Заболотный Иван Николаевич родился 12 июля 1916 г. в селе Шиповатое Велико-Бурлукского района Харьковской области в семье крестьян. Украинец. Окончил семь классов школы. Работал в сельском хозяйстве. В 11 лет остался сиротой. В 1930 г. отправился в город Грозный в надежде найти своих родственников, но не нашел и был определен в детдом, где воспитывался до совершеннолетия. Затем стал работать наборщиком в типографии города Грозного и одновременно учился в аэроклубе.

В РККА с 1937 г. Окончил 8-ю Одесскую военную школу летчиков в декабре 1938 г., получив звание «военный летчик». Продолжил военную службу в 16-м истребительном авиационном полку (16 иап) 57-й истребительной авиабригады Московского военного округа. Его первым командиром был капитан Илья Тимофеевич Кошевой. Младший лейтенант Иван Заболотный проявил себя смелым, решительным летчиком, отлично владевшим самолетом. Участвовал в воздушных парадах над Москвой.

В феврале 1940 г. женился. В семье родился сын. В действующей армии с первых дней Великой Отечественной войны в составе 1-й эскадрильи 16-го истребительного авиаполка. В боях ему помогали мужество, смекалка умение идти на риск. В августе 1941 г лейтенант Заболотный был назначен командиром звена.

Герой Советского Союза Заболотный И.Н.

За период Великой Отечественной войны произвел 121 боевой вылет, из них три ночью. Провел двадцать воздушных боев, в которых сбил десять самолетов противника лично: пять Ю-88, три Ме-109, один До-215, один Ме-110, два раза штурмовал наземные войска противника.

Погиб 4 января 1942 г. в воздушном бою. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 г. старший лейтенант Заболотный И.Н. был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). Награжден орденом Ленина и орденом Красного Знамени. Именем Героя названа улица в г. Грозном и Шиповатская средняя школа на его родине.

Бабушкин Михаил Михайлович родился 29 августа 1917 г. в г. Ленинграде. Мать Мария Семеновна — общественный работник, отец Михаил Сергеевич — военный летчик, окончивший Гатчинскую авиашколу в 1915 г., затем Школу инструкторов, работал инструктором в этой школе. В 1919 г. в семье родилась дочь Галина, а в 1923 г. — сын Олег. В этом году Бабушкин М.С. был демобилизован по состоянию здоровья, но продолжал работать в гражданской авиации, стал полярным летчиком.

Летчик 2-й эскадрильи 16-го иап лейтенант Бабушкин М.М.

В 1928 г. он участвует в походе ледокола «Малыгин» по спасению экспедиции Нобиле, за что награжден орденом Красного Знамени, в 1933 г. — в походе ледокола «Челюскин», награжден орденом Красной Звезды, в 1937 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза за мужество, проявленное при высадке научной экспедиции папанинцев на дрейфующую станцию «Северный полюс-1». В мае 1938 г.  Бабушкин М.С. погиб при аварии самолета после неудавшихся поисков пропавшего самолета летчика Леваневского С.А.

Легендарная жизнь отца была примером для его детей, которые выросли честными, мужественными патриотами своей Родины. Старший сын Михаил после окончания 2-го курса Московского авиационного института поступил в Борисоглебскую военную школу летчиков, которую окончил в 1940 г., был направлен в 16-й истребительный авиаполк в Люберцы и уже в этом году как один из лучших летчиков участвовал в воздушном параде над Красной площадью.

В 1941 г. его назначили заместителем командира 2-й эскадрильи Горелика С.А., с в августа — Приймука Г.Ф. С первых дней Великой Отечественной войны в составе 2-й авиаэскадрильи он участвует в противовоздушной обороне и защите Москвы на самолете МиГ-3.

В 1939 г. Михаил Бабушкин женился на однокурснице Людмиле Федоровне Шлыковой, родом из Иваново. В этом же году у них родилась дочь Маша. 25 октября 1941 г. лейтенант Бабушкин М.М. погиб в воздушном бою в районе г. Наро-Фоминска. За два дня боев он уничтожил три самолета противника. Ббушким М.М. награжден орденом Ленина (посмертно). Его младший брат Олег, летчик бомбардировочной авиации, погиб в 1944 г.

Дочь Михаила Михайловича Мария окончила Московский Технологический институт, готовила кандидатскую диссертацию, но на 29-м году ее жизнь оборвалась.

