В марте 1927 года по проекту советского конструктора Б. Малинина на судостроительном заводе в Ленинграде были заложены три подводные лодки под символическим названием: «Декабрист». Это были – «Д-1», «Д-2» и «Д-3». А осенью 1931 года на каждой из них был поднят Военно-морской флаг. Корабли вступили в боевой строй. По тому времени это были совершенные подводные лодки.

Они могли плавать в океане, в районах, удаленных от баз на 2-3 тысячи миль, где могли действовать до 50 суток, их вооружение составляли 8 торпедных аппаратов (6 в носу и 2 в корме), а также 2 орудия – 100-мм и 45-мм калибра. После длительных испытаний и боевой учебы экипажей в 1933 году «Декабристы» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Баренцево море, где тогда создавался молодой Северный флот.

Еще до Великой Отечественной войны экипаж «Д-3» – «Красногвардейца» вошел в историю как один из пионеров подводного плавания в высоких широтах Арктики. Это они совершили небывалый по дальности и сложности поход лодки к берегам Ян-Майена, в Гренландское море. Это произошло в феврале 1938 года, когда наши отважные папанинцы дрейфовали на льдине вдоль восточных берегов Гренландии. Возникло опасение, что льдину может вынести на чистую воду. Четверка смелых завоевателей Северного полюса оказалась в трудном положении.

Комдив Колышкин И.А.

Комдив Колышкин И.А.

Командовал тогда «Д-3» еще молодой, но уже опытный, блестящий подводник Виктор Котельников, а штурманом у него был лейтенант Федор Видяев… В трудном плавании, в жесточайший шторм экипаж «Д-3» продемонстрировал высокую выучку и мастерство…

В начале Великой Отечественной войны из первого похода «Д-3» возвратилась не потопив ни одного корабля. Хотя велико было желание подводников бить врага, но все поиски его в отведенном лодке районе оказались безрезультатными. Команда и ее командир (капитан 3-го ранга Константинов Ф.В.) переживали неудачу…

22 сентября 1941 года подлодка отправилась в новый поход. Море встретило «Д-3» штормом. Но утром оно угомонилось, и видимость была отличной. Субмарина шла под водой, время от времени показывая на поверхности перископ.

Подошли к берегам противника. В отсеках – привычная размеренная жизнь, в строгом отлаженном ритме. На пятый день у входа в Тана-фиорд вахтенный командир увидел в перископ небольшой неприятельский транспорт. Боевая тревога. Все идет хорошо. Лодка начинает маневрирование для выхода на цель. Весь экипаж в напряжении. Наконец следует команда: «Залп!». Две торпеды вышли из аппаратов. Вскоре хорошо был слышен взрыв. Командир поднял перископ: транспорта на поверхности уже не было.

Подлодка дивизиона Колышкина И.А. отправляется в суровый и дальний поход

Подлодка дивизиона Колышкина И.А. отправляется в суровый и дальний поход

Снова идет напряженный поиск врага. Проходят еще сутки, и близ неприятельского берега, у Кой-фиорда, обнаружили крупный танкер. «Выходим в атаку. Последовал двухторпедный залп. Одна торпеда угодила точно в цель. На этот раз все находившиеся в центральном посту наблюдали в перископ всю картину потопления судна: как ушла под воду его корма, и задрался высоко вверх нос, как потом танкер погрузился в Баренцево море», – вспоминал Герой Советского Союза Колышкин И.А., в то время командир дивизиона подводных лодок, находившийся на «Д-3».

30 сентября вахтенный центрального поста, пристально наблюдая за поверхностью моря в перископ, докладывает: «Вижу два транспорта!» Боевая тревога. К перископу становится командир. Быстро и четко доносятся из отсеков доклады о готовности. Атака была скоротечной. Через десять минут звучит «Пли!». И еще одно фашистское судно пущено на дно.

Но вот снова объявлена боевая тревога. Обнаружили транспорт. Командир маневрирует и проводит четкую атаку. Очередной, четвертый вражеский транспорт пущен на дно. А вскоре «Д-3», получив приказ возвращаться в базу, взяла курс на Полярное, родную Екатерининскую гавань. 17 октября 1941 года лодка пришла из похода.

Вскоре «Д-3» по числу одержанных побед заняла первое место среди североморских лодок. 17 января 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Д-3» была награждена орденом Красного Знамени, а в апреле она стала гвардейской. Уже в майском походе «Красногвардеец» потопил одно и повредил два фашистских корабля. На боевом счету экипажа лодки стало 10 потопленных и 2 поврежденных вражеских корабля.

Летом 1942 года «Д-3» не вернулась из боевого похода. Она не слала радиограмм, не отвечала на вызов. Она навсегда осталась в полярном море. Гибель ее осталась тайной для нас. Одно можно сказать твердо: героический экипаж встретил смерть в мужественной борьбе, как подобает героям-подводникам.