Ярослав II Всеволодович (1238-1246) Великий князь Владимирский был сыном Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав II Всеволодович родился 8 февраля 1190 года в Переяславле-Залесском. В разное время княжил в Переяславле, Рязани, Новгороде, Киеве. Успешно воевал с рыцарями Ордена меченосцев, победив их неподалеку от Юрьева в 1234 году.

Во время гибели старшего брата Юрия II, Великого князя Владимирского, в 1238 году, Ярослав II был в Киеве. Несмотря на татар, на то что все Владимиро-Суздальские земли полыхали в огне, он не побоялся приехать в разоренный Владимир и принять титул Великого князя.

Карамзин Н.М. писал, что «Ярослав приехал господствовать над развалинами и трупами. В таких обстоятельствах Государь чувствительный мог бы возненавидеть власть; но сей князь хотел славиться деятельностью ума и твердостию души, а не мягкосердечием. Он смотрел на повсеместное опустошение не для того, чтобы проливать слезы, но чтобы лучшими и скорейшими средствами загладить следы оного. Надлежало собрать людей рассеянных, воздвигнуть города и села из пепла — одним словом, совершенно обновить Государство». (Карамзин Н.М. «История государства Российского», М., 1988, т. 4, с. 6).

Великий князь Ярослав после разорения татарами Руси возобновляет города, худ. Б. Чориков

Первым делом Ярослав приказал собрать и похоронить погибших. Затем он принял меры для восстановления разрушенных городов и организации управления Владимирских земель. Будучи старшим русским князем, Ярослав II распределил города и княжества Северо-Восточной Руси между своими братьями с тем, чтобы в каждом городе постоянно правил только один княжеский род.

Между тем в 1239 году хан Батый вернулся на Русь. На этот раз он обрушился на южные княжества, не пострадавшие в 1237-1238 годах. Весной 1239 года его войска взяли Переяславль и Чернигов, а 6 декабря 1240 года пал Киев. По словам Карамзина Н.М., «древний Киев исчез, и навеки: ибо сия, некогда знаменитая столица, мать градов Российских, в XIV и XV веке представляла еще развалины: в самое наше время существует единственно тень ее прежнего величия». (Карамзин Н.М. Указ. Соч., т. 4, с. 10).

Фактически уничтожив Киев, татары продолжали двигаться вперед и в 1241 году захватили Люблин, Сандомир и Краков, разбив войска поляков, чехов, немцев и венгров. Они дошли до самого Адриатического моря и только оттуда повернули назад.

К этому времени Великий князь Ярослав II успел понять, что татары более или менее оставляют в покое только те народы, которые выказывают им свою покорность. Не видя возможности воевать с ними и желая хоть как-то уберечь свои земли от нового нашествия, Ярослав Всеволодович принял решение показать хану свое смирение. Он, первым из русских князей, не побоялся и не постыдился отправиться на поклон к хану Батыю в Золотую Орду.

В Орде от него потребовали исполнения нескольких языческих обрядов, в частности пройти между двух костров и поклониться тени Чингисхана (в случае отказа его ждала смерть). Для христианского князя подобное требование означало не только страшное унижение, но и нарушение заветов христианской церкви. Столкнувшись с таким требованием, другие русские князья предпочитали выбрать не самую легкую смерть. Но Ярослав II пошел на все. Батый был доволен покорностью русского князя и впервые выдал ему ярлык (грамоту) на Великое княжение, то есть разрешение быть Великим князем.

С тех пор любой русский князь, желавший стать Великим князем, должен был отправляться в Золотую Орду просить милости у хана, никогда не зная, что его ждет: жизнь или смерть. Именно так закончил свою жизнь и сам Ярослав II. После смерти хана Угедея он собирался получить ярлык на Великое княжение от его сына, хана Гуюка. В 1246 году Ярослав отправился к нему в Каракорум. Хан принял князя благосклонно и отпустил с милостью, но через семь дней, по пути домой, Ярослав умер. Предполагают, что причиной его смерти, скорее всего, был яд, который князю дала мать хана Гуюка. Ярослав II Всеволодович похоронен во Владимире.

После смерти Ярослава II Всеволодовича Великим князем Владимирским становится его брат Святослав III Всеволодович (1246-1248). В 1248 году он проиграл в очередной междоусобице и был изгнан из Владимира собственным племянником, сыном Ярослава II Всеволодовича, князем Михаилом Ярославичем Хоробритом (1248-1249), не погнушавшимся воспользоваться для такого дела помощью татар. Михаил получил прозвище «Хоробрит», что означает «забияка», «задира». Уже в 1249 году он погиб в битве с литовцами. Во время этих событий братья Михаила Александр Невский и Андрей находились в отъезде в Золотой Орде, но по возвращении они не замедлили отомстить литовцам, разбив их около Зубцова.

