Хочу написать еще об одном фильме кинорежиссёра Чухрая Г.Н. – «Чистое небо». Фильм был снят в 1961 году, как раз в разгар хрущёвской оттепели, когда власть осудила сталинский жестокий и бескомпромиссный тоталитаризм и взяла курс на смягчение режима и амнистию репрессированных героев Великой Отечественной войны. Да фильм и не мог появиться в другое время…

Однако в 70-е годы и этот фильм Чухрая оказался на «полке», про картину постарались забыть, чтобы не омрачать светлый путь строителей коммунизма памятью о сталинском послевоенном терроре. На экранах кинотеатров и на телевидении фильм вновь стал демонстрироваться уже во времена перестройки.

В картине переосмысливается сталинский период в истории России. Поражает сцена, когда главные герои узнают о смерти вождя: ни скорби, ни слёз. На лицах «осиротевших» граждан только в первые секунды мы видим растерянность, которую быстро сменяют кадры появления сначала первого маленького весеннего ручейка, а затем мощного ледохода на реке, ломающего торосы, как символ хрущёвской оттепели

Кадр из фильма «Чистое небо» — Люся прощается с мужем

В начале картины перед нами восторженная и наивная девочка-школьница Сашенька Львова (Нина Дробышева) которой будет суждено повзрослеть в годы войны, потерять отца, родить сына. Однажды влюбившись в известного лётчика-испытателя Алексея Астахова (Евгений Урбанский), она будет до самого конца мужественно нести свою веру в него и их совместное счастливое будущее.

Кадр из фильма «Чистое небо» — зарождение любви главных героев

Новогодней сказкой можно назвать случайное знакомство главной героини и лётчика-героя через случайно написанный адрес на замороженном стекле, через подаренную веточку южной мимозы в лютый зимний холод. Веточку Саша сохранила, мы вновь видим её у героини в читальном зале университета, засушенной, в виде закладки. Сашенька влюблена…

Кадр из фильма «Чистое небо» — Сашенька и Астахов

В начале войны Саша поступает работать на завод, её чувства к Астахову неизменны, случайно узнает номер его телефона,.. первая решается подойти и заговорить с возлюбленным, который по началу даже и не хочет её замечать, он просто обескуражен юностью своей поклонницы… Однако вскоре поведение Алексея меняется, начинаются красивые и трогательные отношения. Четыре дня счастья!

Но идёт война, и Алексей Астахов снова на фронте. Сашеньке многое предстоит испытать, она ждёт, надеется на встречу, вновь видит любимого, но вскоре получает известие о его гибели. Алексея Астахова посмертно награждают орденом Красного Знамени… А у Саши рождается сын – Егорка.

Кадр из фильма «Чистое небо» — Сашенька с новорожденным сыном

Казалось бы обычная военная история, любовь, война, разрушенные жизни, но здесь всё не так просто. Саша Львова, прежде всего, очень сильный человек. Она продолжает ждать Астахова, не верит в его гибель. Не только окружающие, но и родная сестра Люся (Наталья Кузьмина) просто не понимают, почему Саша все же надеется и ждет возвращения любимого. А когда Петя (Виталий Коняев), ещё до войны влюблённый в Сашеньку молодой человек, говорит, что её сыну нужен отец, она в гневе отвергает его любовь… Отцом и мужем может быть только А. Астахов!

«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!». Так, словами Маяковского, мог бы сказать о себе, своем ощущении мира Григорий Чухрай. Смотришь фильм и видишь: режиссер наслаждается любым душевным движением, любым поступком, в котором проступают красота жизни, человеческая честность и верность, справедливость и доброта. Он влюблен в любовь — в это особенное, всеобнимающее, до конца бескорыстное чувство, в котором полнота испытываемого счастья состоит в полноте самоотдачи. Любовные переживания исходят из самой глубины человеческой души и, как радиоактивные излучения, позволяют судить о том, что заложено в ее недрах.

