Одним из важных условий, обеспечивших победу в Великой Оте­чественной войне, явилось сопротивление захватчикам на оккупиро­ванных территориях. Оно было вызвано, во-первых, глубоким патрио­тизмом и чувством национального самосознания наших граждан. Во-вторых, руководство страны провело целенаправленные действия на поддержку и организацию этого движения. В-третьих, естественный протест вызывался фашистской идеей о неполноценности славян­ского и других народов СССР, экономическим ограблением и выкачиванием людских ресурсов.

«Восточная политика» Германии, рассчи­танная на недовольство населения большевистским режимом и национальные противоречия, полностью провалилась. Жестокое отно­шение германского командования к советским военнопленным, край­ний антисемитизм, массовое уничтожение евреев и других народов, расстрелы рядовых коммунистов и партийно-государственных служащих любых рангов — все это обостряло ненависть советских людей к захватчикам. Лишь небольшая часть населения (особенно на террито­риях, насильственно присоединенных к Советскому Союзу перед вой­ной) пошла на сотрудничество с оккупантами.

Народная борьба на оккупированной врагом территории велась двумя путями — в форме партизанского и подпольного движения. Борьба в тылу врага решала две основные задачи — разведки и уничтожения живой силы противника, его пособни­ков и военной техники.  В июле 1941 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных против­ником территориях. Организаторами движения на местах стали пар­тийные органы, диверсионные военные группы и органы НКВД. Перед ними стояли задачи сохранения веры в незыблемость советской власти, ук­репления морального духа народа и усиления борьбы на оккупиро­ванных территориях.

Партизаны на марше, 1941 г.

Образование партизанских отрядов происходило по-раз­ному: одни создавались из небольших групп, специально ос­тавленных в намеченных районах перед приходом туда не­мецких войск или заброшенных в тыл врага, другие отряды были созданы военнослужащими, попавшими в окружение. В ряде случаев базой формирования партизанских отрядов послужили истребительные батальоны НКВД. Десятки ты­сяч бойцов-истребителей, прошедших предварительную под­готовку, хорошо знавших свой район базирования и имевших связи среди местного населения, сыграли немалую роль в развертывании партизанского движения.

Несмотря на то, что раздавались постоянные призывы к созданию партизанских отрядов на оккупированных территориях, и газета «Правда» почти в каждом номере публиковала статьи о подвигах партизан, центрального штаба руководства партизанским движением к началу 1942 г. так и не было создано, что приводило к большим и бессмысленным потерям. Например, к 1 января 1942 года в Белоруссии из переброшенных туда с начала войны 437 партизанских отрядов осталось не более 25. Это было следствием массовой бесплановой переброски на оккупированную территорию почти не подготовленных, слабо вооруженных партизанских отрядов и диверсионных групп даже без средств радиосвязи.

Между тем в 1922-1935 годах в стране велась большая систематическая работа по подготовке партизанских действий на случай вторжения врага. Армии тогда было чуждо жестокое и бессмысленное правило: «последнюю пулю себе»; командиры не боялись оказаться в тылу у врага. При невозможности пробиться к основным силам их ориентировали на партизанские действия; готовили специальные кадры руководителей, минеров, разведчиков.

К началу 1930 года в Ленинградском, Белорусском и Украинском военных округах было все подготовлено к тому, чтобы в случае нападения на нашу страну начать по тщательно разработанному плану крупные операции партизанских сил. Существовали хорошо подготовленные партизанские формирования; были созданы скрытые партизанские базы с большими запасами взрывчатки, оружия, продовольствия в тайниках. Но все это было полностью ликвидировано в 1937-1939 годах.

Работа по подготовке партизанских действий была признана «вражеской», поскольку проводилась под руководством И. Уборевича, И. Якира, В. Блюхера. Армию ориентировали на войну на чужой территории. По данным одного из организаторов партизанского движения И. Старинова, в 1930-е годы от репрессий погибло в десятки раз больше командиров и других партизанских специалистов, чем за всю Великую Отечественную, из тысяч хорошо обученных партизанских командиров уцелели единицы.

Первым партизанским отрядом в Белоруссии стал отряд «Красный Октябрь». Командир отряда Т. Бумажков и его заместитель Ф. Павловский первыми среди партизан были удостоены званий Героев Советского Союза. Совме­стно с одной воинской частью отряд провел в июле 1941 г. ряд успешных боевых операций, уничтожив 300 фашистов, взорвав 20 мостов, подбив 20 танков и более 30 автомашин и пустив под откос бронепоезд.

166-й Сестрорецкий партизанский отряд перед отправкой на боевую операцию, сентябрь 1941 г.

