Михаил Федорович Романов (1613-1645) Царь и Великий князь Всея Руси родился в Москве 12 июля 1596 года. Отец — боярин Федор Никитич Романов, впоследствии ставший патриархом Филаретом. Мать — Ксения Ивановна Шестова, в иночестве принявшая имя Марфа. Детство провел в селе Домнине, костромской вотчине Романовых, во время смуты вместе с матерью скрывался в Костромском Ипатьевском монастыре.

Михаилу Федоровичу Романову было всего 16 лет, когда 21 февраля 1613 года Земский Собор, в состав которого входили представители всех слоев населения России, включая крестьян, избрал его царем России. Надо сказать, что самого Михаила Фёдоровича в Москве тогда не было. После освобождения из московской осады будущий царь вместе со своей матерью уехал в свою костромскую вотчину Домнино (где едва не попал в руки какой-то бродячей польской шайки), а затем перебрался в Костромской Ипатьевский монастырь. Туда и отправилась делегация Земского собора. Долго пришлось посланцам Собора уговаривать государя и его мать, инокиню Марфу, подчиниться всенародному решению; долго отказывалась государыня, говоря, что мал-де ещё её сын…

2 мая избранный царь въехал в Москву. Его встречали за 30 вёрст от Москвы, в селе Братовщине, а оттуда и до самого царствующего града стояли люди с хлебом и с солью, с иконами и с крестами.  11 июля 1613 года первый царь из династии Романовых венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. Юному царю досталась разоренная и голодающая страна.

Михаил Фёдорович Романов. Портрет из книги А. Олеария. XVII в.

Костомаров Н.И. писал: «Мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь вступил на престол при таких крайне печальных обстоятельствах… С двумя государствами, Польшею и Швецию, не окончена была война. Внутри государства многие города были сожжены дотла, и самая Москва находилась в развалинах.

Повсюду бродили шайки под названием казаков, грабили, сожигали жилища, убивали и мучили жителей. Внутренние области сильно обезлюдели. Поселяне еще в прошлом году не могли убрать хлеба и умирали от голода. Повсюду господствовала крайняя нищета: в казне не было денег и трудно было собрать их с разоренных подданных. Одна беда вела за собой другие, но самая величайшая беда состояла в том, что московские люди, по меткому выражению матери царя, «измалодушествовались». Всякий думал только о себе, мало было чувства чести и законности. Все лица, которым поверялось управление и правосудие, были склонны для своих выгод грабить и утеснять подчиненных не лучше казаков, наживаться на счет крови бедного народа, вытягивать из него последние соки, зажиливать общественное достояние в то время, когда необходимо было для спасения отечества крайнее самопожертвование». (Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», М., 1991, с. 439-440).

Необходимо было постепенно восстановить порядок: закончить войны, уничтожить шайки разбойников, призвать к порядку зарвавшихся чиновников, отстроить заново города. На все это нужны были деньги и силы, которые, казалось, неоткуда взять. Шестнадцатилетний Михаил Романов не мог справиться со всем этим самостоятельно. С 1613 по 1619 год страной фактически управляла его мать, инокиня Марфа, и ее родственники из семьи бояр Салтыковых. По свидетельствам современников, молодой царь был не более чем игрушкой в их руках.

Тем не менее, дела постепенно шли на лад. В 1614-1616 годах были ликвидированы разбойничьи шайки атаманов Заруцкого, Баловня, Лисовского. В 1617 году Россия заключила мир со Швецией, по которому к ней вернулись захваченные шведами Новгород, Старая Русса, Ладога, Порхов и другие. Но Швеция сохранила за собой Ивангород, Орешек, Копорье, одним словом, все побережье Финского залива: Россия потеряла выход к Балтийскому морю и, кроме того, заплатила шведам 20 000 рублей.

Летом 1618 года королевич Владислав, по-прежнему претендовавший на московский престол, осадил Можайск, но без успеха. В сентябре его войско подошло к Москве и расположилось в Тушине. Одновременно к Москве подошли казаки гетмана Сагайдачного; его передовые части достигли подмосковного села Котёл и Донского монастыря.

Алексей Михайлович Романов

В ночь на 1 октября была предпринята попытка штурма московских укреплений. Интервенты сумели прорваться на территорию Деревянного города, но были отбиты в районе Арбатских ворот Белого города. Владислав отвёл войска от столицы и попытался захватить Троице-Сергиев монастырь. Но и здесь русские отразили натиск поляков. 1 декабря в селе Деулино, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры, было заключено долгожданное перемирие между Польшей и Россией на 14 лет и 6 месяцев, оставив в руках поляков Смоленск, Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и другие Северские земли. Но как бы ни были тяжелы для России эти соглашения, они были просто необходимы: Россия отчаянно нуждалась в мире, в мире любой ценой, чтобы иметь возможность прийти в себя.