Хан остался так доволен Ярославичами, что поручил Александру Невскому управление всеми южными областями Руси, включая Киев, а Андрею выдал ярлык на Великое Владимирское княжение. Но как выяснилось, Андрей Ярославич — Великий князь Владимирский (1249–1252) мало подходил для роли правителя, тем более в такие непростые времена. Как писал летописец, он «хотя имел душу благородную, но ум ветреный и неспособный отличать истинное величие от ложного». (Карамзин Н.М. Указ. Соч., т. 4, с. 44).

По словам того же летописца, Андрей Ярославич уделял больше времени охоте, чем государственным делам, а в этих последних полагался на мнения молодых и неопытных советников. Видя беспорядки в государстве, он приписывал их не собственной слабости, а неудачно складывающимся обстоятельствам. Карамзин Н.М. писал о князе Андрее: «Он не мог избавить Россию от ига: по крайней мере, следуя примеру отца и брата, мог бы деятельным, мудрым правлением и благоразумною уклончивостью в рассуждении монголов облегчить судьбу подданных: в сем состояло тогда истинное великодушие». (Там же).

Но Андрей не был способен на что-то подобное: храбрый и гордый, он решил, что лучше вообще отказаться от титула Великого князя, чем править с разрешения татарского хана. Поэтому в 1252 году, прихватив с собой свою жену, бояр и дружину, он бежал из Владимира. С другой стороны, в это самое время к Владимиру уже шли татарские войска во главе с Неврюем и Олабугой, чтобы наказать Андрея за какую-то провинность перед ханом. Так что, возможно, князь бежал, испугавшись расплаты. Точно не знает никто.

Татарский отряд догнал дружину Андрея около Переяславля и разбил ее, но самому князю удалось ускользнуть. Татары сочли это достаточным поводом для того, чтобы устроить новый грабительский рейд по землям Владимиро-Суздальской Руси. Андрей Ярославич просил убежища в Новгороде: новгородцы не захотели впустить его в город. Через некоторое время Андрею вместе с женой удалось перебраться в Швецию. Но, как писал Карамзин Н.М., «добродушная ласка шведов не могла утешить его в сем произвольном изгнании: отечество и престол не заменяются дружелюбием иноземцев». (Там же, с. 45).

Александр Ярославич Невский, (1252-1263) Великий князь Владимирский, безусловно, является одним из самых выдающихся правителей своего времени. Очень точно определил его роль и значение в истории российского государства Костомаров Н.И. «XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси, — писал он. — С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народонаселения; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества.

Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным представителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский». (Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», М., 1991, с. 78).

Александр Ярославич родился 13 мая 1221 года. По решению отца княжил в Переяславле и Новгороде. Большую часть своего детства и юности Александр провел именно в Новгороде, поэтому интересы северных русских земель всегда были ему очень близки. Отношения новгородцев с князьями не могли похвастать простотой и безмятежностью. Отец Александра, Ярослав II Всеволодович, неоднократно ссорился и вновь мирился с гражданами непокорного города. Александра эти ссоры также задевали, поскольку вынуждали его еще в детстве несколько раз спешно покидать Новгород (например, во время смуты 1228 года).

Тем не менее слава Александра связана именно с Новгородом. В 1240 году новгородские войска во главе с еще совсем молодым князем Александром разбили на берегах Невы шведов, направлявшихся на Русь крестовым походом, с целью обратить ее жителей в католическую веру. За эту победу Александр получил прозвище «Невский». Великая победа князя не помешала, однако, новгородцам снова с ним рассориться. В результате этой размолвки Александр вынужден был покинуть Новгород и вернуться в Переяславль.

Но в XIII веке западные границы Руси постоянно подвергались опасности нападения со стороны немцев и шведов. И больше всего от этого страдали Новгород и Псков. Поэтому не прошло и года, как новгородцам пришлось просить и даже умолять Александра вернуться. Дело в том, что в 1241 году немецким рыцарям удалось завоевать Псков, и они уже считали своими Водь, Ижору, берега Невы, Карелию. Они взяли штурмом новгородские пригороды Лугу и Тесово, построили военное укрепление в Копорье. Окрестные деятели вынуждены были либо присоединяться к ним, либо умирать с голоду. Немецкие отряды встречались не далее чем в 30 километрах от самого Новгорода и грабили новгородских купцов.

Поняв, что сами не справятся с этой бедой, новгородцы просили тогдашнего Великого князя Владимирского Ярослава II Всеволодовича прислать им князя. Ярослав послал к ним одного из своих младших сыновей, князя Андрея, брата Александра. Но и с приездом Андрея дело не сдвинулось с мертвой точки. Тогда-то, по словам летописца, новгородцы поняли, что, кроме князя Александра, с немцами никто не справится, и послали к Александру в Переяславль гонцов с просьбой вернуться. Как писал летописец: «Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси — Александр не противился». (Костомаров Н.И. Указ. Соч, с. 81).

Александр быстро и сурово навел порядок: взял Копорье, очистил окрестности Новгорода от немецких отрядов, освободил Псков. Немцам все это, естественно, не понравилось. Они от всей души хотели проучить наглеца. Но не получилось. Битва состоялась 7 апреля 1242 года на льду Чудского озера. Князь Александр Невский одержал в ней полную и решительную победу. Это сражение вошло в историю под именем «Ледового побоища».