Кадр из фильма «Чистое небо» — Астахов и Саша

И чудо произошло, Алексей, наконец, вернулся. Но судьба его трагична, а жизнь искалечена. Астахова, отважно воевавшего летчика, но сбитого фашистами и попавшего в плен, а затем принудительно работавшего на немецком аэродроме, государство считает предателем и лишает всего: наград, любимой работы, партбилета. Для партийных и государственных органов в этом вопросе директивной является фраза Сталина: «У нас нет пленных, у нас есть только предатели!» Бдительность становится всеобщей подозрительностью…

Для сталинского режима Астахов – предатель. От Алексея отворачиваются многие. Летчик-герой начинает сильно выпивать. Спасает его всепрощающая, беззаветная любовь жены. Ведь Сашенька не усомнилась ни разу ни в нем, ни в его невиновности. Любящая женщина не теряет надежду на справедливость, она как может поддерживает Алексея, а сыну внушает, что его отец – герой и обязательно будет летать.

Кадр из фильма «Чистое небо» — Астахов после возвращения из плена

В чём главный герой видит свою вину? «Виноват, что сбили, виноват, что попал в плен, что не подох с голоду, виноват, что не сбежал.., — говорит он на собрании, а для Саши дома добавляет, — Виноват, что не застрелился…» Надо сказать, что «сталинский сокол» никого не обвиняет, в том, что его послевоенная жизнь так сложилась. Он был и остался верным коммунистом. За Астахова больно и обидно младшему брату Сашеньки – Сергею (Олег Табаков). Он считает, что государство Алексея и многих других, незаслуженно обидело.

Кадр из фильма «Чистое небо» — Астахов показывает Саше возвращённую звезду Героя

Где-то прочитала, что прообразом главного героя фильма явился известный лётчик Михаил Девятаев. Его судьба, действительно, уникальна, но не могу не рассказать, ещё об одном лётчике. «Разгонин Александр Иванович (1919-2012), подполковник. К ноябрю 1943 г. совершил 89 боевых вылетов, потопил 6 вражеских транспортов общим водоизмещением 35 тыс. тонн. Звание Героя Советского Союза присвоено 22 января 1944 г. 16 ноября 1943 г. гвардии старший лейтенант Разгонин А.И. был сбит и попал в плен. Бежал из лагеря на западе Германии во Францию. Возвратился на родину. После госпроверки продолжил военную службу в авиации ВМФ. В 1948 г. был лишен звания Героя Советского Союза и орденов, уволен с военной службы, разжалован. В начале 60-х гг. восстановлен в звании Героя Советского Союза. В 1963 г. был вновь принят на военную службу, ушёл в отставку лишь в 1981 г.» (В. Конев «Герои без Золотых Звёзд прокляты и забыты», М., «Яуза», «Эксмо», 2008 г., с. 198).

Однако история Разгонина А.И. скорее исключение из общего правила, другого лётчика, оставшегося после плена в профессии, пусть и восстановленного в звании Героя Советского Союза, мне найти не удалось. У Алексея Астахова из фильма Чухрая «Чистое небо» шансы вернуться в лётчики-испытатели, иметь дело с новыми секретными разработками были практически нулевые. А уж получить после плена Золотую Звезду героя без ходатайства его командиров, однополчан и т.д. было просто невозможно. Кстати, за Девятаева, с трудом нашедшего работу грузчика, хлопотал Королева С.П.

Поэтому в финале картины ощущается явная фальшь… Алексея Астахова, в лучшем случае, могла ждать судьба одного из двух лётчиков-лишенцев звания Героя Советского Союза, о которых я еще хочу рассказать. Это Лепёхин Г.В. и Меркушев В.А.

Лепёхин Гавриил Васильевич (1917 — 1990), капитан, звание Героя Советского Союза было присвоено в конце 1942 года. В апреле 1943 г. при бомбардировке г. Данциг (ныне Гданьск, Польша) ночью был сбит, попал в плен, совершил несколько побегов. В 1945 освобожден из концлагеря Бухенвальд (личный № 93000), уволен в запас. За пребывание в плену и за «связь с гитлеровцами» был осужден на 10 лет ИТР, лишен звания Героя Советского Союза. После освобождения из мест заключения по амнистии в 1953 г. жил в г. Воронеже, работал на птицекомбинате. Был тяжело больным и душевно страдающим человеком. Восстановлен в звании Героя Советского Союза 22.01.1957 г.

