С суворовских времен законом для русских воинов была старинная пословица: «Сам погибай, а товарища выручай». В годы Великой Отечественной войны для того, чтобы спасти жизнь товарища, приходилось смертельно рисковать самому, а нередко и гибнуть, соблюдая верность этому святому завету. В послевоенное время в истории советского подводного флота было немало примеров, когда подводники, понимая, что они обречены, сознательно шли на риск и гибель, чтобы спасти других.

В связи с этим можно вспомнить аварию на АПЛ «К-8» в 1970 г. в Бискайском заливе на 52-е сутки автономного плавания. В результате сильного пожара, возникшего в гидроакустической рубке из-за возгорания патронов регенерации, а потом охватившего весь третий отсек (центральный пост), и одновременно возникшем пожаре в 7-м отсеке.

Чтобы не дать огню распространиться по всей лодке, командир ПЛ капитан 1-го ранга Бессонов принимает решение перевести командный пункт в 1-й отсек, а 3-й отсек загерметизировать. По аварийной тревоге на вахту в пульте управления главной энергетической установки заступили четверо офицеров (В. Хаславский, А. Чудинов, А. Поликарпов и Г. Чугунов).

Зная, что они обречены в маленьком герметичном помещении, вокруг которого бушевал огонь, и температура в посту стремительно росла, а дышать им оставалось столько времени, на сколько хватит дыхательной смеси в их индивидуальных дыхательных аппаратах, никто из них не покинул поста. Они до конца мужественно выполняли свое дело, проводя мероприятия по недопущению взрыва реактора. Вот как написал талантливый флотский поэт Гульнев Н.Н. по этому поводу:
…Из горящих отсечных
Отдушин
Оглушили слова,
Словно гром:
«Все! Прощайте!
Реактор заглушён!
Поминайте, ребята,
Добром!»

Всех четырех этих героических парней командование соединения представило к награждению Звездами Героев Советского Союза, но руководство страны «не сочло».

Совершил подвиг и врач лодки А. Соловей, надев свой индивидуальный дыхательный аппарат на только что прооперированного им мичмана. Сам он, естественно, погиб, отравившись углекислым газом. Не считаясь со смертельной опасностью, неоднократно ходил на разведку в аварийные отсеки, из которых был выведен личный состав. Помощник командира О. Фалеев по счастливой случайности выжил, хотя и отравился газами. В общем, в результате этой аварии погибло 52 члена экипажа. Погибла в конце концов и лодка, однако более 50 человек остались живы.

Кстати, «К-8» (проект «627») была первой советской атомной лодкой, потерпевшей аварию атомной энергетической установки (авария произошла в октябре 1960 г. во время похода на Северный полюс). В результате борьбы за живучесть лодки переоблучились больше всех командир БЧ-5 Е. Бахарев и командир 10-го дивизиона Л. Никитин. Но именно они-то сыграли основную роль в спасении экипажа и лодки, сознательно рискуя своими жизнями.

Нужно вспомнить и подвиг восьми членов экипажа АПЛ «К-19» (проект «658»), когда во время учений в июле 1961 г. лодка находилась в Северной Атлантике и на ней произошла авария энергетической установки. Офицеры Ю. Повстев, Б. Кочилов, старшины В. Рыжиков, Ю. Ордочкин, Е. Кашенков и матросы С. Пеньков, Н. Савкин, В. Харитонов погибли, получив по 5000 — 6000 бэр. Они погибли, но весь остальной экипаж и лодка были спасены. Все они работали в аварийном отсеке, монтируя нештатную систему для охлаждения реактора, добровольно, прекрасно понимая, что рискуют жизнью.

Нельзя, конечно, не вспомнить матроса Сергея Преминина, трюмного, обслуживавшего реактор подводной лодки «К-219» (проект «667А»). Лодка потерпела аварию в октябре 1986 г. в результате утечки окислителя одной из ракет, взрыва ее в шахте ПЛ и пожара, распространившегося по всей лодке. В то время на наших ПЛ не было еще надежных систем автоматического опускания компенсирующих решеток, заглушающих работу реактора в случаи аварии.

Герой России Преминин С.А.

Сергей Преминин, отравившийся угарным газом, из последних сил вручную опустил две решетки, не дошедшие до требуемого нижнего положения. Реактор был заглушён. Но сил открыть кремальеру выходного люка реакторного отсека у Сергея не хватило…

В конце концов «К-219» погибла, погибли и 6 членов экипажа (3 офицера и 3 матроса), но все остальные были спасены. По существу, Сергей спас не только экипаж ПЛ, но и предотвратил аварию, подобную Чернобыльской. Авария эта произошла недалеко от берегов США накануне встречи Горбачева с Рейганом в Рейкьявике. Можно только представить себе политический резонанс в результате глобальных последствий возможной катастрофы с атомным реактором, если еще учесть, что на борту РПКСН было 16 ракет и две торпеды с ядерным зарядом и еще один, второй атомный реактор энергетической установки.

Вот что написал Ельцину один из жителей Англии, узнав о подвиге С. Преминина: «Этот человек, Сергей Преминин, один из самых храбрых в мире. Он сделал все возможное, чтобы спасти мир от ядерной катастрофы, а затем умер самым ужасным и печальным образом… Я никогда не забуду того, что он сделал, так как это один из немногих людей, спасших мир ценой своей жизни…»

И ещё об одном подвиге. В октябре 1975 г. случился пожар на АПЛ «К-47» (проект «627»), находящейся в Атлантике у берегов США. Пожар произошел в результате короткого замыкания в силовой сети. Три офицера, несущие вахту в посту управления главной энергетической установки, загерметизировав пульт, откуда шло управление всеми системами ГЭУ (реакторами, турбинами), прекрасно понимая, что запаса кислорода в индивидуальных дыхательных аппаратах хватит им не более чем на 20 минут, до последних минут своей жизни четко выполняли свои обязанности по управлению ГЭУ и обеспечивали движение подводной лодки.

Все они (капитан-лейтенанты Знахарчук, Кириллов и Авдеев) погибли, сознавая, что, не покидая аварийный отсек, они идут на смертельный риск. Благодаря их мастерству и мужеству лодка сумела пересечь Атлантику, вернуться в свою базу. Все другие члены экипажа остались живы.