Весной 1915 г. в ходе Первой мировой войны австро-германцы повели энергичное наступление на фронте нашей 3-й армии (командующий — генерал Леш). В мае 1915 года «Илья Муромец Киевский» и «Муромец III», конструктора Сикорского И.И., были направлены в Галицию, для помощи штабу этой армии. Они производили разведку в глубоком тылу противника, зорко следя за передвижениями и группировкой его сил.

Легкие аппараты того времени не могли проникать глубоко за линию фронта противника. А «Муромцы» были способны, совершая продолжительные полеты в глубоком тылу у неприятеля, доставлять точные сведения о переправах через реку Сан, о количестве поездных составов и движении поездов на станциях железных дорог, подходивших к нашей границе, о появлении новых аэродромов, скоплении обозов и т. д.

Кроме этой чрезвычайно важной и очень ценившейся разведки, «Муромцы» громили своими большими бомбами важные тыловые пункты противника, главным образом железнодорожные станции с многочисленными поездными составами, склады, обозы и пр. 14 июня 1915 г., «Ильей Муромцем Киевским» был взорван на станции Пржеворск, к югу от Ярославова, вражеский поезд со снарядами. Кроме значительных людских потерь неприятеля, «Муромец» произвел большие разрушения на станции и железнодорожных путях, вызвавшие перерыв сообщения в этом районе. Панику, возникшую при налете «Муромца», нетрудно себе представить…

Командир «Ильи Муромца Киевского» капитан Башко И.С.

После столь удачного полёта все члены экипажа «Ильи Муромца Киевского» получили награды: командир, военный летчик поручик Башко И.С. и артиллерийский офицер штабс-капитан Наумов А.А. были награждены каждый орденом Св. Георгия 4-й степени, помощник командира военный летчик поручик Смирнов М.В. — Георгиевским оружием, а моторист старший унтер-офицер Шкудов — Георгиевским крестом.

Неприятелю, само собой разумеется, не могли нравиться подобные налеты «Муромцев», но его зенитные батареи не причиняли «Муромцам», летавшим на высоте свыше 3000 м, никакого вреда, а немецкие истребители предпочитали держаться на почтительном расстоянии от нашего хорошо вооруженного воздушного богатыря. Это вызвало со стороны экипажа «Муромцев» известную беспечность, вообще свойственную русской натуре, и едва не обошлось очень дорого «Муромцу Киевскому».

Осмотр «Ильи Муромца» французской военной миссией

Привыкший к полетам даже в глубоком тылу противника экипаж воздушного корабля «Илья Муромец Киевский», желая взять с собой больше бомб (пудовых — 10 штук, 25-фунтовых — 5 штук, зажигательных снарядов 12 штук), взял в очередной полёт вместо трех или четырех полагавшихся ему пулеметов лишь одно ружье-пулемет Мадсена и один карабин (260 патронов). В то время считали, не будучи достаточно осведомленными о состоянии немецкой авиации, что на высоте 3500 м, на которой летал «Илья Муромец», немецкие легкие аппараты не смогут его атаковать.

В результате разведки «Муромец» около деревни Гостынное обнаружил 3 батареи; к северо-западу от Унува — аэродром — 7 палаток, там же противоаэропланную батарею. На станции Любыча — 3 подвижных состава по 50 вагонов; к северу от Унува — около 400 повозок; в Шебржешине — небольшой обоз около 60 повозок. Было произведено бомбометание: 5 бомб сброшены на аэродром у Унува; 4 — попали в обозы возле станции Белжец; 5 бомб сброшено на станцию Любыча; зажигательные снаряды — 12 штук — сброшены в поля к югу от Шебржешина.

Возвращаясь из боевого полета 6 июля 1915 г., «Илья Муромец Киевский» был атакован тремя неприятельскими аэропланами типа «Бранденбург» в 48 км от линии нашего фронта, в тылу у противника над местечком Шебржешин (к югу от линии Красностав — Холм). Один из этих аппаратов, пользуясь своим преимуществом в скорости, незамеченный вначале с «Муромца», прошел под ним и, пойдя встречным курсом, открыл огонь из пулемета с очень близкого расстояния.

При первой атаке пулеметным огнем с неприятельского аппарата были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр первой группы моторов, радиатор второго мотора, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы моторов, стекла двух передних окон правой стороны «Муромца». Был ранен в голову и ногу командир корабля поручик Башко. Так как бензинопроводы к левым моторам оказались перебитыми, то дальше полет корабля был на двух правых моторах. Немецкий аппарат попытался вторично атаковать корабль с левой стороны, но был встречен пулеметным и ружейным огнем.

С «Ильи Муромца Киевского» ясно можно было видеть лица летчиков неприятельского аэроплана. Штабс-капитан Наумов открыл огонь из ружья-пулемета, вольноопределяющийся Лавров — из карабина. После ответных выстрелов с «Киевского», чуть не в упор, неприятельский аппарат резко скользнул на крыло и пошел вниз «падающим листом» по направлению к Замостью.

При отражении атаки первого аппарата из ружья-пулемета была выпущена полностью кассета в 25 штук, из второй кассеты удалось выпустить всего 15 штук, затем внутри магазина заклинился патрон и дальнейшая стрельба из него была совершенно невозможна. Вслед за первым аппаратом тотчас же появился следующий немецкий аппарат, который пролетел только один раз выше корабля слева и обстрелял его из пулемета, при этом был пробит масляный бак второго мотора.

Так как ружье-пулемет совершенно отказало в действии, то поручик Смирнов передал карабин штабс-капитану Наумову, а сам сменил Лаврова, принимая меры к сохранению бензина, т. к. Лавров отморозил обе кисти рук. Второй аппарат более корабля не атаковал. На линии передовых позиций корабль был обстрелян из пулемета третьим немецким аппаратом, шедшим в большом отдалении слева и выше корабля. Но в то же время по кораблю стреляла и артиллерия. Высота в это время была 1400-1500 м.

При подходе к г. Холму на высоте 700 м остановились и правые моторы, т. к. вышел весь запас бензина, поэтому пришлось сделать вынужденный спуск. — в 4-5 верстах от г. Холма около деревни Городище, возле аэродрома 24-го авиационного отряда (командир — военный летчик поручик Мулько) на болотистом лугу. При этом колеса шасси увязли до лыж и сломались… Несмотря на полученные ранения, аэроплан посадил командир корабля поручик Башко. Это был первый планирующий спуск «Ильи Муромца»; до того времени считали, что это невозможно или, во всяком случае, очень опасно. В этом бою «Илья Муромец Киевский» получил до шестидесяти пробоин; а многие из повреждений были вскоре исправлены.

Первоначальная перевязка командиру была сделана в деревне Городище, а затем поручик Башко И.С. был доставлен в лазарет Всероссийского земского союза в г. Влодаве. При этом у поручика Башко оказались следующие ранения: на правой ноге ниже колена три рваных раны, одна рваная рана на ягодице, одна на животе и большое количество ранений правой стороны головы.

По приказанию Верховного Главнокомандующего поручик Башко И.С. был представлен к производству в следующий чин, моторист Лавров представлен к производству в прапорщики и кроме того награжден Георгиевским крестом 2-й степени, а штабс-капитан Наумов А.А. и поручик Смирнов М.В. представлены были к очередным наградам.

продолжение

Статья написана по материалам книги К.Н. Финне «Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского», М., АСТ, Минск, 2005 г., с. 91-100.