Меркушев Василий Афанасьевич (1910 — 1974), подполковник. Всего за время войны совершил 418 боевых вылетов, сбил 26 самолетов противника лично и 3 в группе. Звание Героя Советского Союза было присвоено в сентябре 1943. В июне 1944 г. в воздушном бою майор Меркушев В.А. был сбит, получил тяжелое ранение — попал в плен. Освобожден весной 1945 г. Продолжил службу в должности заместителя командира 254-й иад. В 1949 г. по статье 58 пункт 1 «б» постановлением ОСО осужден на 10 лет ИТЛ за выдачу противнику секретных сведений во время пребывания в плену. Лишен звания Героя Советского Союза в 1950 г. Амнистирован в 1954 г. С того же года в запасе. Жил в г. Ижевске, инвалид. Судимость с него так и не была снята. Восстановлен в звании Героя Советского Союза в 1955 г. Реабилитирован Главной военной прокуратурой 23 октября 2002 г.

Несмотря на эти замечания, фильм великолепен, он и сейчас смотрится на одном дыхании. Чего стоит сцена встречи на станции родственниками бойцов транзитного фронтового эшелона. Из телеграммы отца Сашенька узнала, что поезд, возможно, остановится. На станции собрались сотни женщин, каждая мечтала увидеть своего воина. Но эшелон на большой скорости проносится мимо. На лицах встречающих слёзы, отчаянье, боль. Крики и плачь тонут в шуме уносящегося состава… Мороз по коже…

Очень искренний фильм о войне и большой любви, не угасшей благодаря вере в любимого человека. Талантливая картина поражает своей редкостной задушевностью, пронзительностью, трогает до глубины души. Огромное спасибо кинорежиссёру Григорию Чухраю за его незабываемые фильмы о войне.

Однажды, беседуя со студенческой молодежью, Чухрай приблизительно так ответил на вопрос, нравится ли ему самому «Чистое небо»: да, я знаю, наш фильм — не совершенное произведение киноискусства. У него, как и у Астахова, лицо в шрамах. Вероятно, я даже острее, чем вы, чувствую эти недостатки: нестройность композиции, местами — стилевой разнобой, ошибки вкуса. Увы, в фильме нет той меры точности, которая достигнута в двух предыдущих. И все-таки он мне дорог. Можно было сделать его лучше, но сделать его было нужно, необходимо!

Что я хотел сказать в «Чистом небе»? И что, мне кажется, вопреки всем недостаткам, все-таки сказалось в нем? Это фильм о моем поколении, о его любви, верности, вере. Да, мы верили свято, и вера была такой безграничной, восторженной, слепой, что перешла в свою противоположность, стала источником громадной трагедии, стала почвой для культа личности. Не только Сталин с его характером, а мы все виноваты в культе личности. Сталкиваясь с чем-нибудь заведомо скверным, страшным в своей бессмыслице, противоположным всему, чему нас учили, и не находя разумных объяснений, мы говорили себе: значит, так надо! Ему видней! Если бы мне тогда сказали: «Сталин неправ», — я не спросил бы, почему неправ, а задушил бы усомнившегося и еще бы гордился. И когда Астахов пытается взвалить на себя какую-то мнимую вину, убедить себя, что должен быть растоптан, говорит: «Лес рубят — щепки летят», «значит, так надо» и прочее, — то это страшно, это — тупик, отрицание и веры, и верности, и разума…

Фильм «Чистое небо» получил широкое общественное признание, разделил с японским фильмом «Голый остров» Большой приз II Международного кинофестиваля в Москве; на фестивале в Сан-Франциско принес Чухраю Г.Н. премию «Золотые ворота», присуждаемую за лучшую режиссуру; на Четвертом международном смотре фестивалей в Мехико заслужил приз «Золотая голова Паленке».