , где размещался штаб 1-го Белорусского фронта под командованием Жукова Г.К. Теперь в нем музей. Под зелеными соснами навечно встали на бетонные постаменты наши танки, самоходные и полевые орудия. Перед входом в здание — легендарная «тридцатьчетверка», на стволе орудия — 24 звездочки: боевой счет экипажа на пути к победе от Волги до Шпрее. Неподалеку обелиск — память о 300 тысячах советских воинов, павших в последнем сражении за Берлин.

У входа в дом, где была написана последняя страница истории самой кровопролитной войны, на стене — большая мемориальная плита. Надпись на русском и немецком языках гласит: «В этом здании 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии». Последние недели Великой Отечественной войны — битва за Берлин, капитуляция Германии — главные темы экспозиций. В 14 залах музея — карты и документы, военные газеты, макеты боевых действий. Особенно привлекает диорама штурма рейхстага. Она оживает, когда экскурсовод нажимает кнопку. Слышны раскаты орудийных залпов, автоматные очереди, крики солдат, идущих на последний штурм.

Один стенд музея посвящен детям. Это — фотографии. Плачущая девочка прижимает к себе годовалую сестрёнку. Светловолосые малыши в яме со страхом всматриваются в небо. Сожженная деревня, от которой остались лишь печные трубы, на одной — надпись: «Мама! Мы каждый день с папой ходим в 10 часов и ждем тебя. Славик».

Здесь есть и кинозал, в котором демонстрируют один «вечный» фильм — подписание акта о капитуляции. На экране оживает сама история… В комнату вводят представителей трех родов войск гитлеровского вермахта. Генерал-фельдмаршал Кейтель явно нервничает, но пытается сохранить достоинство, он похож на заводную механическую куклу. Картинно салютует маршальским жезлом, вставляет в глаз монокль и садится за стол. Когда акт был подписан, Маршал Советского Союза Жуков Г.К. объявил: «Члены немецкой делегации могут быть свободны». Немецкие генералы покидают помещение — они уходят не только из этой комнаты, они уходят из истории.

Центральная часть музея — зал, где был подписан акт о капитуляции. Место, где была поставлена последняя точка — долгожданная точка победы. Здесь все сохранено так, как было когда-то в 1945 году. И этот зал, и все экспонаты музея уникальны, необычны. Они хранят память о страшной войне. И потому очень дорог для истории клочок бумаги, исписанный карандашом: «На Московское шоссе нас послали 12 человек. Теперь нас только трое: Коля, Володя и я… Перед нами горят 19 танков… Врагов несметное множество… Мы уничтожили 23 танка… И вот я остался один. Прощайте. Александр Виноградов».

Эту скупую повесть героизма нашли в патронной гильзе, спрятанной в коре березы под Москвой. Однополчане Александра Виноградова пронесли его записку через все бои. Перед штурмом Берлина они перечитывали этот необычный документ о подвиге воинов как завещание, как наказ: стойко сражаться с врагом, достойно выполнить свой долг — защитить любимую Родину.

1418 дней и ночей Великой Отечественной войны… 43 минуты подписания Акта о безоговорочной капитуляции… Годы тяжелых боев, битв, сражений, и мгновение (43 минуты!), чтобы закрыть печальную страницу истории. Музей в Карлсхорсте — единственный в мире, рассказывающий об истории капитуляции фашистской Германии. Музей посетили представители всех стран нашей планеты. Этот музей стал всемирным на все времена.

Отгремели бои в Берлине. Состоялся парад победителей. 8 августа 1945 года, через три месяца после Победы, правительства Советского Союза, США, Великобритании и Франции заключили соглашение. Главное решение: возмездие над фашизмом должно быть неотвратимым. Наступил час расплаты. Был учрежден Международный военный трибунал. 20 ноября (20 ноября 1945 г. — 1 октября 1946 г.) начался Нюрнбергский процесс — суд над главными военными преступниками фашистского рейха. Это закономерный финал войны.

Трибунал провел 407 заседаний. Протоколы заседаний насчитывают 16 тысяч страниц. Было изучено 300 тысяч письменных показаний, проверено 100 тысяч документов, изготовлено 50 миллионов страниц печатных текстов. Директивы и планы, приказы и стенограммы, карты и отчеты, фотографии, письма, дневники — это бесспорные доказательства преступлений против мира, военных преступлений, преступлений против человечности. Каждая страница — обвинительный акт.

Нюрнбергский процесс — суд истории. 1 октября 1946 года. В 14 часов 50 минут началось последнее 407-е заседание суда. Возмездие свершилось. Но забывать о материалах суда нельзя! Они по-прежнему обвиняют: и фашистских преступников, и тех, кто сегодня пересматривает итоги минувшей войны. Но приговор суда обжалованию не подлежит. У него нет срока давности. Нюрнберг нельзя сдавать в архив!

Каждый год мы отмечаем День Победы. Это навечно великая дата. Наша память — наш набат души: нельзя забыть незабываемое! Наша память — наша сила. Пока будем помнить подвиг защитников Родины, мы несокрушимы, непобедимы. Это заповедь павших в боях воинов для всех нас — от мала до велика, для каждого патриота. Быть верным этому завету — значит быть достойным наследником славы победителей, надежным защитником Отчизны.

По материалам книги Илык В.А. «Наша победа: Военно-историческая хроника», М., 2009, с. 218 – 261.