1 июня 1619 года на реке Поляновке, около Вязьмы, произошёл обмен пленными. В 1619 году вернулся из польского плена отец Михаила Федоровича Романова, тогда еще только митрополит, Филарет и сразу занял пост Московского патриарха. С этих пор и вплоть до своей смерти в 1633 году патриарх Филарет фактически единовластно правил страной. Формально Михаил Федорович продолжал считаться царем, но на практике он не принимал ни одного решения без согласия своего отца. Платонов С.Ф. писал: «И вот началась энергичная и умелой рукой направленная работа над водворением порядка в стране. Все стороны государственной жизни обратили на себя внимание правительства. С участием Филарета начались заботы о финансах, об улучшении администрации и суда и об устройстве сословий. Когда в 1633 году Филарет сошел в могилу, государство Московское было уже совсем иным в отношении благоустройства — не всё, конечно, но очень много для него сделал Филарет». (Платонов С.Ф. «Лекции по русской истории», М., 1993, с. 351).

Россия постепенно приходила в себя. Продолжалось освоение Сибири. В 1618 году основан Енисейск, в 1628 — Красноярск, в 1631 — Братский острог, в 1632 — Якутск, в 1636-м был основан Тамбов и несколько других городов. В 1630-1632 годах правительство начало формирование регулярной армии, в том числе первых рейтарских (конных) полков. А в 1632-1634 годах Россия вновь воевала с Польшей, в надежде вернуть Смоленск, и снова неудачно. Русские войска потерпели поражение. Смоленск и Черниговские земли остались в руках поляков.

Несмотря на то, что Михаил Федорович долгое время не принимал активного участия в управлении страной и вообще не принадлежал к числу сильных и независимых царей, а может быть, именно поэтому, народ любил его. Одно из сказаний XVII века говорит о нем: «Был царь молод, когда сел на царство… но был добр, тих, кроток, смирен и благоуветлив, всех любил, всех миловал и щедрил, во всем был подобен прежнему благоверному царю и дяде своему Федору Ивановичу». (Соловьев С.М. «Сочинения. История России с древнейших времен», М., 1988, т. 9, с. 332).

Царь Михаил Федорович Романов умер в Москве 13 июля 1645 года и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Его старший сын — Алексей Михайлович Романов (1645-1676) Царь и Великий государь Всея Руси — родился в Москве 19 марта 1629 года. Мать — княжна Евдокия Лукьяновна Стрешнева.

Алексею было всего 16 лет, когда в 1645 году умер его отец, Михаил Федорович Романов, и Алексей Михайлович принял корону Российского государства. А еще через месяц умерла его мать, и юный царь остался круглым сиротой. Несмотря на то, что он получил превосходное образование, Алексей Михайлович еще не мог править самостоятельно. Самым близким к молодому царю человеком в это время был его воспитатель Борис Иванович Морозов. Алексей Михайлович искренне любил и уважал своего наставника, и неудивительно, что в первые годы царствования Алексея Михайловича именно Морозов управлял страной. Соловьев С.М. писал, что «Морозов был человек умный, ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности государства, но не умевший возвыситься до того, чтоб не быть временщиком, чтоб не пользоваться своим временем для своих частных целей». (Соловьев С.М. Указ. Соч., т. 10, с. 441).

Неумеренные злоупотребления Морозова и его родни, крайне неудачная налоговая политика, которую они проводили (они собирали с людей громадные налоги, в частности налог на соль), привели к тому, что 2 июня 1648 года в Москве вспыхнул так называемый «Соляной бунт». Во время бунта было убито несколько высших государственных чиновников. Для умиротворения народа Алексей Михайлович был вынужден не только отлучить Морозова от государственных дел, но и отправить его в ссылку.

Между тем перед правительством стояло много задач и проблем, требовавших возможно быстрого решения. Платонов С.Ф. писал по этому поводу: «На бедную, еще слабую средствами Русь при Алексее Михайловиче обстоятельства наложили столько государственных задач, поставили столько вопросов, требовавших немедленно ответа, что невольно удивляешься исторической содержательности царствования Алексея Михайловича». (Платонов С.Ф. Указ. Соч., с. 364).

Первым в списке безотлагательных дел стояло создание свода государственных законов, поскольку существовавшие судебники безнадежно устарели. Сразу после Соляного бунта (в 1648 году) в Москве был созван Земский Собор, принявший так называемое «Соборное Уложение», то есть свод государственных законов: земельных, семейных, уголовных и других. Соборным Уложением государственные учреждения России руководствовались вплоть до начала XIX века.

