За несколько лет до начала Второй мировой войны произошло несколько «репетиций» — локальных войн, в которых участники демонстрировали мощь своих вооруженных сил и испытывали боеспособность вооружения. Возможность для первой «пробы сил» представилась в январе 1936 г. Тогда по инициативе коммунистической партии Испании был создан Народный фронт, победивший на выборах. В ночь с 17 на 18 июля 1936 г. вспыхнул военный мятеж, переросший в Гражданскую войну (1936-1939).

Первыми, кто откликнулся на призыв мятежников о помощи, стали фашистские Италия и Германия. На вооружении добровольческой германской военно-авиационной части — легиона «Кондор», направленного в Испанию, находилось около 600 самолетов. Италия передала войскам мятежников около 800 своих боевых самолетов.

В свою очередь от СССР республиканская армия Испании получила около 650 лучших советских самолетов — И-15, И-15бис (И-152), УТИ-4, И-16, Р-5 и СБ. Еще примерно 320 самолетов тайно были переправлены из других государств Европы.

Советский истребитель И-15

Небо Испании на несколько лет превратилось в арену кровавых военных схваток и в то же время в испытательный полигон новейших видов авиационной техники. Вот лишь несколько примеров. Одна из первых воздушных битв состоялась 4 ноября 1936 г. В этот день звено из 11 советских истребителей И-15 под командованием Павла Васильевича Рычагова атаковало 9 самолетов «Хейнкель» Не.51 (произведены в Германии). Были сбиты четыре самолета мятежников. В тот же день И-15 сбили и повредили несколько самолетов «Фиат» CR.32 (произведены в Италии). А 15 мая 1937 г. впервые был сбит новейший немецкий истребитель «Мессершмитт» Bf. 109. Это удалось сделать республиканцу Леопольду Моркильясу.

Советский самолет И-15 вошел в историю как один из лучших истребителей своего времени. Испанцы любовно называли его «Чатос» (в переводе — «Курносый»). Самолеты И-15 активно использовались республиканцами в качестве ночных истребителей, а затем и штурмовиков. Советский летчик-доброволец Михаил Нестерович Якушин 27 июня 1937 г. провел на И-15 первый в истории ночной воздушный бой с фашистским бомбардировщиком и сбил его.

Советский истребитель И-15бис

В ходе Гражданской войны немецкая авиация регулярно наносила бомбовые удары по городам Испании. В столице государства, городе Мадриде, тысячи домов были превращены в руины. Наиболее жестокий воздушный налет немецкого легиона «Кондор» был совершен 26 апреля 1937 г. на город Герники.

В течение двух часов несколько групп самолетов «Юнкерс» Ju.52/3m забрасывали город бомбами. А в это время прикрывающие их истребители «Мессершмитт» Bf. 109 расстреливали из пулеметов солдат республиканской армии и гражданских лиц.

Во время Гражданской войны были поставлены своеобразные рекорды. Так, например, в 1938 г. советский пилот Сергей Иванович Грицевец, управляя истребителем И-16, сбил 7 неприятельских самолетов. Его самолет тоже пострадал, но Грицевцу удалось посадить покареженную машину на свой аэродром.

Советский летчик-ас Грицевец С.И. (1909 — 1939)

Этот рекорд был побит только в 1943 г. другим советским пилотом Александром Константиновичем Горовцом (9 побед). Всего же на счету Грицевца в ходе испанской кампании было 30 личных побед и 7 — в группе с другими летчиками. Это были очень высокие боевые результаты, за которые пилоту было присвоено звание Героя Советского Союза.

Лучшим асом германского легиона «Кондор» стал Вернер Мельдерс. В июле-ноябре 1938 г. в небе Испании он сбил 14 самолетов — два И-15, одиннадцать И-16 и один СБ. За этот «подвиг» немецкий пилот был награжден двумя испанскими медалями и немецким Испанским крестом с мечами и бриллиантами.

Печально известный «Юнкере» Ju.52/3m, созданный фирмой «Юнкерс» в 1931 г., первоначально использовался как транспортный и пассажирский самолет. Он имел очень неплохой показатель скорости для летательных аппаратов такого класса, поэтому неудивительно, что уже к 1937 г. «Юнкерсы» эксплуатировались в 27 авиакомпаниях мира.

После прихода в 1933 г. к власти Адольфа Гитлера на Ju.52/3m обратили внимание и военные. Эта надежная машина с достаточной скоростью и большой полезной нагрузкой уже в 1934 г. была «превращена» в бомбардировщик. Для этого ее вооружили пулеметами и установили бомбодержатели.

Совместно с такими же бывшими гражданскими самолетами Ju.86 и Do. 17 — бомбардировщики Ju.52/3m находились на вооружении легиона «Кондор». За время участия в Гражданской войне они провели в полетах более 13 000 часов и сбросили более 6000 т бомб. Кроме того, Ju.52/3m сильно повлияли на исход Гражданской войны, когда по организованному с их помощью воздушному мосту между Испанией и Африкой за считанные дни из Марокко были переброшены на помощь путчистам почти 50 000 пехотинцев.

Только в середине Второй мировой войны, когда на вооружении люфтваффе уже было достаточно современных бомбардировщиков, самолеты Ju.52/3m начали использоваться по прямому назначению — перевозка и десантирование войск и грузов.