Голубин Иван Филиппович родился в 1919 г. в селе Троицкое, ныне Чернского района Тульской области в семье крестьянина-середняка. С шестилетнего возраста отец приучал сына к крестьянскому труду. В селе в 1930 г. был организован колхоз. Летом Ваня работал с родителями в поле. В 1935 г. он окончил школу-семилетку и до 1937 г. работал в своем хозяйстве и в районной газете. Но его привлекала техника, и он приехал в Москву, поступил в ФЗУ при Государственном подшипниковом заводе ГПЗ-1, где работал слесарем а с мая 1938-го по январь 1939 г — шофером на автобазе литейно-механического завода в Люблино. По вечерам изучал летное дело в аэроклубе Железнодорожного района.

Герой Советского Союза Голубин И.Ф.

В конце января 1939 г. Иван Голубин как лучший курсант аэроклуба был направлен в Борисоглебскую военную школу летчиков имени В.П. Чкалова, которую закончил с отличием. В выпускной аттестации отмечалось, что Голубин на земле и в воздухе сообразителен, инициативен, энергичен, правильно принимает решение в сложной обстановке, физически развит отлично. Летать любит, в полете вынослив. Отлично усвоил все фигуры высшего пилотажа. 5 ноября этого же года младший лейтенант Голубин был зачислен в 16-й истребительный авиаполк 57-й Люберецкой истребительной авиабригады МВО.

Летчик по призванию, настойчивый в достижении цели, Голубин быстро вошел в строй боевых летчиков и стал грозой фашистских асов в период Московской битвы. За один день 29 октября 1941 г. он уничтожил четыре самолета противника! С ноября 1941 г. командир звена Голубин получил должность заместителя командира 2-й эскадрильи. За время пребывания в 16-м авиаполку он произвел 163 боевых вылета, из них 10 — ночью. Участвовал в 25 воздушных боях, в которых сбил 12 вражеских самолетов, из них два — в группе (семь Ме-109, три Ю-87, два Ме-109ф), двенадцать раз штурмовал наземные войска противника.

Выходил победителем из неравных схваток с врагом благодаря исключительному мужеству, героизму, военной хитрости и отличному владению самолетом. В трудных обстоятельствах боя всегда выручал товарищей. Бывший член Военного совета Московского военного округа и Московской зоны обороны дивизионный комиссар Телегин К.Ф. в своей книге «Не отдали Москвы!» писал: «Не каждому дано выдержать неимоверное физическое и нравственное напряжение, не всем дана такая воля, чтобы хладнокровно встречать хлещущие в упор огненные трассы пулеметов, лавировать между разрывами снарядов. А 22-летний летчик 16-го истребительного авиаполка лейтенант Иван Голубин обладал такой волей. К моменту нашего контрнаступления на его счету уже было десять сбитых самолетов врага. Удары его были стремительны, маневры отличались высоким классом мастерства, огонь пулеметов и пушек неотразим, и Иван Голубин по праву заслужил высокое звание Героя Советского Союза».

В январе 1942 г. старший лейтенант  Голубин И.Ф. был назначен летчиком-инспектором в Инспекцию ВВС. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1942 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден орденом Ленина и Красного Знамени.

Голубин был женат на Зинаиде Васильевой, жившей в Панках, работавшей в штабе делопроизводителем. Детей не было. Капитан Иван Филиппович Голубин погиб не в бою. При перегоне новых самолетов на Сталинградский фронт группа летчиков сбилась с маршрута и погибла при вынужденной посадке в болотистой местности. Это случилось в конце августа 1942 г. Похоронен  Голубин И.Ф. на Донском кладбище в Москве после кремации 28 октября 1942 г., как указано в Книге регистрации захоронений.

Имя Героя высечено на памятнике Героям Советского Союза в Туле. В селе Троицком чтут память своего славного земляка.

30 октября 1941 г. не вернулся с боевого задания по прикрытию наших войск лейтенант Константин Васильевич Коршунов, заместитель командира 1-й эскадрильи. Это был замечательный летчик-инструктор. К сожалению, тогда еще всем самолетов МиГ-3 не хватало, и Константин воевал на И-16, на котором успел сбить три самолета противника — Ме-109Ф, Ю-87 и Ме-109. Вернувшись из предпоследнего полета, он рассказывал товарищам, как трудно ему было драться на «ишачке» с Ме-109. Он несколько раз мысленно прощался с женой Лидой и сыном Толей. Следующий вылет окончился его гибелью в районе аэродрома Инютино.