Второй по величине и значимости реформой, проведение которой назрело, была церковная реформа. Дело в том, что за время смуты (и даже с еще более ранних времен) в церковных книгах, которыми священнослужители пользовались во время богослужений, накопилось большое число неточностей и расхождений. Исправление книг проводилось постепенно, но патриарх Никон, являвшийся доверенным лицом Алексея Михайловича, решил ускорить этот процесс (1653-1656 гг.). Исправлению подлежали не только сами книги, но и некоторые стороны церковных обрядов.

Большое количество людей, предпочитавших старый порядок вещей, не одобрило реформы Никона. Кроме того, возник спор о том, как именно исправлять книги и обряды и что, собственно, является правильным, а что нет. Многие московские священники были не согласны с мнением патриарха. Все это усугублялось еще и тем, что патриарх Никон претендовал на власть не только церковную, но и светскую, считая, что власть государственная во главе с царем должна полностью подчиняться власти церковной во главе с патриархом.

Будучи очень близок к Алексею Михайловичу, Никон долгое время оказывал сильное влияние на царя. Вплоть до того, что Алексей Михайлович оставлял его управлять страной во время своего отсутствия. Платонов С.Ф. писал: «Алексей Михайлович был из таких сердечных людей, которые не могут жить без дружбы, всей душой привязываются к людям, если те им нравятся по своему складу…» (Платонов С.Ф. Указ. Соч., с. 382). Именно сердечным другом Алексея Михайловича был патриарх Никон.

Но в отличие от царя патриарху не хватало просто дружбы: он претендовал на власть. «Нужно заметить, — писал Платонов С.Ф., — что он (Никон) был почти на 25 лет старше Алексея Михайловича; эта разница лет облегчала ему влияние на царя. Это не была дружба сверстников, а влияние очень умного, деятельного и замечательно красноречивого человека почтенных лет на мягкую впечатлительную душу юного царя. С одной стороны, это была любовь и глубокое уважение мальчика, с другой — желание руководить этим мальчиком. Энергичная, но черствая натура Никона не могла отвечать царю на его идеальную симпатию таким же чувством. Никон был практик, Алексей Михайлович — идеалист». (Там же, с. 397). Понятно, что при всем идеализме царя подобная дружба не могла продолжаться долго. Будучи человеком крайне честолюбивым, Никон стремился заполучить все больше и больше власти и однажды переступил черту. Царь и патриарх поссорились, а в 1658 году Никон был смещен с патриаршего престола и отправлен в ссылку.

Деятельность патриарха Никона привела к церковному расколу. В 1666 году в Москве состоялся Великий собор, одобривший все реформы Никона, хотя самого Никона он осудил. В итоге все приверженцы старого порядка вещей были названы еретиками (сами они назвали себя старообрядцами, поскольку выступали за старые, то есть неисправленные обряды). В результате этого решения Русская Церковь оказалась расколотой.

У правительства хватало проблем и помимо реформ. Часть из них касалась внутренних дел, а часть взаимоотношений с другими странами. Перемирие, заключенное с Польшей, и мир со Швецией были крайне невыгодны для России. На протяжении царствования Алексея Михайловича правительство пыталось исправить такое положение дел.

В 1653 году Земский Собор рассматривал вопрос о воссоединении Левобережной Украины с Россией (по просьбе украинцев, воевавших в тот момент с поляками за независимость и надеявшихся получить защиту и поддержку у России). Вопрос был очень важен для России, поскольку подобная поддержка могла спровоцировать очередную войну с Польшей, что, собственно, и произошло. 1 октября 1653 года Земский Собор принял решение о воссоединении Левобережной Украины с Россией; 8 января 1654 года украинский гетман Богдан Михайлович Хмельницкий торжественно провозгласил воссоединение Украины с Россией на Переяславской раде, а уже в мае 1654 года Россия вступила в войну с Польшей.

Россия воевала с Польшей с 1654 по 1667 год. За это время в состав России были возвращены Ростиславль, Дорогобуж, Полоцк, Мстислав, Орша, Гомель, Чечерск, Новый Быхов (1654 год); Смоленск (23.09.1654); Витебск, Минск, Гродно, Вильно, Ковно (1655 год). С 1656 по 1658 год Россия воевала со Швецией. Русские войска взяли приступом Динабург, Кокнес, Юрьев, Ниеншанц, осадили Ригу и Орешек. В ходе этой войны было заключено несколько перемирий на различных условиях, но в итоге Россия так и не сумела вернуть себе выход к Балтийскому морю.

