Император Павел I остается крайне противоречивой фигурой в нашей истории. Возможно, он запомнился бы нам еще большим количеством необдуманных поступков, если бы его нрав долгие годы не смягчала фаворитка — одна из первых и лучших выпускниц Смольного, фрейлина Екатерина Ивановна Нелидова. В 1777 году очаровательную выпускницу Смольного института взяли во фрейлины к великой княгине Марии Федоровне — супруге будущего императора Павла I и матери двух будущих русских царей: Александра I и Николая I.

Великий русский писатель Иван Бунин в своем рассказе «Грамматика любви» писал: «Женщина прекрасная должна занимать вторую ступень, первая принадлежит женщине милой». Эти слова как нельзя лучше характеризуют Екатерину Нелидову, фаворитку российского императора Павла I. Ее долгая жизнь прошла под знаком преданности этому человеку. Преданности, которой он не заслуживал и которую не оценил по достоинству.

Никто из современников не признавал в ней красавицы. Но только ли безупречная красота всегда пользуется популярностью? Невысокого роста, отменно сложенная и грациозная, с живыми и ясными карими глазами, Нелидова невольно приковывала к себе взгляды.

Екатерина II

Екатерина Нелидова появилась на свет в Смоленской губернии в семье военного. Но в родительском доме она воспитывалась сравнительно недолго. В девятилетнем возрасте, в 1765 году, ее приняли в только что открывшийся Смольный институт. В пьесе Перголези «Служанка-госпожа» пятнадцатилетнюю Екатерину Нелидову, исполнительницу роли Сербины, заметила императрица Екатерина II. Игра девушки настолько потрясла царицу, что та повелела живописцу Левицкому написать портрет Нелидовой в роли Сербины. Изображение кокетливой молодой девушки с милой улыбкой вошло в историю как один из самых известных портретов в русской живописи… Всемогущая императрица Екатерина II назвала Катю Нелидову «феноменом».

Будущий царь, человек нервный, экзальтированный, не лучшим образом разбирался в людях. С детства лишенный родительской любви и ласки, он чувствовал себя одиноким и непонятым. С годами это ощущение только усилилось: его мать Екатерина II не только не испытывала к сыну особых чувств, но и всячески старалась отдалить его от двора, боясь за свой трон.

Мария Федоровна, супруга Павла, всячески старалась отогреть мужа, организуя театральные представления и покровительствуя другим искусствам. Но тщетно: будущий император оставался к ней холоден. Хотя внешне демонстрировал всяческое почтение к жене. Даже десять детей, рожденных в этом браке, не заставили потеплеть чувства наследника престола к супруге! Да и потомство радости приносило мало: властная Екатерина II практически отстранила родителей от воспитания чад, выращивая их согласно своим представлениям о правильном обращении с детьми.

Портреты Павла I и фрейлины Нелидовой Е.И.

Нелидова, в отличие от Марии Федоровны, отлично понимала Павла. Многие из его окружения считали наследника безумным и неуправляемым. А фаворитка прекрасно угадывала причины его настроений и состояний. Она одна умела скрашивать его нервные срывы и приступы гнева. Надо отметить, что в отношениях Павла с Нелидовой большую роль играли религия и мистика, к которым оба были весьма склонны. Спустя более чем сто лет на почве тех же общих интересов сошлась со своей фрейлиной Вырубовой последняя русская царица Александра Федоровна…

Постепенно Екатерина Ивановна приобрела огромное влияние на Павла. Но силу эту она использовала во благо, стараясь помогать несчастным и несправедливо обделенным, в том числе самим наследником. Первое время Мария Федоровна сильно ревновала мужа к фаворитке. Но, убедившись в платоническом характере их отношений, будущая царица сама стала лучшим другом Нелидовой.

Анна Лопухина

Екатерина Ивановна вскоре после коронации своего лучшего друга в полной мере познала, что такое лесть и лизоблюдство лицемерной знати. К этому явлению она относилась философски. И не становилась проводником решений той или иной придворной группировки. Зато не давала самодурству императора расцвести в полной мере. В первые годы правления Павел I сам раздал немало должностей родственникам Екатерины Ивановны и тем, кого она ему рекомендовала.

Однако рядом с императором вскоре оказалась блистательная красавица Анна Лопухина (в замужестве Гагарина) — камердинер царя Кутайсов исполнил роль сводника: он самолично познакомил самодержца с пылкой брюнеткой. Нелидова страшно и тяжело переживала опалу. После появления новой фаворитки она поселилась в Смольном монастыре — подальше от Михайловского замка.

Мария Федоровна, которая теперь считала Нелидову своим лучшим другом, тоже не могла смириться с отставкой Екатерины Ивановны. Но это были только цветочки. Вскоре и сама царица впала в немилость. И только Нелидова выступила против ссылки законной супруги императора в Холмогоры… Бывшая фаворитка пыталась вернуть себе расположение царя: «Открытое и честное сердце не так легко найти, как Вам, быть может, легко без него обойтись», — писала она ему. Но какое там… В итоге, Мария Федоровна в Холмогоры не поехала. А вот Екатерина Ивановна отправилась в Эстляндию.

Без влияния Нелидовой в Петербурге началась настоящая вакханалия увольнений, арестов и ссылок. Впрочем, как оказалось, Екатерину Ивановну Павел не забыл. Через пару лет он в ответ на ее прошение даже разрешил ей вернуться в Смольный. Мария Федоровна на радостях устроила прием, на котором должны были присутствовать и император, и Нелидова. Но тут взбунтовалась Лопухина, страстная любовница Павла. В итоге царь на том вечере так и не появился. Екатерина Ивановна поняла: прежних позиций ей не вернуть никогда. Зато с ней осталась верная дружба императрицы.

Тем не менее, убийство императора в 1801 году совершенно перевернуло Нелидову. Видевшие ее в первые дни после смерти Павла I говорили, что отставленная фаворитка постарела лет на десять за какие-нибудь десять дней. Остаток жизни старая дева Екатерина Ивановна Нелидова провела в родном Смольном. Она занималась воспитанием любимой племянницы и дорожила дружбой со вдовствующей императрицей. После кончины ее лучшей подруги в 1828 году Нелидова превратилась в нечто вроде живого памятника прошлой эпохе. Живого, но мало кому интересного. Она умерла в 1839 году, оставив о себе светлую память.

Из статьи А. Серовой «Смолянка за троном», журнал «Загадки истории», №11 2014 г., с. 26-27.