Весной 1695 года Петр I начал войну с Турцией за выход России к Черному морю. С непостижимой быстротой был в течение одной лишь зимы построен в Воронеже целый флот в составе двух галеасов, двадцати двух галер и четырех брандеров. Для транспортных целей изготовили тысячу стругов, триста лодок и сто плотов.

Самыми крупными кораблями Азовского флота были галеасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел». Они имели длину до 35 метров, и каждый из них нес тридцать шесть пушек. Первый отряд галер оставил Воронеж 3 мая 1696 года. Отрядом командовал сам Петр. Царь держал свой флаг на галере «Принципиум». Началась осада Азова. Первое нападение на турецкий флот произвели казаки, но оно оказалось безрезультатным, так как казакам со своих лодок трудно было брать высокие морские корабли на абордаж.

Удачнее прошло сражение легких казацких стругов с десантным отрядом турецких плоскодонных судов, пытавшихся прорваться в осажденный Азов. Почти все суда, груженные припасами, были захвачены, а лодки с янычарами, игравшие роль охранения, обратились в бегство.

«Предистинация» — один из первых кораблей, построенных в Воронеже

В конце мая Петр вывел свой флот на взморье и заблокировал все устье Дона. Это был первый боевой поход русского флота. Спустя две недели у устья Дона показался и турецкий флот в составе 6 линейних кораблей и 17 галер. Турецкий флот встал на якорь против русского. Но вскоре, опасаясь внезапного нападения русских судов, он снялся с якоря и ушел в море. Не получая подкрепления, крепость 18 июля сдалась.

Для строительства военного порта Петр выбрал Таганрог, где приказал заложить крепость. С 1695 по 1710 год русские мастера построили для Азовского флота много линейных кораблей и фрегатов, галер, бомбардирских судов и брандеров и около тысячи малых судов. Из всех азовских линейных кораблей выделяется «Предистинация». (Слово это по-латыни означает: «предначертание»). Этот 58-пушечный корабль был построен по проекту и при непосредственном участии Петра. Помимо удачных обводов, корабль был снабжен выдвижным килем особого устройства. За границей эту конструкцию киля впервые применили лишь через полтора столетия.

Первый корабль Балтийского флота «Полтава» — 1712 г., с гравюры П. Пикарда

Дорого обошедшийся опыт постройки Азовского флота не пропал, однако, даром. Петру I удалось уже на другом море создать лучший боевой флот, который завоевал для России кратчайший выход в Западную Европу. Заключив мир с Турцией, Петр немедленно начал борьбу со Швецией за возвращение берегов Балтийского моря.

Первые победы русского флота в начавшейся Великой Северной войне были одержаны на озерах. 27 августа 1702 года 30 русских карбасов нанесли на Ладожском озере решительное поражение шведской эскадре, состоявшей из 8 крупных морских судов. Два шведских судна были сожжены, одно потоплено и два взяты в плен. С Чудского озера шведы были выбить: в 1704 году, причем во время жаркого боя из 13 шведских судов в плен взяли 12, а избегшую этой участи яхту «Каролус» взорвали сами шведы.

Прославленная петровская галера

Взяв в 1702 году Нотебург (Шлиссельбург) и в следующем году — Ниеншанц (крепость в устье Невы), Петр вышел сначала в реку Неву, а затем в Финский залив. Первая победа русского флота на Балтийском море была одержана в устье Невы. На другой день после занятия Ниеншанца Петр I внезапно атаковал два шведских судна — «Гедан» и «Астрильд», вошедших в Неву. Оба они были взяты на абордаж при непосредственном участии самого Петра.

Через несколько дней на острове Енни-Сари было положено основание Санкт-Петербургу. С моря новая столица была защищена трехъярусными батареями Кроншлота, быстро возведенными около острова Котлина. Первые суда Балтийского флота строили на Олонецкой верфи (Лодейное поле), на которой Петром в 1703 году были заложены 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер, 13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин.

Линейный корабль «Ингерманланд» (реконструкция)

А через год в Петербурге возникло Адмиралтейство. Здесь одновременно начали строить 34 бригантины. Первый построенный Адмиралтейством линейный корабль «Полтава» был спущен на воду в 1713 году. Длина его была всего 42 метра, а вооружение состояло из 54 пушек.

