Память о героях Отечественной войны 1812 г. Москва хранит не только в монументальных сооружениях, украшающих магистрали и площади столицы, но и в названиях улиц, переулков, кинотеатров, станций метро. Свято чтут москвичи величие подвига доблестных предков.

Улицы 1812 года, Тарутинская — это героическая летопись знаменитой эпохи русской истории, оставившей неизгладимый след в судьбе нашей столицы. Именно в период между Бородинским и Тарутинским сражениями решился исход всей кампании 1812 г., именно в эти дни неизмеримо возросло значение Москвы в крушении наполеоновского нашествия.

«Неприятель, с самого вступления его в Москву жестоко обманутый в своей надежде найти там изобилие и самый мир, должен был претерпевать всякого рода недостатки, — писал Кутузов в одном из приказов. — Утомленный далекими походами, изнуренный до крайности скудным продовольствием, тревожимый и истребляемый повсюду партиями нашими… потеряв без сражения многие тысячи людей… не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию; видя в каждом жителе воина, общую непреклонность… постигнув, наконец, всю суетность дерзкой мысли одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял он поспешное отступление… Москва очищена…»

Кутузовский проспект, 80-е годы

Бородино и Тарутино — старинные русские села в Московской и Калужской областях, возле которых произошли два решающих сражения Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение 26 августа разрушило уверенность завоевателей в победе, а Тарутинское сражение 6 октября ознаменовало переход русской армии в контрнаступление, завершившееся полным разгромом врага.

Имя крупнейшего русского полководца Кутузова М.И. с 1957 г. носит один из самых красивых и благоустроенных проспектов столицы, протянувшийся от Москвы-реки до Поклонной горы. Широкий асфальт надежно укрыл Старую Смоленскую дорогу — дорогу русской воинской славы, видевшую героев Бородина. А в 1941 г. по ней шли защитники Москвы на разгром фашистских захватчиков. Многоэтажные современные здания выстроились вдоль проспекта, сменив ветхие деревянные домишки.

Здесь же, в Западном административном округе столицы, имя Кутузова носят улица, проезд и переулок. Так память народа сохранила глубокую благодарность фельдмаршалу, взявшему на свои плечи ответственность за судьбу Москвы и приведшему к победе всю сражающуюся Россию.

За 54 года военной службы Кутузов прошел нелегкий, но славный путь от капрала до фельдмаршала, от ученика военной школы до главнокомандующего русскими войсками в Отечественной войне 1812 г. За долгие годы службы Кутузов приобрел громадный боевой опыт, развилось его исключительное военное дарование. Будучи строевым офицером, он напряженным трудом, беспримерной личной храбростью добился больших успехов.

Кутузов зарекомендовал себя талантливым военачальником, искусным тактиком, сочетающим смелость и решительность с осмотрительностью и тщательным изучением боевой обстановки. Незаурядный ум, аналитический характер мышления, глубокая образованность и широта воззрений, умение расположить к себе людей помогали Кутузову в его успешной дипломатической и военно-административной службе, о чем свидетельствуют последовательно занимаемые им должности чрезвычайного и полномочного посла России в Турции, директора Сухопутного кадетского корпуса, командующего войсками в Финляндии, посланника в Берлине, военного губернатора. Заслуги Кутузова были отмечены производством его 4 января 1798 г. в чин генерала от инфантерии.

В августе 1805 г. Россия вступила в войну против наполеоновской Франции. Главнокомандующим русскими войсками был назначен Кутузов. Несмотря на подчинение его австрийскому штабу и фактическое отстранение от командования царем, он и в этих сложных условиях показал себя первоклассным полководцем. Его решения всегда вытекали из тщательного и всестороннего учета обстановки.

В начале 1811 г. Кутузов принял Молдавскую армию в тяжелом положении. Потребовались его блестящее полководческое мастерство и дипломатическое искусство, чтобы разгромить превосходящие силы врага и принудить Турцию к миру. Спустя месяц после вероломного вторжения Наполеона в Россию Кутузов назначается командующим войсками, предназначенными для обороны столицы. Через пять дней ему поручено командование всеми сухопутными и морскими силами в Петербурге, Кронштадте и Финляндии. Свидетельством всенародного доверия к полководцу явилось назначение его 8 августа 1812 г. главнокомандующим всеми русскими армиями.

