В отечественной истории немало загадок безвременного ухода из жизни известных людей. Одна из них – тайна гибели полководца Великой Отечественной войны, генерала армии Николая Фёдоровича Ватутина. К трагическим обстоятельствам его смерти в разное время в мемуарах и статьях обращались известные военачальники, очевидцы тех событий, военные историки, журналисты и писатели.

Однако до сих пор не представлено убедительной версии, объясняющей причины безвременной смерти генерала в апреле 1944 года. Как не представлено и документов, указывающих на причастность тех или иных лиц к организации бандитского нападения на кортеж Ватутина и на причины халатного отношения к его лечению, приведшему к смерти военачальника.

Книга белгородского военного писателя и журналиста, члена Союза писателей России и Союза журналистов Журахова В.М. «Генерал Ватутин: тайна гибели» – попытка исторического исследования обстоятельств гибели военачальника. Эта книга написана на основании уникальных документов из восьми архивов России и Украины. Почти все документы около 70 лет хранились под грифом «Совершенно секретно» и рассекречены только по запросу автора в процессе работы над книгой.

Книга вышла в канун 70-летия Курской битвы, важную роль в которой сыграл командующий фронтом генерал армии Ватутин. Николай Фёдорович Ватутин родился 16 декабря 1901 года в селе Чепухино (ныне Ватутино) Валуйского уезда Воронежской губернии (ныне Белгородская область). В Великой Отечественной войне он участвовал в обороне Новгорода, командовал войсками Юго-Западного фронта во время Сталинградской битвы. В июле 1943 года на южном фасе Курской дуги, в боях под Прохоровкой (на малой родине генерала) войска Воронежского фронта под его руководством отразили мощные удары танковых дивизий вермахта и перешли в решительное контрнаступление.

Ватутин Н.Ф.

В ноябре 1943 года Ватутин был назначен командующим 1-м Украинским фронтом, освободил Киев. Но, увы, полководец погиб от пули «борцов за независимость Украины». Выезжая в очередной раз в войска с целью разработки предстоящей наступательной операции, Ватутин попал в засаду, получил тяжёлое ранение и вскоре умер от заражения крови в киевском госпитале. Дочь Николая Фёдоровича – Елена Николаевна, которая сейчас живёт в Праге, рассказала В. Журахову, что по факту бандитского нападения на её отца расследования не было, но в соответствии с законом должны были возбудить уголовное дело, ведь нападение на генерала было совершено на уже освобождённой территории Западной Украины

Василий Михайлович Журахов – оперативный сотрудник с большим опытом работы, лично руководивший раскрытием террористического акта в Республике Ингушетия, выявлением ряда преступлений, связанных с деятельностью банд подполья на Северном Кавказе, полковник МВД в отставке. Он с точностью до минуты восстановил хронологию рокового дня, в который было совершено нападение на Ватутина.

Примерно в полдень 29 февраля 1944 года основная часть охраны на машине «студебекер» была выслана вперёд по маршруту Ровно – Здолбунов – Острог – Славута с задачей разведать обстановку и ожидать кортеж с генералом Ватутиным в Здолбунове. Именно по этой дороге он собирался ехать в 60-ю армию. Но затем по совету генералов Козлова и Пухова командующий фронтом решил изменить маршрут движения. В 16 часов 30 минут кортеж генерала выехал по маршруту Ровно – Гоща – Милятын. Однако это было весьма рискованно, так как по этому маршруту уже проехали генералы Пухов и Козлов, а по неписанному закону на войне дважды по одной дороге не ходят.

По докладам «СМЕРШ» – местность в этом районе контролировалась боевиками УПА, а «студебекер» с бойцами охранения находился на тот момент у Здолбунова. В результате в 18 часов 50 минут десять красноармейцев, следовавших в составе кортежа, командующий фронтом, член Военного совета фронта и два офицера штаба подверглись нападению банды численностью до ста человек. В этом бою генерал Ватутин получил сквозное ранение верхней трети правого бедра с переломом бедренной кости. Благодаря самоотверженности сопровождавших его красноармейцев он был вынесен из-под огня и доставлен в госпиталь. По мнению Журахова В.М., засада специально не готовилась, столкновение оказалось случайным.

Сотрудники СМЕРШ и НКВД установили личности бандитов, которые участвовали в нападении на кортеж генерала Ватутина Н.Ф. Рассекреченные документы косвенно свидетельствуют о возможной причастности к вооружённому нападению начальника штаба дивизии «Холодный яр» УПА Евгения Басюка по кличке Черноморец и командира соединения УПА Фёдора Воробца – кличка Верещака. Но вместо того, чтобы привлечь Басюка к уголовной ответственности за бандитизм, его завербовали, и он возглавил агентурно-боевую группу НКВД в ходе спецоперации по разгрому УПА.