Создание мощного русского флота на Финском заливе послужило началом к овладению и всем Балтийским морем. В 1710 году при участии флота были освобождены от власти шведских захватчиков Выборг, Рига, остров Эзель, Ревель. Через три года, со взятием Гельсингфорса, шведы были окончательно выбиты из Финского залива. К летней кампании 1714 года русский флот насчитывал уже 26 линейных кораблей, вооруженных 42-74 пушками каждый, 8 фрегатов с 18-32 пушками и 100 галер и скампавей.

Издание в России в 1720 году Морского устава как бы подвело определенный итог морской истории страны: в самые сжатые сроки на Балтике был создан могучий, первоклассный военно-морской флот. Петр использовал все лучшее, что было в западном кораблестроении. Но он, прежде всего, учитывал особенности русского театра войны и мореплавания у берегов отечества.

От западноевропейских флотов флот Петра отличался особой спецификацией тоннажа судов. Вначале был сделан упор на создание гребного флота, судов, различных по размерам и артиллерийскому вооружению. Петр исходил из того, что такие суда просты в постройке, относительно легко управляемы, хорошо используются для поддержки сухопутной армии. Только после Полтавской победы 1709 года, когда назрела необходимость выхода в большое море, в России началось интенсивное строительство линейного флота. Только он мог обеспечить стране господство на Балтике.

К концу царствования Петра I военно-морской флот на Балтике был самым могучим среди флотов других держав. Он имел 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов. Общая численность команд достигла 28 тыс. человек. Две трети судовых экипажей состояло из матросов-парусников и пушкарей-артиллеристов. Одна треть — морские солдаты-абордажники.

«Первый корабль, военный, пятидесятипушечный, был заложен Петром в Адмиралтействе в 1709 году в ноябре и спущен 15 июня 1712 года; назван он им был «Полтава». В 1718 году был спущен самим государем 90-пушечный корабль под именем «Старый Дуб». Тогда все суда строились из казанского дуба. По словам английского посла Витворта, в 1710 году флот царя состоял: из 12 фрегатов, 8 галер, 6 сосновых кораблей, 2 бомбардир-галиотов и нескольких мелких судов.

По словам Вебера, в 1718 году у царя было: 40 военных кораблей и 300 галер. В конце царствования Петра число всех его морских судов было на 1/5 больше, всех же матросов на флоте было 14 960 человек и 2106 пушек. Спуск корабля в прежние времена отличался большой торжественностью. Мастер в день спуска построенного им корабля одевался весь в черную одежду и получал из рук царя или морского министра на серебряном блюде по три серебряных рубля за каждую пушку или борт» (Пыляев М.И. «Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы», М., «Сварог и К», 1997, с. 18).

Морские звания определялись табелью о рангах примерно так: матросы 1-й и 2-й статьи, генерал-адмирал и адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал, капитан-командор, капитан, капитан-поручик (капитан-лейтенант), поручик (лейтенант), корабельный секретарь и первый офицерский чин — подпоручик (унтер-лейтенант). Звание мичмана, введенное с 1713 года, приравнивалось к унтер-офицерскому. С 1716 года на флоте появились гардемарины. Офицеры еще не имели форменной одежды. Матросов одевали по голландскому образцу: шляпы, короткие штаны, чулки. Морские солдаты имели обмундирование армейских полков.

Основу флота составили линейные корабли. По тем временам линейным кораблем считалось судно с прямым парусным вооружением, которое имело не менее 50 пушек и могло сражаться в линии. Первым линейным кораблем Балтийского флота был 54-пушечный корабль «Полтава», построенный в 1712 году в С.-Петербурге известным русским судостроителем Феодосием Скляевым при личном участии и под руководством Петра.

Русские кораблестроители стремились к единообразию в постройке судов. Без него немыслимо было создание хорошо управляемых и четко согласующих свои действия на море эскадр. Адмиралтейский регламент утвердил строгую систему рангов для корабельного флота и определил калибры морской артиллерии с распределением по декам (палубам) линейных кораблей. Петровского регламента почти без отступлений придерживались в русском флоте до второй половины XVIII века.