После этой второй победы слава Александра Невского распространилась далеко за пределами Руси, дошла до татар, и в 1247 году он получил приказ явиться в Золотую Орду. Летопись говорит, что хан Батый вызвал к себе Александра со словами: «Мне покорил Бог многие народы; ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если хочешь сохранить за собою землю свою, приди ко мне: увидишь честь и славу царства моего». (Там же, с. 82).

Александр был не только талантливым полководцем, но и дальновидным политиком. Он понимал, что если немцев и шведов не очень просто, но все же можно остановить с помощью военной силы, то с татарами то же самое проделать невозможно. Нужны были другие способы. «Оставалось отдаться на великодушие победителей, кланяться им, признать себя их рабами, и тем самым как для себя, так и для своих потомков усвоить рабские свойства», — писал Костомаров Н.И. (Там же). Кланяться, унижаться — но выжить. Еще Великий князь Ярослав II Всеволодович понимал это. Александр разделял убеждения своего отца.

Поэтому он считал своим долгом поехать в Орду. Хан был очарован Александром и признал в нем человека умного и больших достоинств. Возможно, именно из-за этого признания Александр получил от хана в управление разоренное Киевское княжество, а не Великое княжество Владимирское, доставшееся его брату Андрею. Но очень скоро, в 1252 году, князь Андрей отрекся от престола и бежал из Владимира. Это его поспешное бегство вызвало новый карательный поход татар во Владимиро-Суздальские земли. Князь Александр бросился в Орду, надеясь отговорить татар от еще одного разорения Владимирской Руси. Только тогда, в 1252 году, Александр получил от хана Сартака, сына хана Батыя, ярлык на Великое княжение Владимирское.

Один раз выбрав линию поведения, Александр Невский придерживался ее неуклонно. Вся его политика была подчинена одному: необходимости выжить любой ценой. Именно он способствовал организации проводимой по требованию татар переписи населения в 1257 году (которой народ оказывал сильное сопротивление), но он же добился того, чтобы русские были освобождены от обязанности выставлять войска для помощи татарам во время их войн с другими народами.

С помощью безусловной покорности, интриг, всевозможных уловок, щедрой дани и прочего в том же роде Александр предотвращал новые набеги татар на Русь. Ради этого за время своего правления в качестве Великого князя Александр Невский несколько раз посещал Орду. И именно по пути домой после четвертого посещения, когда Александр ездил просить помилования для жителей Ростова, Суздаля, Владимира и Ярославля, перебивших ханских баскаков, он и умер. Произошло это 14 ноября 1263 года в Городце.

Александр Невский был похоронен во Владимире, но в 1724 году по повелению Императора Петра Великого его останки перенесены в Санкт-Петербург и захоронены в монастыре, который с тех пор принято называть Александро-Невской Лаврой. Православная церковь причислила князя Александра Невского к лику святых. Императрица Екатерина I учредила в память Александра Невского орден.

После смерти Александра Невского его брат Ярослав III Ярославич (1263-1271) получил в Орде ярлык на Великое княжение Владимирское. Ярослав III родился приблизительно в 1230-1235 году. В разное время правил в Твери, Пскове и Новгороде. В отношениях с татарами князь продолжал придерживаться политики своего отца и брата, выказывая им покорность, где только возможно. Так же как Александр Невский, Ярослав принимал участие в походах против немецких и шведских крестоносцев, в частности в 1268 году.

В 1270 году Ярослав чуть было не затеял междоусобную войну с племянником, сыном Александра Невского, князем Дмитрием, поскольку новгородцы, в очередной раз недовольные своим князем, решили сменить князя Ярослава на князя Дмитрия. Но с помощью митрополита Кирилла II князей удалось помирить.

«В правлении своем, — по словам летописца, — соединял мудрость с кротостью и великодушием. Жестоких казней не употреблял, к подданным был тих и умерен». («Исторический словарь российских государей, князей, царей, императоров и императриц», 1793, Репринтное воспроизведение, М., 1990, с. 206). Князь Ярослав III Ярославич умер 16 сентября 1271 года, как и его брат, возвращаясь домой из Золотой Орды. Похоронен в Твери, в церкви Св. Козьмы и Дамиана.

Василий I Ярославич титул Великого князя Владимирского (1272-1276) получил после смерти своего брата Ярослава III Ярославича. Василий I Ярославич родился в 1241 году во Владимире. С 1247 года стал князем Костромским. А через несколько лет, отвоевав у своего племянника, сына Александра Невского, князя Дмитрия, Новгород, и князем Новгородским. Став князем Владимирским, Василий не пожелал жить во Владимире и остался в Костроме. Летопись говорит, что был он «весьма честолюбив, храбр и предприимчив». (Там же, с. 31). Василий I Ярославич умер в январе 1276 года в Костроме и похоронен там же, в церкви Св. Федора.

продолжение

По материалам книги Валькова В.Г. Валькова О.А. «Правители России», М.: Рольф, Айрис-пресс (Энциклопедии), 1999, с. 69-81.