В самой России было неспокойно. В 1662 году в Москве вспыхнул так называемый «Медный бунт», связанный с введением в оборот медных денег. В 1670-1671 годах в стране бушевала крестьянская война под предводительством казака Степана Тимофеевича Разина, справиться с которой удалось, прямо скажем, не без труда.

Таким образом период правления Алексея Михайловича до предела насыщен бурными и разнообразными событиями. Но нельзя сказать, что сам царь принимал в них активное участие. По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был прекрасным человеком: добрым, отзывчивым, милосердным. Недаром он заслужил прозвище «Тишайший». Народ относился к нему с любовью и уважением. Но при всем том он был человеком не на своем месте.

«Несмотря на превосходные качества этого государя как человека, — писал Костомаров Н.И., — он был не способен к управлению: всегда питал самые добрые чувствования к своему народу, всем желал счастия, везде хотел видеть порядок, благоустройство, но для этих целей не мог ничего вымыслить иного, как только положиться во всем на существующий механизм приказного управления. Сам считая себя самодержавным и ни от кого независимым, он был всегда под влиянием то тех, то других; но безукоризненно честных людей около него было мало, а просвещенных и дальновидных еще менее. И оттого царствование его представляет печальный пример, когда под властью вполне хорошей личности строй государственных дел шел во всех отношениях как нельзя хуже». (Костомаров Н.И. Указ. Соч., с. 486).

Алексей Михайлович умер 29 января 1676 года в Москве и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Федор Алексеевич Романов (1676-1682) Царь и Великий государь Всея Руси, сын Алексея Михайловича Романова. Мать — царица Мария Ильинична Милославская, первая жена Алексея Михайловича. Федор Романов родился в Москве 30 мая 1661 года. В 12 лет он был официально объявлен наследником престола, а уже в 14, после смерти своего отца Алексея Михайловича, стал царем. Федор Алексеевич венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля 18 июня 1676 года.

В первые годы правления Федора Алексеевича страной распоряжались родственники матери царя Милославские. Они вели борьбу за власть и влияние с Нарышкиными, родственниками второй жены Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной. Нарышкины эту борьбу проиграли, и царица Наталья Кирилловна вместе со своим сыном Петром (будущим Петром Великим) удалилась в добровольную ссылку в село Преображенское. Но Милославские недолго торжествовали победу. Их место заняли друзья молодого царя постельничий Языков и стольник Лихачев. По словам Платонова С.Ф., «люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики». (Платонов С.Ф. Указ. Соч., с. 442).

Федор Алексеевич Романов был прекрасно образован. Он хорошо знал латынь и свободно говорил по-польски. Его учителем был знаменитый богослов, ученый, писатель и поэт Симеон Полоцкий. К сожалению, Федор Алексеевич не отличался хорошим здоровьем, с детства был слабым и болезненным. Он правил страной всего шесть лет. Часть этого времени заняла война с Турцией и Крымским ханством из-за Украины. Только в 1681 году в Бахчисарае стороны официально признали воссоединение с Россией Левобережной Украины и Киева. Киев Россия получила по договору с Польшей 1678 года в обмен на Невель, Себеж и Велиж.

В делах внутреннего управления страной Федор Алексеевич больше всего известен двумя нововведениями. В 1681 году был разработан проект создания впоследствии знаменитой, а тогда первой в Москве, Славяно-греко-латинской академии. Многие деятели науки, культуры и политики вышли из ее стен. Именно в ней в XVIII в. учился великий русский ученый Ломоносов М.В. А в 1682 году Боярская Дума раз и навсегда отменила так называемое местничество.

Дело в том, что по существовавшей в России традиции на различные должности государственные и военные люди назначались не в соответствии с их заслугами, опытом или способностями, а в соответствии с местничеством, то есть с тем местом, которое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Сын человека, занимавшего когда-то более низкую должность, никогда не мог стать выше сына чиновника, занимавшего в свое время более высокое положение, несмотря ни на какие заслуги. Такое положение вещей многих раздражало и, кроме того, мешало эффективному управлению государством.

По желанию Федора Алексеевича 12 января 1682 года Боярская Дума отменила местничество, а разрядные книги, в которых были записаны «разряды», то есть должности, были сожжены. Взамен их все старые боярские роды были переписаны в специальные родословцы, чтобы их заслуги не были забыты потомками. Федор Алексеевич Романов умер 27 апреля 1682 года в возрасте 22 лет, не только не оставив прямого наследника престола, но и не назвав своего преемника.

По материалам книги Валькова В.Г. Валькова О.А. «Правители России», М.: Рольф, Айрис-пресс (Энциклопедии), 1999, с. 133-146.