План
1. Взаимосвязь общественной и личной жизни.
2. Григорий Мелехов — трагическая фигура романа.
3. Литературные споры о судьбе главного героя.

Революция обнаруживает и высоту человеческой природы,
и истребление духовных ценностей…

Бердяев Н.А.

Не секрет, что несчастья и лишения заставляют человека как нельзя лучше обнажить свою суть, свою душу, а иногда и раскрыться с самой неожиданной стороны. Своих героев Шолохов пропускает и через кровавые годы революций и войн, и через не менее жестокую эпоху голода и коллективизации. Путь шолоховского героя – это, прежде всего, суровая битва на выживание с окружающим миром за право быть счастливым.

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов смело обращается к социальным проблемам, изображая драматизм конфликтов и судеб героев. Писатель не боится пессимизма, пытаясь вскрыть социальные причины явлений. Особенность романа «Тихий Дон» заключается в том, что историческая судьба страны и судьбы персонажей переплетаются. Автор утверждает: невозможно для человека определить свой жизненный путь вне социальной борьбы.

Кадр из фильма «Тихий Дон». Григорий Мелехов — П. Глебов, 1958 г.

Действие романа начинается задолго до Первой мировой войны. Шолохов начинает изображать жизнь казачьего хутора в 1912 году, а заканчивает в 1922. Эти 10 лет в жизни всей страны и жизни донского казачества значили очень много.

Казаки — особое сословие, служившее царю, не знавшее крепостного права. Но наряду со свободой Шолохов изображает невежество и жестокость нравов казачества. Революционные события способствовали расслоению общества: бедняки приняли сторону красных сразу и безоговорочно, состоятельное казачество колебалось или металось от белых к красным, как показано на примере судьбы Григория Мелехова.

Русское казачество, описанное Михаилом Александровичем на страницах романа «Тихий Дон», в большинстве своем состоит из людей простых, зачастую мало образованных, на себе проверяющих правильность сделанного выбора, расплачиваясь за него искалеченными судьбами и даже жизнью. Вдалеке от столиц казаки также довольно далеки и от «большой политики», но, тем не менее, пытаются своими силами, без умных посредников разобраться в хитросплетениях преобразований, построить для себя по-настоящему счастливую жизнь.

Семье Григория Мелехова в романе уделено большое внимание. Они середняки, поэтому им присуще двоякое настроение. Середняцкое положение семьи сказывается и на том, что Григорий женится на дочери кулака, а Дуняшка выходит замуж за большевика.

Григорий Мелехов — трагическая фигура романа. Это человек умный, умеющий отстоять свою независимость, он старается жить по правде, но разобраться, где правда в хаосе исторических событий очень трудно. Неустойчивость, неумение найти свой путь в политической борьбе отражается и в личной жизни. Григорию глубоко претит кровопролитие, не для войны пришел он в этот мир. Он человек добрый, отзывчивый к чужой беде. С какой жалостью смотрел он на мертвого утенка, случайно зарезанного на сенокосе! А суровая жизнь вынуждает его взять в руки саблю.

Когда на Дону появились красные части и пошли слухи о чинимых ими бесчинствах, казаки встали (что вполне естественно) на защиту своих жилищ и влились в белогвардейское движение. В их числе оказался и Григорий Мелехов. Он же оказался в центре событий, когда вспыхнул вешенский мятеж. Он шел той же дорогой, что и тысячи казаков. Его судьба во время восстания своеобразно отражает приливы и отливы в настроении казачьих масс. В разгар мятежа Григорий — один из руководителей повстанцев, а после их соединения с белой гвардией он уже не играет прежней роли, отходит в тень. Разгром объединенной армии кадетов и повстанцев — не только значимое историческое событие, но и важнейшая веха на жизненном пути героя.

Показывая жизнь Григория в стане белогвардейцев, автор тем самым показывает и несостоятельность контрреволюционеров. Разгул, пьянство, произвол царят в рядах белой гвардии. Григорий, добившись немалых успехов в военном деле, получив множество чинов и наград, тем не менее, все чаще задумывается о том, за что и против чего человек воюет. Эти размышления приводят его к мысли о том, что дело, за которое он борется, — неправое. Поэтому вполне закономерен его переход в Красную Армию.

После ранения и общения в госпитале с коммунистом Гаранжой Мелехов приходит домой другим человеком, узнавшем об антинародном характере войны. Но дома его встречают как героя, Георгиевского кавалера, и Григорий возвращается на службу. Революция застает его на войне. Обстоятельства складываются так, что впоследствии Мелехов воюет на стороне красных, но в душе он не до конца с ними. Григорию трудно разобраться, на чьей стороне правда, начинаются метания героя. «От белых отбился и к красным не пристал, — говорит он сам о себе, — так и плаваю, как навоз в проруби». Мелехов утратил доверие со стороны тех и других, он становится врагом и в стане красных, и в стане белых. Ему, не раз приходилось наблюдать жестокость и красных и белых, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными.

Но не переходом Григория в ряды Красной Армии завершает Шолохов свой роман, хотя, казалось бы, более логичного завершения нельзя и придумать. Для того, чтобы осветить, ничего не утаивая, весь тяжкий путь революции, автор рассказывает об участии Григория в банде. Это — тоже часть действительности, которую нельзя обойти молчанием. Такие разрозненные банды на самом деле существовали в двадцатых годах XX века. Позже казакам, попавшим в банды, была объявлена амнистия. Григорий вернулся домой чуть раньше.

Уход в банду происходит не из идейных соображений, а от безнадежности положения: ему некуда больше идти. Воспитанный в лучших традициях русского казачества, Мелехов имеет свое представление о чести, понимаемую им шире, чем просто военную доблесть и верность долгу. Ему претят договоры с собственной совестью, что и не позволило ему разделить любовь между Аксиньей и Натальей, участвовать в грабежах и расправах. Трагизм положения Мелехова можно передать словами Есенина: «…в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий».

После выхода романа еще долгие годы продолжался спор о судьбе Григория Мелехова. Его характеризовали и как положительного героя, который неизбежно должен прийти в стан красных, и как отщепенца, индивидуалиста, ищущего покоя и благополучия для себя. Беда Григория Мелехова в том, что он не сумел занять твердой позиции в гражданской войне, но вряд ли можно назвать это его виной. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она — не просто идея. Он ищет ее воплощение в жизни и не находит. «В поисках правды люди делают два шага вперед и шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды», — писал А.П. Чехов…

Григорий Мелехов — казак-«середняк». Его путь — это путь трагических заблуждений и поисков правды всех казаков. Мелехов в полной мере познал горечь крушения иллюзий и чувство позора. Он как зеркало отражает малейшие колебания и настроения народа. Народная вера и сомнения, порывы и колебания определяют строй мыслей, чувств и линию поведения Григория. Его трагическая судьба — судьба народа.

Пройдет очень много лет, должно быть очень большим расстояние, чтобы увидеть и понять истинную суть событий. А судьба Мелехова отражает судьбу многих других людей, искореженных историческими встрясками, так и не нашедших себя в этой борьбе.