Русь всегда занимала особое место в мире — между Западом и Востоком. Мы одновременно — и Европа, и Азия. Так обстоит дело и сейчас (как известно, большая часть Российской Федерации находится в Азии), так было и раньше. В тяжкие годы ордынского ига Русская земля представляла собой крайнюю западную часть безбрежной Монгольской империи. Эта империя вскоре распалась на отдельные части, но ещё долго всё то, что происходило на Востоке, напрямую касалось Руси.

Во второй половине XIV века в Средней Азии возникло сильное государство со столицей в городе Самарканде. Создал это государство среднеазиатский правитель Тимур, которого в Европе называли Тамерланом, а на Руси — Темир-Аксаком. Русские летописи так рассказывают о нём:

«Был Темир-Аксак не царь по рождению и не из рода царского, но из худых людей. Ремеслом — кузнец по железу, нравом же немилостив и разбойник. Прежде он был рабом у некоего господина, и тот господин из-за злого его нрава отказался от него и повелел его жестоко избить и прогнать. Был он тогда ещё молод. И вот, не имея пропитания, стал он от нужды разбойничать. Однажды он украл у кого-то овцу. Однако его выследили, и бросились в погоню, и вскоре схватили. И начали его нещадно избивать, и решили избить до смерти. И перебили ему ногу в бедре напополам.

Великий князь Василий Дмитриевич (1371 Портрет из «Титулярника» 1672 г.

Он же лежал неподвижен и не дышал, и решили те, что он умер, и бросили его на съедение псам. Спустя некоторое время он очнулся и, сумев подняться, оковал себе перебитую ногу железом. С тех пор он остался хромым. (На самом деле Тимур стал хромым после ранения в одном из военных походов). Потому и прозвали его — Темир-Аксак, что значит «Железный Хромец». Исцелившись от ран, он не оставил своего разбойничьего нрава. К нему стали собираться лихие люди, во всём подобные ему, и когда число их во много раз увеличилось, они захватили многие земли, и города, и страны…»

Это был жестокий и неумолимый завоеватель, один из самых кровожадных правителей в истории человечества. Покоряя своей власти новые земли и народы, он не останавливался ни перед какими преступлениями. Современники с ужасом передавали рассказы о целых башнях, построенных по его приказу из живых людей, тела которых пересыпали глиной и битым кирпичом; о пирамидах, сложенных из многих десятков тысяч отрубленных человеческих голов. Империя Тимура простиралась от Индии и Китая до Малой Азии и Закавказья.

В 1391 году Тимур начал войну с ханом Золотой Орды Тохтамышем. Решающее сражение произошло в 1395 году на реке Терек, на Кавказе. Тохтамыш был полностью разгромлен. Преследуя врага, Тимур опустошил города Крыма, Северного Кавказа, а также столицу Золотой Орды город Сарай. Его войска дошли и до западной «окраины» Тохтамышева царства — Руси. Они разорили земли Рязанского княжества и взяли город Елец. Над Москвой и над всей Русью нависла угроза нового страшного разорения.

Чудотворная икона Владимирской Божией Матери

«Услышав об этом, великий князь Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, собрал множество воинов и выступил из Москвы к Коломне и встал на берегу Оки. Люди же пребывали в глубокой печали и отчаянии, беспрестанно молясь Богу и Пречистой Его Матери». В Москве собралось множество беженцев. Люди готовились сидеть в осаде. Во главе обороны города встал дядя великого князя, князь Владимир Андреевич Храбрый. Каждый день в Москву приходили грозные вести о том, что Темир-Аксак похваляется завоевать всю Русскую землю и предать всех христиан мучительной смерти.

Великий князь Василий Дмитриевич и митрополит Киприан решили обратиться к помощи и заступничеству самой Пресвятой Богородицы, вспомнив о её чудотворной иконе, хранившейся в городе Владимире. По преданию, эту икону написал святой евангелист Лука; во Владимир же её перенёс князь Андрей Юрьевич Боголюбский ещё в XII веке. Со временем икона Владимирской Божией Матери стала наиболее почитаемой на Руси.

«Великий князь с митрополитом Киприаном послали в город Владимир за чудотворной иконой Пречистой Владычицы нашей Богородицы. И взяли её оттуда на праздник Успения (15 августа 1395 г.), и понесли в Москву. И когда приблизились к городу Москве, вышли из города навстречу ей митрополит, и все священники с крестами, и великий князь с прочими князьями и с княгинями, и бояре, и все люди, малые и великие, так что никого не осталось в городе. И, сотворив молебен, внесли икону в Москву и поставили в церкви Успения Пресвятой Богородицы, месяца августа в 26-й день».

И произошло чудо. «Темир-Аксак же простоял на одном месте две недели. И в тот самый день и час, в который принесена была в Москву икона Пречистой, охватили его страх и ужас, словно от некоего воинства, идущего из Руси; испугался он и ушёл в свою землю. Так проявилось милосердие Божие и Пречистой Его Матери, скорой помощницы роду христианскому. Услышав об этом, великий князь и все христиане воздали хвалу Богу и Пречистой Его Матери, а на том месте, где встретили чудотворную икону, поставили церковь в её имя, и устроили монастырь, и установили праздновать память сего чуда 26 августа».

Мы никогда не узнаем точно, что же явилось причиной столь неожиданного отступления Тимура из Руси. В самом ли деле не решился он завоёвывать эти обширные лесные пространства? Или соблазнился более богатыми и плодородными землями Крыма и Кавказа? Но на Руси никто не сомневался в том, что именно вмешательство Высшей Силы — самого Господа и Пречистой Его Матери — отвратило беду. Праздник иконы Владимирской Божией Матери — до сих пор один из любимых в народе, а сама икона и поныне почитается как заступница и избавительница Москвы и всей Русской земли.

Сретенский монастырь (названный так в честь сретения, то есть встречи чудотворной иконы) просуществовал в Москве до 1917 года. В 30-е годы XX века часть его построек была разобрана. Однако построенный в XVII-XVIII веках собор Владимирской иконы Божией Матери сохранился до сих пор.

Судьба же Тимура была схожей с судьбами многих великих завоевателей. Он умер в 1405 году, во время одного из своих грандиозных походов, и созданная им огромная империя вскоре распалась.

Из книги А. Карпов «Русь Московская», М., «Молодая гвардия», 1998, с. 102 – 106.