31 октября 16-й истребительный авиаполк прикрывал наши войска в районе Наро-Фоминска. В этот день погиб в неравном бою лейтенант Василий Авдеев, ему было всего 23 года.

Младший лейтенант Авдеев В.М.

Василий родился в январе 1918 г. в деревне Голышовка, близ села Архангельского Воронежской области, в крестьянской семье. У него были два брата и две сестры. В 1922 г. умерла мать. Отец женился на солдатке, потерявшей на войне мужа, имевшей двоих детей. Родился еще один сын. Наталья была для всех детей как родная мать. Отец хотел дать им образование. Вася окончил Борисоглебское военное летное училище и в мае 1939 г. был направлен в 1б-ый истребительный авиаполк в Люберцы. Здесь познакомился с коренной люберчанкой Анной Дмитриевной, работавшей в штабе полка делопроизводителем. В сентябре 1940 г. у них на свадьбе был почти весь полк.

За день до войны родился сын, назвали Валерием в честь любимого Героя — летчика Валерия Павловича Чкалова. Жить бы и жить молодым. А назавтра — война. Вася приехал в Люберецкий роддом. Повидался с Аней, подержал на руках сына и сказал, что ей с малышом лучше уехать к его родным, в деревню. Она послушалась, но 10 октября, когда немцы приблизились к Москве, Аня с сыном вернулась в Люберцы, поближе к мужу, решила — погибать, так вместе.

26 октября она видела Василия в последний раз. Он забежал ненадолго в дом ее родителей, сообщил, что сбил немецкий бомбардировщик, и выложил на стол тысячу рублей. Аня оттолкнула деньги со словами: «Не нужны мне эти деньги! Ведь и тебя могут так же сбить!». Вскоре он попрощался, сказав, что 31 октября приедет, и они отметят его первую личную победу. Попросил к этому времени купить две бутылки пива. Она съездила в Москву, выполнила его просьбу и в назначенный день все смотрела в окно. День был ветреный, мела поземка, а Васи все не было.

Решила сама ехать в гарнизон. Повязала белую шерстяную шаль, взяла на руки четырехмесячного сына и добралась до дома, где была комната для отдыха летчиков после полетов. Вот подошла грузовая машина. Один за другим мимо проходили летчики 1-й эскадрильи, опустив глаза, молча. Молчали и командиры Пруцков и Ратнер. Наконец Михаил Исаакович сказал: «Анна Дмитриевна, Авдеев дежурит на КП. Идет война. Не звоните туда».

Ночью она увидела сон. Вася пришел, крепко прижал ее к груди. Повернулся и так же молча удалился, уходя по садовой дорожке. На следующий день Аня пришла в штаб к Ратнеру. Теперь он встретил ее с улыбкой на лице и бодрым голосом сказал, что Василия отправили в длительную командировку на 45 дней, надо ждать его возвращения.

Самым тяжелым для командиров было сообщать молодым женам о гибели их мужей. Молчали и друзья Васи. И только в мае 1942 г. она получила извещение: «Ваш муж Василий Михайлович Авдеев сбит в воздушном бою в двух километрах от Наро-Фоминска. Там и похоронен 31 октября 1941 г.» 59 боевых вылетов успел совершить отважный молодой боец. В последнем бою над Наро-Фоминском, в районе деревни Каменка, в его самолет попал зенитный снаряд. Самолет загорелся, но летчик не смог воспользоваться парашютом. По-видимому, заклинило фонарь кабины самолета.

Как вспоминают о нем товарищи и жена, Василий Авдеев был светлой души человек, честный, скромный, спокойный, всегда уравновешенный, внимательный, заботливый по отношению к родным и друзьям. В полку его любили и уважали за храбрость в боях, прислушивались к его мнению. Анна Дмитриевна одна вырастила сына Валерия. Он окончил железнодорожный техникум. Работал на заводе. В семье высоко чтят память мужа, отца, деда – защитника Отечества. Род Авдеевых продолжают внучка Анна, внук Георгий, правнучка Ирина, правнук Даниил.

Статья написана по материалам книги К.В. Боброва «Крылатый полк шестнадцатый», М., «Голден-Би», 2006 г.