Кутузов жил в России и для России. «Счастье и наивеличайшая честь носить русский мундир», — писал он. Отдавая должное полководческому гению Кутузова, Президиум Верховного Совета СССР Указом от 29 июля 1942 г. учредил орден Кутузова I и II степени, а от 8 февраля 1943 г. — III степени. В годы Великой Отечественной войны им награждались командиры Красной Армии за хорошо разработанную и осуществленную боевую операцию. В течение 1942-1945 гг. орденом Кутузова было награждено свыше 5 тысяч офицеров, генералов и маршалов.

С 1956 г. одна из улиц возле станции Фили Белорусской железной дороги стала именоваться Багратионовским проездом. Генерал-майор Багратион командовал авангардом армии Суворова в Итальянском и Швейцарском походах. «Мой Багратион, — говорил Суворов А.В., — имеет присутствие духа, расторопность, отважность и счастье». Багратион участвовал во всех кампаниях, предшествовавших Отечественной войне 1812 г. Особенно отличился в Шведском походе и военных действиях против Турции.

Генерал от инфантерии Багратион П.И. встретил Отечественную войну уже многоопытным воином — главнокомандующим 2-й Западной армией. «Счастье всегда на стороне отважного», — учил он подчиненных. Багратион участвовал в 20 походах и войнах, в 150 сражениях. Храбрость Петра Ивановича была легендарной. Он всегда появлялся в самых опасных местах боя, и солдаты под его руководством совершали чудеса. Даже Наполеон считал его лучшим генералом русской армии.

«Победим или умрем! — с такими словами обратился Петр Иванович Багратион к офицерам русской армии при начале военных действий в 1812 г. — Неприятель наш грозит нам рабством, но мы — русские и не допустим врага в самое сердце нашего отечества. Мы за наши домы, за жен, за детей, за кости отцов наших пойдем и сокрушим силы вражие. Не будет ноги неприятельской на той земле, где прах предков наших почиет!»

В Бородинском сражении Багратион командовал войсками левого фланга, защищавшими Шевардинский редут, а затем и Семеновские флеши, получившие название Багратионовых. Здесь, на флешах, он и был смертельно ранен во время восьмой атаки французов. Тяжело раненного полководца перевезли в село Симы владимирской губернии, в имение его тетки. В пути у него началась гангрена. 12 сентября, на 17-е сутки после ранения, Петр Иванович скончался и был погребен в сельской церкви. В 1839 г. останки героя были со всеми подобающими почестями перенесены на центральную высоту Бородинского поля.

Кавалер 19 русских и иностранных орденов, удостоенный золотой шпаги «За храбрость», Багратион относится к числу тех, чье имя не подлежит забвению. В 1944 г. в честь славного военачальника была названа операция советских войск по освобождению Белоруссии от фашистских захватчиков. Ведь именно здесь встретила 2-я Западная армия Багратиона вероломно вторгнувшиеся в Россию наполеоновские войска, а спустя пять месяцев гнала захватчиков через Белоруссию из пределов России. И летом 1944 г. советские воины, вступившие в жестокую схватку с врагом за Белоруссию, за грядущую победу, помнили заветные слова Багратиона: «Я на все решусь, чтобы только иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию».

К 150-летию Отечественной войны 1812 г. одна из улиц в западной части Москвы была названа именем Барклая. Барклай де Толли М.Б., шотландец по происхождению, сын офицера русской армии, глубоко преданный России, прошел тернистый путь армейского офицера, служившего без связей и протекций. Только благодаря своим ратным подвигам он получил генерал-фельдмаршальский чин, занял пост военного министра и главнокомандующего 1-й Западной армией.

Чуждый всякой муштры, справедливый и великодушный начальник, Барклай требовал от командиров всех степеней заботливого и внимательного отношения к солдату: «Никакие случаи не дают права посягнуть на честь подчиненного обидным или неприличным взысканием. Такой поступок унижал бы звание начальника и служил бы верным доказательством его неспособности управлять людьми».

Исключительной заслугой Барклая де Толли явилось сохранение армии в тяжелый начальный период Отечественной войны 1812 г. Замечательно охарактеризовал деятельность Барклая Пушкин А.С. в объяснении к стихотворению «Полководец»: «Неужели должны мы быть неблагодарны к заслугам Барклая де Толли, потому что Кутузов велик? Ужели… не позволено произнести его имени с участием и умилением?.. Его отступление, которое ныне является ясным и необходимым действием, казалось вовсе не таковым: не только роптал народ ожесточенный и негодующий, но даже опытные воины горько упрекали его и почти в глаза называли изменником.

