В тяжелейшие годы суровых испытаний Великой Отечествен­ной войны деятели советской культуры — писатели и поэты, ху­дожники и композиторы, работники кино и радио — весь свой талант отдавали победе над врагом. Был смягчен административно-идеоло­гический контроль в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Более тысячи членов Союза писателей создавали свои произведения непосредственно на фронте и в партизанских отрядах. Почти половина из них пала в боях за свободу Отчизны, многие были ранены.

Основная задача советской литературы в период войны заключалась в том, чтобы отобразить жизнь воюющего народа, передать величие его подвига, вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую нена­висть к врагу. Все это определило преобладание в советской лите­ратуре тяжелых лет войны таких специфических жанров, опера­тивно отражавших суровые будни фронта и тыла, как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио.

Публицистика А. Толстого, М. Шолохова, Н. Тихонова, В. Вишневского, К. Симонова, И. Эренбурга стала еще одним видом оружия, разящим врага. Вместе с тем создавались повести, романы, пьесы, поэтические про­изведения, главными героями и темой которых был народ, его стойкость и героизм в борьбе с врагом. «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «У стен Ленинграда» В. Вишневского, «Ленинградская поэма» О. Берггольц,  «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова, «Урал в обороне» М. Шагинян, «В окопах Ста­линграда» В. Некрасова, «Зоя» М. Алигер — эти и другие литературные произведения, созданные в годы войны, охватывали фронт, тыл, партизан­ское движение.

Писатели М. Шолохов, А. Фадеев, Е. Петров в гостях у командующего Западным фронтом генерал-лейтенанта Конева И.С. (крайний слева)

Как своих однополчан воспринимали фронтовики героев поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», романа М.Шо­лохова «Они сражались за Родину». В годы войны вышли первые главы романа А. Фадеева «Молодая гвар­дия», поэма А. Твардовского «Василий Теркин».

Важное место в литературе военных лет занимали произведе­ния о героическом боевом прошлом русского народа. Традиции борьбы народов России против иноземных за­хватчиков умножали боевой дух сражающейся Красной Армии, наших граждан, трудящихся в тылу. Литературные произведения поднимали моральный дух советских гра­ждан, укрепляли у них уверенность в победе, развивали чувства на­циональной гордости и патриотизма.

Кино — наиболее массовый вид искусства тех лет — сыграло огромную роль в духовной жизни сражающегося народа. Докумен­тальные фильмы, кинорепортажи, кинохроника боевых и трудо­вых буден, созданные, в том числе, и непосредственно на фронте или в партизанских отрядах, поднимали стойкость и самоотвержен­ность советских воинов, патриотизм трудящихся тыла.

В осаждённом Ленинграде звучит Седьмая симфония Шостаковича Д.Д., дирижёр — Кабалевский Д.Б.

Во время войны было выпущено более 400 номеров «Союзкиножурнала», 65 выпусков киножурнала «Новости дня», 24 фронтовых киновыпус­ка, около сотни документальных фильмов, сюжетами которых стали основные вехи борьбы Красной Армии с захватчиками, наи­более крупные сражения и героические будни трудящихся тыла. Отечественные операторы и режиссеры фиксировали важнейшие со­бытия, происходившие на фронте, снимали такие документальные ленты, как «Раз­гром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за Севастополь», «Берлин» и др.

Мастера художественного кино также внесли значительный вклад в дело победы над врагом. Такие фильмы, созданные ими в период войны, как «Секретарь райкома», «Она защищает Роди­ну», «Два бойца», «Зоя», «Па­рень из нашего города», «Нашествие», «Жди меня» и другие памятны всем ветеранам фронта и тыла и не потеряли своего патриотического значения и после победы над фашизмом. Ряд художественных фильмов был посвящен героическому прошлому России и Советского государ­ства — «Кутузов», «Суворов», «Иван Грозный» и мно­гие другие.

Художник П. Соколов-Скаля, плакат, 1941 г.

Звезды «Мосфильма» рыли окопы и тушили зажигательные бомбы, как и другие советские граждане. Когда началась война, Любовь Орлова и Гри­горий Александров были в Риге. Они сразу же поспешили добраться до Минска, который уже подвергался бомбардировкам с воздуха, а затем выехали в Москву. Орлова сразу стала копать траншеи неподалеку от студии «Мосфильм», а Александров лежал без сознания, пострадав от взрыва авиабомбы во время ночного дежурства в отряде противо­воздушной обороны.