100- и 90-пушечные суда строились трехдечными — это были самые большие по размерам и самые мощные по артиллерийскому вооружению линейные корабли. На таком корабле должен был держать свой флаг флагман и своей артиллерией решать успех боя. Первый трехдечный 90-пушечный корабль Балтийского флота «Лесное» спущен на воду в С.-Петербурге в 1718 году. Корабль строился под личным наблюдением Петра. Здесь было поставлено усовершенствованное парусное вооружение: бизань-рей заменен гафелем, а на бушприте и утлегаре вместо прямых парусов стояли три треугольных кливера.

В 1723 году в Санкт-Петербурге был заложен первый 100-пушечный трехдечный линейный корабль «Петр I и Петр II». Корабль строился по чертежам и при участии Петра. После его смерти судно было закончено и спущено на воду 19 июня 1727 года. Корабль находился в строю до 1752 года.

80-пушечные линейные корабли сооружались иногда трехдечными без шканц и бака (корабль «Святой Андрей»), а иногда двухдечными со шканцами, баком и ютом. 74- и 64-пушечные линейные корабли составляли основу линейного флота. Они были меньших размеров, чем корабли главных рангов, вооружены более слабой артиллерией, но управлять ими было легче. Быстрота хода, хорошая поворотливость, прочный корпус делали их удобными для дальних морских переходов.

Лучшим линейным 64-пушечным кораблем петровского флота по своим мореходным качествам был «Ингерманланд», построенный в 1715 году в С.-Петербурге под руководством корабельного мастера Р. Козенца и под наблюдением Петра. Это один из любимых кораблей царя. В 1716 году судно участвовало в кампании на Балтийском море под флагом Петра I, командовавшего соединенным русско-англо-голландско-датским флотом. Во все последующие кампании на Балтике 1718, 1719 и 1721 годов Петр держал свой вице-адмиральский флаг на этом корабле.

Экипаж двухпалубного 64-пушечного корабля «Ингерманланд» состоял из 470 человек. В длину корабль имел сорок пять, а в ширину двенадцать метров. Одно примечательное событие послужило основанием для «Высочайшего повеления хранить «Ингерманланд» в памяти». И до сих пор в Военно-морском музее в Петербурге сохранилась часть реликвий с этого корабля.

Шел 1716 год. Стремясь нанести Карлу XII окончательное поражение, Петр совместно с союзниками — Англией и Данией — разработал план вторжения на территорию Швеции. Армия Апраксина с галерным флотом должна была напасть на шведов со стороны Ботнического залива в направлении Стокгольма, а на южное побережье Швеции предполагалось высадить объединенный русско-датский десант. В сентябре 24-тысячный русский корпус Шереметева доставлен морем в Копенгаген, где уже с июля находилась русская эскадра под командованием Сиверса, состоявшая из семи линейных кораблей, трех фрегатов и трех шняв. Туда же пришло из Архангельска несколько вновь построенных кораблей. Число русских судов, собравшихся в Зунде, дошло до 22 вымпелов.

К русскому отряду кораблей присоединились английская и голландская эскадры, прибывшие для охранения торговых судов от шведских каперов и королевских фрегатов. Петр I предложил план: «Надлежит неприятеля искать и для того под Борнхольм идти и там на оного крейсовать. И когда неприятель сыскан будет, его атаковать».

Датский генерал-адмирал Гульденлев и английский адмирал Норис никак не хотели подчиняться друг другу. С появлением Петра спор разрешился просто. Союзники единодушно предложили Петру принять командование над соединенным флотом, зная его незаурядный ум и военный талант. И 5 августа 1716 года на грот-мачте «Ингерманланда», одного из лучших кораблей того времени, взвился императорский штандарт.

Снова поднял Петр свой флаг на «Ингерманланде» в 1718 году. В начале июня Петр на «Ингерманланде» во главе эскадры вышел в Ревель, а оттуда к Гангуту, где его ожидал галерный отряд Апраксина. Командовал «Ингерманландом» в этот период Соймонов Федор Иванович, будущий мореплаватель и исследователь Каспийского моря, вице-президент Адмиралтейств-коллегии. Под флагом Петра 40 линейных кораблей и фрегатов, 132 галеры и 100 лодок. Десантный корпус, посаженный на галеры, достигал 25 000 человек.

