После дерзкого прорыва подводной лодки «М-172» Северного флота в бухту Петсамо английский офицер-подводник попросил командира подводной лодки И. Фисановича показать ему карту вражеской гавани с нанесенными на ней боевыми курсами «малютки». Англичанин, дотошно изучая ее, разглядывал четкие линии курсов, прикинул циркулем широту и длину фиорда. Затем восторженно пожал руку Фисановичу и серьезно сказал:

— Если бы мне удалось сделать такой поход, я бы эту карту вставил в рамку и повесил на стене своей комнаты. Командир английской подводной лодки был поражен точным расчетом советских подводников.

В докладе командиру соединения Фисанович уложил тогда весь поход своей лодки в несколько фраз: «Вышли тогда-то, столько-то часов шли под водой, проникли в защищенную гавань противника и атаковали фашистский транспорт». На самом деле все было гораздо сложнее. Бухта, где атаковал Фисанович, была расположена в самой глубине далеко простиравшегося фиорда, который зорко охранялся вражескими батареями, катерами-охотниками и барражирующими самолетами.

Командир 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга Гаджиев М.И.

Командир 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота, капитан 2-го ранга Гаджиев М.И.

Долго шла под водой лодка, приближаясь к цели. Нужно ли объяснять, как трудно работать в тесных отсеках, где порой не хватает воздуха, а всплывать нельзя, ни в коем случае нельзя: на поверхности подстерегает враг… Шли в бой, первый бой в жизни каждого, — шли дерзновенно в самое логово врага. Шли в ясный, погожий день, на виду у шнырявших по заливу фашистских судов. И наряду с боевым азартом где-то в уголке души шевелилась тревога.

Когда по расчетам штурмана Бутова путь по фиорду до бухты был пройден, командир поднял перископ.
Транспорт! У северо-западного причала большой транспорт, — проговорил командир.
Лодка проходит глубже в гавань.
— Аппараты, товсь!
Старшина Серегин и торпедист Немов готовят аппараты. Уже нить перископа легла на трубу транспорта.
— Аппарат номер один… пли!

Командир подводной лодки «М-171» 3-го дивизиона подводных лодок Северный флот Стариков В.Г.

Командир подводной лодки «М-171» 3-го дивизиона подводных лодок Северный флот Стариков В.Г.

Толчок — и смертоносная стальная сигара понеслась к борту врага. Инженер-капитан-лейтенант Коротаев вовремя успел заполнить цистерны быстрого погружения, а боцман Тихоненко мгновенно переложил рули глубины — враг так и не смог увидеть, откуда был нанесен ему удар.

Назад и быстрее! Сейчас у врага переполох, сейчас он бросится в погоню. Вновь в отсеках тишина, слышны только работающие механизмы. Лодка спешит к выходу в море, к свободе, к жизни. Враг уже поднял тревогу. В перископ помощник видит: занимая всю ширину фиорда, строем фронта идут несколько катеров. Глубинные бомбы сотрясают взрывами воду, она встает холмами. Поздно хватились! Лодка уходит в морские просторы. Всплыли, открыли люк и долго по очереди дышали свежим воздухом. В полночь лодка снова пошла к вражеским берегам — искать корабли врага.

Номер очередной победы

Номер очередной победы

Много было таких незабываемых походов у экипажа «М-172». Искусно форсируя минные заграждения, прорывая противолодочные рубежи, порой часами подряд подвергаясь глубинной бомбежке, они выходили на неприятельские пути сообщения и уничтожали его корабли. Сколько боевой активности, умения и отваги, какой воли, выдержки и физической выносливости требовали от подводников каждый поход, каждая торпедная атака!

Долгие дни и недели проводили они в море, в борьбе и лишениях. В тесных отсеках, куда не проникает дневной свет, где нельзя сделать лишнего движения, где нужно экономить все, вплоть до воздуха. К апрелю 1942 года «малютка» совершила немало боевых походов к вражеским берегам. Она потопила несколько крупных вражеских транспортов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 апреля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявление при этом доблести и мужества подводная лодка была награждена орденом Красного Знамени. Командиру лодки капитан-лейтенанту Фисановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Краснознаменная «малютка» — по существу самый маленький краснознаменный корабль флота. Водоизмещение всего 200 т, небольшая скорость — надводного хода 15, подводного немного более 8 узлов. Два торпедных аппарата и 45-мм пушка. Экипаж — 22 человека — дружная, крепкая семья. Кого ни возьми — закаленный воин, боевой моряк.

С начала войны командиром «М-172» был назначен капитан-лейтенант Фисанович. В 22 года окончил Военно-морское училище. Плавал на подводных лодках. Потом был флагманским штурманом бригады подводных лодок Северного флота. Работоспособный, энергичный, влюбленный в свою специальность человек. Перед самой войной закончил Высшие специальные курсы подводного плавания. Назначение командиром лодки встретил с радостью.

Фисанович был действительно страстным в работе, смелым в бою, чутким и заботливым в кругу подчиненных. В походах он учил их мужеству, выдержке, самообладанию. Экипаж во всякой обстановке видел в командире пример дисциплинированности, отличного знания всех тонкостей подводной службы, пример стойкости и выносливости.

Умелым и верным помощником командира «малютки» зарекомендовал себя акустик Анатолий Шумихин. В прошлом учитель в Ветлуге. В начале войны пришел на Северный флот, стал подводником. На лодке много специальностей. Он выбрал акустику. На войне Шумихин приобрел опыт, стал лучшим гидроакустиком в бригаде.

Фисанович опирался и на таких высококлассных специалистов, как боцман Николай Тихоненко, старшина команды мотористов Александр Дмитриев — всегда образцово, со свойственными им аккуратностью и расторопностью выполняли они приказания командира. Они искусно управляли техникой — будь это при торпедных атаках, при прорыве в базу врага или во время преследования лодки вражескими кораблями.

Сколько их было, незабываемых походов «малютки», в суровом Заполярье. Славный боевой путь прошла со своим бесстрашным экипажем «М-172». За проявленную отвагу, за стойкость и мужество в боях она была удостоена гвардейского звания. На ее счету тринадцать потопленных и поврежденных вражеских кораблей.