В 1939 г. в небо поднялся истребитель «Фокке-Вульф» Fw.190, который по замыслу немецкого авиаконструктора Курта Танка должен был составить конкуренцию знаменитому «Мессершмитту» Bf.109. При его создании конструктор использовал ряд альтернативных решений, например, применил двигатель с воздушным охлаждением. Аргументом в защиту этого проекта, помимо большей живучести такого мотора, была его большая мощность.

Испытательные полеты нового истребителя, который Танк окрестил «Вюргер» («Стервятник»), показали, что близкое расположение двигателя к кабине приводило к тому, что она сильно нагревалась от заднего ряда его цилиндров. Во время первых полетов температура в кабине поднималась до 55 градусов. Другой причиной дискомфорта было попадание в кабину выхлопных газов, в результате чего пилот был вынужден постоянно сидеть в кислородной маске.

Устранить эти и другие неполадки удалось только к началу 1942 г., после чего выпуск Fw.190 начал неуклонно расти. Пиком военной славы этих истребителей стал бой против американских бомбардировщиков, произошедший 14 октября 1943 г. В этот день около сотни Fw.190, используя огонь установленных под их крыльями экспериментальных пушек, успешно смешали строй 228 американских бомбардировщиков.

Немецкий истребитель «Фокке-Вульф» Fw.190

В результате в бою были сбиты 62 бомбардировщика, еще 17 разбились уже над Англией, а из 121 поврежденной машины около 30% позже пришлось списать. Таким образом, потери американцев составили 50% от общего числа бомбардировщиков. Люфтваффе же в этом бою потеряли 38 истребителей, еще 51 был серьезно поврежден.

В середине Великой Отечественной войны руководство компании «Мессершмитт» решило создать истребитель, способный заменить устаревший Bf.110. По их мнению, таким самолетом должен стать тяжелый двухмоторный истребитель. Осенью 1942 г. начались испытания машины, получившей наименование Ме.410 и прозвище «Хорниссе» («Шершень»). Надо отметить, что «Шершень» хорошо «жалил», но медленно летал…

В принципе, она не показала никаких выдающихся характеристик, но все же была принята на вооружение благодаря универсальности своей конструкции — без особых затрат на переделку Me.410 можно было использовать в качестве самолета-разведчика, бомбардировщика, торпедоносца и ночного истребителя. В серийном производстве этот летательный аппарат находился до сентября 1944 г., когда выпускавшие его предприятия были окончательно разрушены бомбардировочной авиацией союзников.

Всего было выпущено около 1100 самолетов этого типа. В войсках Ме.410 получил неоднозначную оценку. С одной стороны, благодаря мощному вооружению он легко расправлялся с бомбардировщиками союзников, но с другой, из-за значительного веса против истребителей противника Ме.410 был способен вести только оборонительный воздушный бой.

Технические данные «Мессершмитт» Ме.410

Двигатели………………………………2 х 1850 л. с.
Размеры: длина х размах………….12,5 х 16,4 м
Взлетная масса……………………………….9650 кг
Максимальная скорость………………..625 км/ч
Потолок………………………………………. 10 000 м
Дальность полета………………………….. 1690 км
Вооружение……………………………..2 х 7,92-мм, 2 х 13-мм пулемета, 4 х 20-мм пушки
Экипаж…………………………………………….2 чел.

В 1937 г. под руководством технического директора фирмы «Фокке-Вульф» Курта Танка был создан четырехмоторный пассажирский самолет Fw.200. Уже на следующий год он совершил рекордный беспосадочный перелет через Атлантику по трассе Берлин — Нью-Йорк, а в конце года слетал еще и в Токио. Кроме того, один из Fw.200 использовался в качестве личного самолета Адольфа Гитлера. Естественно, такой популярной машиной не могли не заинтересоваться военные.

Немецкий самолет-разведчик «Фокке-Вульф» Fw.200

В результате фирма «Фокке-Вульф» получила предложение разработать на базе Fw.200 дальний бомбардировщик и разведчик. В процессе переоборудования на самолете спереди и сзади сделали огневые точки, установили бомболюки и наружные бомбодержатели. Правда, эти изменения нарушили аэродинамику самолета, и даже установка более мощных моторов не смогла этого компенсировать. Поэтому в качестве дальнего бомбардировщика Fw.200 практически не использовали, но зато он неплохо показал себя как дальний морской разведчик, торпедоносец и ракетоносец.