Петр решил следовать к Аландским островам и далее наступать на Стокгольм. Приход русских морских сил с сильным десантом испугал шведов. К Петру прибыл посол шведской королевы, сменившей на престоле умершего Карла XII. Посол выразил русскому царю доброе согласие Элеоноры «на резонабельные и сносные кондиции». Отправив своего представителя в Стокгольм, Петр все же не стал изменять планы, и 10 июля 1719 года галеры под охраной корабельного флота во главе с «Ингерманландом» появились у шведских берегов в 70 километрах от Стокгольма. Двумя отрядами Петр начал военные действия на территории Швеции.

Десантная группа из 3500 человек на 21 галере и 12 лодках под командой генерал-майора Ласи двинулась на север от Стокгольма и дошла до города Гефле, почти не встречая сопротивления. 16 августа Ласи вернулся к Аландским островам, где доложил Петру о своем рейде по шведскому берегу. Потери русских составляли 6 убитых и 15 раненых. Отряд Апраксина наступал на юг от Стокгольма и 30 июля достиг Нордчепинга. Во время похода русские войска уничтожили железные и медные заводы на острове Ута, литейные заводы в Нючепинге и Нордчепинге, а также много судов в портах. Кроме того, было захвачено свыше 300 пушек. Атаковать Стокгольм не разрешил Петр, уступив просьбе королевы прекратить военные действия.

Передовой отряд русских приблизился к Стокгольму на три километра. С богатыми трофеями Апраксин вернулся к острову Лемланду, где его ждал Петр на «Ингерманланде». Разгромом шведского побережья закончился 1719 год. Корабельный флот, в том числе «Ингерманланд», ушел на зимовку к Котлину и в Ревель, а галерный — в Або и Петербург. «Ингерманланд» сохранялся в русском флоте до 1735 года, а потом пошел на слом.

После петровского «Ингерманланда» таким же именем назывались еще несколько судов. Одному из них, спущенному на воду в Архангельске в мае 1842 года, суждено было вписать особенно драматические страницы в историю катастроф на море. На переходе из Архангельска в Балтийское море, имея на борту 800 человек команды и пассажиров, он попал в жестокий шторм и погиб в Скагерраке, унеся с собой 389 жизней. Последний 74-пушечный «Ингерманланд» плавал на Балтике с 1844 по 1860 год.

Фрегаты петровской эпохи вооружались 28-44 орудиями и предназначались для разведки, помощи поврежденным линейным кораблям. Они же должны были отбивать неприятельские брандеры. Фрегаты также несли посыльную службу, конвоировали торговые суда. Все суда, о которых шла речь выше, имели три мачты и прямое парусное вооружение.

Следующий класс кораблей петровской поры — шнявы. Они имели две мачты, 12-18 пушек и предназначались для разведки. Прамы — плоскодонные 16-18-пушечные батареи 18-фунтового калибра — строились для защиты Кронштадта. Буера имели одну мачту и несколько пушек малого калибра. Бомбардирские суда строились для обстрела береговых укреплений. Вооружение — одна-две тяжелые мортиры.

Тартаны — легкие суда, имели две мачты с косыми парусами и несколькими небольшими орудиями. Брандеры — суда, употреблявшиеся для сожжения неприятельских кораблей, наполнялись горючим материалом. Брандеры должны были подходить к вражеским кораблям с наветренной стороны, чтобы ветер с них перекидывал огонь на неприятельское судно. На ноках реев у брандеров закрепляли крючья, которые шли в дело, когда требовалось намертво прикрепить брандер к корпусу атакуемого судна. Под брандеры оборудовали обыкновенно старые суда.

Флейты, или пинки, шмаки, шкуты — были грузовыми судами, но вооружались несколькими пушками малого калибра и в петровские времена включались в военный флот. Военный гребной флот во времена Петра состоял из галер, полугалер и малых галер, называвшихся скампавеями. Первые галеры Балтийского флота имели пушки, поставленные как на носу на специальном помосте, так и по бортам на помосте, идущем над банками. На носу галер ставились 18- или 24-фунтовые пушки, по бортам по две 12-фунтовые пушки. Полугалеры вооружались 12-, 18- и 6-фунтовыми пушками.

К концу царствования Петра I русское государство имело обе могучие руки: армию и флот, слава о котором прокатилась по всем морям и океанам…