Технические данные «Юнкерс» Ju.52/3m

Двигатели………………………………..3 х 725 л. с.
Размеры: длина х размах………18,90 х 29,25 м
Взлетная масса……………………………. 10 500 кг
Максимальная скорость………………..275 км/ч
Потолок………………………………………….5900 м
Дальность полета………………………….. 1300 км
Вооружение…. 2 х 7,92-мм пулемета, 600 кг бомб
Экипаж……………………………………….4-5 чел.

История самолета «Хейнкель» Не.51 началась в 1931 г., когда военные Германии обратились к фирме «Хейнкель» с просьбой разработать одноместный истребитель, обладающий высокой маневренностью и большой скоростью. Проектируя самолет, руководитель компании Эрнст Хейнкель решил остановить свой выбор на надежной схеме биплан, а для того чтобы получить требуемую скорость, установил на аппарат очень мощный 12-цилиндровый двигатель компании BMW.

Немецкий истребитель «Хейнкель» He.51

В общей сложности было построено 725 истребителей, 135 из которых были задействованы в боевых операциях, проводившихся немецким легионом «Кондор». Первое боевое крещение Не.51 прошел в небе Испании. Опыт боевого использования этого самолета показал его полную несостоятельность в борьбе с советскими истребителями. Он уступал им и по вооружению, и по скорости, и по маневренности. Некоторое время Не.51 еще продолжали использовать в качестве штурмовика, установив на него бомбодержатели для подвески шести бомб по 10 кг, а перед Второй мировой войной передали в учебные подразделения.

Технические данные «Хейнкель» Не.51

Двигатель………………………………..1 х 750 л. с.
Размеры: длина х размах………..8,40 х 11,00 м
Взлетная масса………………………………. 1895 кг
Максимальная скорость………………..330 км/ч
Потолок………………………………………….7700 м
Дальность полета……………………………. 750 км
Вооружение….2 х 7,92-мм пулемета, 60 кг бомб
Экипаж…………………………………………….1 чел.

В 1932 г. конструкторское бюро под руководством Николая Николаевича Поликарпова создало одноместный маневренный истребитель-биплан И-15, который за характерный изгиб верхнего крыла часто называли «Чайкой». В ходе испытаний, проводимых известным советским пилотом Валерием Павловичем Чкаловым, самолет показал вполне хорошие для своего времени летные характеристики и отличные пилотажные качества.

В 1937 г. по просьбе военных конструкцию истребителя усовершенствовали, и новый самолет получил название И-15бис (в истории известен также как И-152). После модернизации летательный аппарат стал тяжелее на 300 кг, но это компенсировали за счет использования более мощного двигателя. В результате по характеристикам маневренности и скороподъемности И-15бис стал одной из лучших машин своего времени.

Самолет принимал самое активное участие во время боевых действий в Испании, Китае и на Халхин-Голе, а также использовался в первые месяцы Великой Отечественной войны. Серийное производство И-15бис продолжалось до 1939 г., потом его заменили на более совершенный истребитель И-153.

Технические данные И-15бис (И-152)

Двигатель………………………………..1 х 750 л. с.
Размеры: длина х размах…………..6,7 х 10,2 м
Взлетная масса………………………………. 1650 кг
Максимальная скорость………………..379 км/ч
Потолок………………………………………….9800 м
Дальность полета……………………………. 770 км
Вооружение………….4 х 7,62-мм пулемета (или 2 х 12,7-мм пулемета), 150 кг бомб Экипаж…………………………………………….1 чел.

В 30-х гг. XX в. среди военных, да и многих авиационных конструкторов еще бытовало мнение, что истребитель обязательно должен иметь два крыла. Поэтому параллельно с разработкой истребителя-биплана Поликарпов на свой риск приступил к созданию моноплана. Результат превзошел все ожидания — пожалуй, не было истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью среди авиаторов всего мира. Получившийся самолет вошел в историю под названием И-16.

По внешнему виду и летным качествам он резко обошел всех своих «современников». Правда, в войсках вначале он был принят без особого энтузиазма. Пилоты, привыкшие к менее скоростным и не таким строгим в пилотировании бипланам, отнеслись к И-16 с опасением. Но когда освоили его — полюбили и стали ласково называть «Ишачок». Самолеты И-16 принимали активное участие в пяти войнах. Боевую проверку истребитель прошел во время Гражданской войны в Испании. По скоростным и маневренным качествам он тогда не имел равных.

Пожалуй, только появление в воздухе самолета «Мессершмитт» Bf. 109 несколько сравняло шансы противоборствующих сторон. За 7 лет серийного производства (1934-1941) было выпущено более десятка серийных и опытных модификаций И-16, всего — 8194 машины. К началу Великой Отечественной войны «Ишачки» составляли почти половину общего числа истребителей и оставались в строю практически до самого ее завершения.

Технические данные И-16

Двигатель………………………………………1 х 1100 л. с.
Размеры: длина х размах………………….6,13 х 9,0 м
Максимальная скорость……………………470 км/ч
Потолок…………………………………………9800 м
Дальность полета…………………………….700 км
Вооружение…. 2 х 7,62-мм, 1 х 12,7-мм пулемет, 6 ракет, 500 кг бомб
Экипаж…………………………………………….1 чел.

По материалам книги А.Г. Мерников «Самолеты. Величайшие битвы. Самые известные командиры», М., «АСТ», 2014, с. 64-69.