Технические данные «Фокке-Вульф» Fw.200

Двигатели………………………………4 х 1200 л. с.
Размеры: длина х размах………….23,4 х 32,9 м
Взлетная масса……………………………. 24 520 кг
Максимальная скорость………………..360 км/ч
Потолок………………………………………….6000 м
Дальность полета…………………………..3560 км
Вооружение……4 х 13-мм пулемета, 1 х 20-мм пушка, 2100 кг бомб
Экипаж…………………………………………….7 чел.

В 1937 г. Министерство авиации Германии заказало у компании «Дорнье» бомбардировщик с большой дальностью и грузоподъемностью, способный производить бомбометание при пикировании. Опытные испытания самолета, получившего наименование Do.217, прошли в 1938 г., однако сами машины начали поступать на вооружение люфтваффе только в 1941 г., когда в ходе битвы за Британию стала очевидной низкая эффективность Не.111 и Ju.88.

Новый самолет отличался от всех бомбардировщиков, ранее созданных этой компанией, большими размерами, грузоподъемностью и дальностью полета, а также усиленным вооружением. В передней части фюзеляжа находилась остекленная кабина экипажа, в которой размещались пилот, штурман-бомбардир и два стрелка — верхний и нижний. Это было единственное место на самолете, где устанавливалась броневая защита.

Оборонительное вооружение Do.217 состояло из 5 простых и 1 крупнокалиберного пулеметов. Из них четыре 7,92-мм пулемета размещались в верхней части кабины для обстрела вперед, назад и в стороны, один 7,92-мм пулемет находился сзади в нижней части кабины, а 13-мм пулемет устанавливался неподвижно в передней части кабины. В целом по своим тактико-техническим характеристикам Do.217 как минимум не уступал Ju.88 и уж во всяком случае превосходил Не.111. Тем не менее, он производился не взамен, а в дополнение к этим бомбардировщикам.

Технические данные «Дорнье» Do.217

Двигатели………………………………2 х 1750 л. с.
Размеры: длина х размах………….16,9 х 19,0 м
Взлетная масса……………………………. 16 700 кг
Максимальная скорость………………..560 км/ч
Потолок………………………………………….9500 м
Дальность полета…………………………..2150 км
Вооружение…. 5 х 7,92-мм, 1 х 13-мм пулемет, 4000 кг бомб
Экипаж…………………………………………….4 чел.

Военно-воздушные силы Германии в годы Второй мировой войны использовали специализированный штурмовик «Хеншель» Hs.129. Однако этот одноместный двухмоторный самолет был выпущен в малых количествах и не сыграл существенной роли в войне. Более успешно функции штурмовика выполнял пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Ju.87, получивший неофициальное название «Штука».

Несмотря на низкую скорость и невысокие аэродинамические качества (стойки шасси были неубирающиеся, за что советские солдаты называли его «лапотником»), он являлся одним из самых эффективных видов оружия люфтваффе благодаря способности к бомбометанию с пикирования. Наряду со стремительно продвигающимися танковыми клиньями, пикирующий бомбардировщик Ju.87 стал своеобразным символом немецкого блицкрига (молниеносной войны).

Однако высокая эффективность «Штуки» проявлялась только в условиях полного господства немецкой авиации в воздухе, а попытка привлечь соединения этих бомбардировщиков для уничтожения целей на территории Англии, прикрытой мощной системой ПВО, окончилась полным провалом. Практически не имевшие броневой защиты тихоходные пикировщики со слабым оборонительным вооружением стали легкой добычей английских «Спитфайров» и «Харрикейнов».

Для участия в войне с Советским Союзом люфтваффе подготовило 273 единицы Ju.87. И в первые дни в условиях превосходства в небе немецкой авиации эти самолеты практически безнаказанно бомбили колонны советских войск и техники. Кстати, управляя самолетом этой марки, знаменитый немецкий пилот Ганс-Ульрих Рудель за годы войны уничтожил около 2500 единиц боевой техники (более 500 танков) противника.

Немецкий пикирующий бомбардировщик «Юнкерс» Ju.87 — «Штука»

Технические данные «Юнкерс» Ju.87 «Штука»

Двигатель………………………………1 х 1410 л. с.
Размеры: длина х размах………….11,5 х 13,8 м
Взлетная масса……………………………….6600 кг
Максимальная скорость………………..410 км/ч
Потолок………………………………………….7290 м
Дальность полета………………………….. 1535 км
Вооружение…….4 х 7,92-мм пулемета, 1800 кг бомб
Экипаж…………………………………………….2 чел.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 106-113.