Лидия Смирнова в это время была занята на съемках фильма по пьесе Симонова «Парень из нашего города», уже отснятого наполови­ну. Она также ходила на ночные дежурства, и ей приходилось хватать «зажигалки» рука­ми в асбестовых перчатках. А когда она была свободна от дежурств и съемок, то вместе с другими актрисами собирала шерстяные перчатки и носки для солдат. Когда мужчины с «Мосфильма» уходили в 21-ю Киевскую ополченскую дивизию, актрисы, провожая их, устраивали концерты в военкоматах.

Еще одна восходящая звезда Мария Ладынина снималась в музыкальной комедии «Свинарка и пастух», которую ставил ее муж Иван Пырьев. В мае 1941 г. начались съёмки на Кавказе. На обратном пути в Москву к ним в купе зашел проводник и сказал, что началась война. Они стали обсуждать вопрос, правильно ли теперь снимать и выпускать на экраны комедию, когда люди сражаются и умирают на фронте? Они решили прекратить съемки, а некоторые были намерены уйти на фронт добровольцами.

Но руководство решило съемки фильма продолжать. Много волнений испытывали люди в те дни. Родителей Ладыниной после взятия Вязьмы захватили немцы. Когда приходили плохие ново­сти с фронта, актрисы часто ходили с красными заплаканными глазами, и Пырьев ругался: «Не плакать, черт вас возьми! Невозможно же снимать комедию, если актрисы все плачут». Фильм «Свинарка и пастух» впервые вышел на экраны 7 ноября 1941 г., в день парада на Красной площади, он имел огромный успех у солдат на фронте и с тех пор остается одним из самых популярных советских фильмов…

Не остались в стороне от событий и работники театрального искусства. Созданные ими в творческом содружестве с драматур­гами новые спектакли («Накануне» А. Афиногенова, «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонов, «Фронт» А. Корнейчука, и другие) показыва­ли героизм советского народа в войне, его стойкость и патриотизм. За годы войны на фронте и в тылу состоялось огромное число театрально-художественных выступлений концертных бригад и отдельных исполнителей.

Известные артисты театра, кино и эстрады создавали творческие бригады, которые выезжали на фронт, в госпитали, заводские цеха и колхозы. На фронте было дано 440 тыс. спектаклей и концертов си­лами 42 тыс. творческих работников.

Уже в первые дни Великой Отечественной войны призывно зазвучала по всей стране скорбная песня-гимн «Священная война», созданная композитором А. Александровым и поэтом В. Лебедевым-Кумачом. Большой популярностью в народе поль­зовались песни А. Новикова, И. Дунаевского, В. Мурадели, Б. Мокроусова, К. Листова, М. Фрадкина, М. Блантера и других наших композиторов. Они поднимали дух народа, воспевали мужество и стойкость тружеников тыла.

Как свое духовное оружие весь советский народ, все прогрессивное человечество восприняли героическую Седьмую симфонию Д. Шостаковича, созданную в конце 1941 года в осажденном Ленинграде. Крупные симфонические произведе­ния во время войны были созданы композиторами А. Хачатуря­ном, Н. Мясковским, С. Прокофьевым.

Духом военного времени было проникнуто творчество худож­ников и скульпторов. В годы войны получили широкое распро­странение такие формы оперативной наглядной агитации, как военный и политический плакат, карикатура. Многотысячными тиражами выходили такие памятные всему военному поколению плакаты: «Воин Красной Армии, спаси!» (В. Корецкий), «Партизаны, мстите без пощады!» (Т. Еремин), «Родина-мать зовет!» (И.Тоидзе) и многие другие. Более 130 художников и 80 поэтов принимали участие в создании сатирических «Окон ТАСС».

Надо отметить, что руководство страны переориентировало деятельность ис­ториков, философов, юристов на пропаганду патриотизма, которая стала мощным средством мобилизации духовных сил народа на борьбу с врагом. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество». В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма (в мае 1943 г. был распущен Коминтерн). В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем.

Большую роль в укреплении пат­риотизма сыграла Русская Православная Церковь. В 1942 г. крупнейшие русские  иерархи были привлечены к участию в работе Комиссии по расследованию фашистских преступлений. 8 сентяб­ря 1943 г. состоялась историческая встреча Сталина с митро­политами Сергием, Алексием и Николаем, вскоре после ко­торой была восстановлена патриархия. Поместный Собор избрал митрополита Сергия патриархом всея Руси.