Барклай, не внушающий доверенности войску, ему подвластному, окруженный враждою, язвимый злоречием, но убежденный в самого себя, молча идущий к сокровенной цели и уступающий власть, не успев оправдать себя перед глазами России, останется навсегда в истории высоко поэтическим лицом». Лишь беспредельная вера в мужество и стойкость солдата позволила Барклаю не только утверждать, но и доказать на деле, что «победа и слава храброму войску должны быть покорны». И он привел армию к полной победе в марте 1814 г., блестяще завершив начатый Кутузовым разгром наполеоновских полчищ.

Улица Дениса Давыдова соединяет улицы Генерала Ермолова и 1812 года. Она расположена на западе Москвы в районе Дорогоилово. Пламенный патриот, отважный воин, незаурядный писатель, Денис Васильевич Давыдов неотделим от России. И сегодня пророчеством и предостережением звучат его слова: «Огромна наша мать Россия! Изобилие средств ее дорого уже стоит многим народам, посягавшим на ее честь и существование, но не знают еще они всех слоев лавы, покоящихся на дне ее… Еще Россия не поднималась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь подымется!» И она поднялась грозной единой многонациональной силой в суровые годы Великой Отечественной войны и растоптала гитлеровский фашизм.

Улица Генерала Дорохова в Западном административном округе хранит память об участнике походов Румянцева, Суворова и Кутузова, отважно сражавшемся в самых кровопролитных схватках Отечественной войны 1812 г. В бою за Смоленск Иван Семенович Дорохов был ранен в руку, но отказался покинуть свою бригаду: «Стоит ли думать о руке, когда грудью надобно отстаивать отечество!» За отвагу в Бородинской битве Дорохов был произведен в генерал-лейтенанты.

Из Красной Пахры Кутузов направил двухтысячный «летучий» отряд Дорохова для действий по тыловым коммуникациям неприятеля вдоль Московской дороги. Храбрые партизаны отлично выполнили задание главнокомандующего, уничтожив артиллерийский парк и несколько обозов, истребив четыре вражеских полка и взяв в плен более 1500 солдат и офицеров. 29 сентября 1812 г. отряд Дорохова штурмом взял город Верею, превращенный захватчиками в тыловой опорный пункт. Наградой победителю была золотая сабля с алмазами и надписью: «За освобождение Вереи».

Недалеко от Кутузовского проспекта уже с начала века XX века существует Дохтуровский переулок. Дмитрий Сергеевич Дохтуров получил боевое крещение в боях со шведским гребным флотом в 1789-1790 гг. Золотой шпагой «За храбрость» и ранами в плечо и в ногу была отмечена его первая кампания. Участник всех войн России с Наполеоном, генерал Дохтуров не имел в своем облике ничего героического, однако, по словам современников, «в слабом и малом теле имел душу, недоступную слабостям». Он отличался спокойным мужеством и большим самообладанием. Барклаю, спросившему, сможет ли он руководить обороной Смоленска из-за ухудшения здоровья, Дохтуров ответил: «Лучше умереть на поле славы, нежели на кровати».

Когда в ходе Бородинского сражения Кутузову доложили о тяжелом ранении Багратиона, полководец, не задумываясь, послал командиру 6-го пехотного корпуса генералу от инфантерии Дохтурову короткое предписание: «Имеете вы командовать всем левым крылом нашей армии. Рекомендую вам держаться до тех пор, пока от меня не последует повеление к отступлению». И действительно, войска левого фланга не отступили ни на шаг без приказа Кутузова. В этот день Дохтуров, как всегда, ободрял солдат и лично водил их в атаки, словно забыв о своих 66 годах.

Одна лошадь под ним была убита, другая ранена. Он появлялся в самых опасных местах сражения, своей неустрашимостью вселяя уверенность в солдат. Дмитрий Сергеевич удостоился высшей похвалы Кутузова за то, что остановил все стремления врага прорвать левый фланг бородинской позиции: «Позволь мне обнять тебя, мой друг!»

Беззаветная храбрость, необыкновенная скромность и доброта снискали герою заслуженную преданность и доверие подчиненных, о подвигах которых в Бородинской битве Дохтуров так рассказал в одном из писем: «Наши дрались отчаянно, сражались с удивительным мужеством и удержали место до ночи… Скажу по чести, я не думаю о наградах; дело идет о спасении отечества; следует жертвовать жизнью, не думая о том, что получишь».

продолжение