Журахов делает следующие выводы. Во-первых, к трагическим событиям привела ошибка сопровождавших полководца лиц при выборе безопасного маршрута следования в поездке по Ровенской области Украины, отсутствие обязательного в данной ситуации оперативного агентурного прогнозирования, а также несогласованность в действиях командования 13-й армии и органов «Смерш» при принятии оперативных решений. Во-вторых, действия оперативных работников контрразведки при поддержке войск НКВД не носили оперативно-розыскной характера, а сводились к проведению войсковых операций по ликвидации групп УПА.

Почему же органы «Смерш» не предприняли никаких срочных мер по детальному осмотру и изъятию улик с места происшествия? Нападение на полководца было совершено на уже освобождённой территории Западной Украины, следовательно, это был не бой с противником, а теракт оуновцев в тылу Красной Армии. В этом случае, в соответствии с законом, должны были возбудить уголовное дело и в рамках расследования установить виновных. Журахов В.М. предлагает ряд объяснений данного обстоятельства. Заканчивается книга словами: «Война всё списала, а время их реабилитировало».

После ранения жизни полководца вначале ничего серьёзно не угрожало, тем не менее врачи опасались газовой инфекции и высказывали требования о немедленной отправке генерала Ватутина в Москву. О целесообразности отправки генерала в Москву Сталина И.В. информировал в своей телеграмме член Военного совета фронта генерал-майор Крайнюков. Но первый секретарь ЦК КП(б) Украины Хрущёв Н.С. убедил Верховного, что нет необходимости беспокоить раненного транспортировкой. Все требуемые условия по его лечению будут созданы на месте, и он поставит на ноги своего боевого друга. Да и самому Ватутину не очень хотелось в Москву. Он думал по-быстрому отлежаться и опять на фронт. Жить по-другому Николай Фёдорович просто не мог.

Однако лечение, осуществляемое согласно сложившейся практике, положительных результатов не принесло. Врачи Киевского военного госпиталя, видимо, знавшие, что Хрущёв Н.С. лично контролирует лечение Ватутина, побоялись пойти на кардинальные меры раньше. Возможно, тогда бы и удалось избежать летального исхода. В. Журахов, считает, что основная вина в гибели Ватутина Н.Ф., состоит в неправильных, или специально продуманных действиях Хрущёва, который вместо того, чтобы эвакуировать военачальника в Москву перевёл раненого командующего фронтом в свой особняк из военного госпиталя. Вследствие чего, действия привлечённых к лечению врачей, привели, в конечном счёте, к заражению крови и гибели генерала Ватутина, в то время как рядовой солдат, получивший в том же бою такое же ранение, и пройдя лечение в военном госпитале – остался жив.

Спустя три недели после ранения Ватутина Н.Ф. с появлением осложнений Хрущёв Н.С. начал бить во все колокола, потому что с взятыми на себя обязательствами не справился, а за это придётся отвечать перед товарищем Сталиным. Скорее всего, Хрущёв надеялся на то, что содеянное им не приведёт к серьёзному разбирательству. В. Журахов приводит в книге справку: с 22.06.1941 г. по 1. 07. 1943 г. уже погибло на фронте и умерло 156 генералов и представителей руководящего политсостава Красной Армии.

Косвенным подтверждением вины Хрущёва Н.С. в гибели генерала Ватутина Н.Ф. служит и тот факт, что звание Героя Советского Союза ему было присвоено только в 1965 году, уже после отстранения Хрущёва от власти. Уже в марте 1944 года, понимая, что война скоро окончится, и что полководцы-победители пойдут наверх, такие как Хрущёв Н.С. хотели бы, чтобы возможных конкурентов было поменьше. И лавров больше и власти тоже достанется больше тем, кто уцелеет на войне, а заслуги им потом припишут любые.

Безвременная гибель крупного полководца Великой Отечественной войны Ватутина Н.Ф. не может быть «списана». Потомкам важно знать правду. Кстати, именно её всегда хотела узнать и дочь полководца Ватутина Е.Н. В официальную версию его гибели она не верила. Дочь генерала дала высокую оценку книге, выразившуюся в словах: «Наконец-то наступил тот день, когда все мы узнали правду».

С группой белгородских писателей и ветеранов Журахов В.М. побывал в селе Ватутино Валуйского района на родине Николая Фёдоровича и подарил сотрудникам музея Ватутина Н.Ф. свою книгу, а также коробочку с землёй и травой с воинского захоронения генерала Ватутина в г. Киеве. Таким образом, через семьдесят лет прославленный генерал символически вернулся на свою родину. Ведь те, кто пал за Родину, как поётся в известной песне, «стали просто землёй, травой».

По материалам книги Журахов В.М. «Генерал Ватутин: тайна гибели», Белгород: «Константа», 2013.