С конца 1941 г. в ряде районов началось объединение мелких отрядов в более крупные. В три бригады объединились все отряды юга Ле­нинградской области. Свои боевые операции они начали про­водить вместе с отрядами Калининской области. Крупными партизанскими соединениями командовали знаменитые Ковпак, Федоров, Шмыров, Коляда, Наумов, Сабуров. Создавались областные и республиканские штабы партизанского движения.

Значи­тельную помощь партизанским отрядам оказывали командиры дейст­вующей армии. В результате в тылу противника были освобождены обширные территории и созданы партизанские края (в Белоруссии и Российской Федерации). В районе озера Ильмень был создан первый «партизанский край», ко­торый контролировал более 300 населенных пунктов. «Партизанские края» представляли собой обшир­ные районы, куда оккупанты и их карательные отряды предпочитали не приходить, здесь люди жили по советским законам, действовала граж­данская администрация, партийные и советские органы.

Вражеский эшелон, подорванный ленинградскими партизанами, апрель 1942 г.

В апре­ле 1942 г. на основе партизанского отряда во главе с М. Шмыревым («батько Минай») была создана 1-я Белорусская парти­занская бригада. К концу 1941 г. на оккупированной террито­рии действовало более 2 тыс. партизанских отрядов общей численностью свыше 90 тыс. человек. Они дезорганизовыва­ли тыл гитлеровских войск на всех направлениях советско-германского фронта. На подавление партизан гитлеровское ко­мандование вынуждено было направить 22 дивизии.

В начале войны парти­заны действовали самостоятельно: совершали налеты на небольшие гарнизоны про­тивника, устраивали диверсии на дорогах, пускали под откос вражеские эшелоны, взрывали мосты, разрушали линии свя­зи, уничтожали предателей и фашистских пособников и за­нимались разведкой. Но к лету 1942 г. руководство партизанским движением было централизовано.

Вручение медали «За отвагу» юному партизанскому разведчику

Для координации действий партизанских отрядов, доставки им оружия, боеприпасов, продовольствия и медикаментов, организации вывоза больных и раненых на Большую землю 30 мая 1942 г. при Ставке Верховного Глав­нокомандования ГКО создал Центральный штаб партизанс­кого движения (ЦШПД), начальником которого был назначен первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П. Пономаренко, и респуб­ликанские штабы. Штабы партизанского движения были со­зданы и при военных советах фронтов. Осенью 1942 г. была введена должность Главнокомандующего партизанским движением, на которую был назначен маршал Ворошилов К.Е.

С осени 1942 г. была резко усилена помощь «Большой зем­ли» партизанам и подпольщикам кадрами специалистов и во­оружением. В советском тылу действовали специальные школы, го­товившие бойцов для партизанской войны: разведчиков, ра­дистов, подрывников и других специалистов. Деятельность народных мстителей с каждым месяцем все более подчиня­лась интересам фронта. Если летом 1942 г. радиосвязь с «Большой землей» имели только 30% отрядов, то к ноябрю 1943 г. почти 94% отрядов поддерживали радиосвязь с ор­ганами руководства партизанским движением. Партизаны строили посадочные площадки, на которых приземлялись са­молеты с «Большой земли», доставлявшие различные грузы.

С этого же времени стали проводиться партизанские рейды по глубоким тылам противника, целью которых были активизация партизанского движения на оккупированной территории и нанесение ударов по коммуникациям и живой силе врага.

В сентябре-ноябре 1942 г. были предприняты глубокие рейды двух соединений украинских партизан под командованием Ковпака С.А. и Сабурова А.Н. Двумя па­раллельными колоннами, в составе которых было около 3 тыс. человек, они прошли более 700 км из Брянского леса на север Правобережной Украины, форсировали Десну, Днепр Припять. Позднее партизанские рейды проводились и в других стратегически важных регионах. По­сле таких рейдов число партизан в этих районах значительно увеличивалось.

В 1943 г. авиация дальнего действия и гражданский воздуш­ный флот совершили 12 тыс. самолето-вылетов, половина из них с посадкой на партизанских аэродромах. ЦШПД напра­вил партизанам 59 960 винтовок и карабинов, 34 320 авто­матов, 4210 ручных пулеметов, 2556 противотанковых ру­жей, 2184 миномета, 539 570 ручных гранат.

Наивысшего подъема партизанское движение достигло в 1943 г. Его особенностью стали укрупнение партизанских соединений (в полки, бригады) и координация действий с общими замыслами со­ветского командования. В августе — сентябре 1943 г. операциями «Рельсовая война» и «Концерт», в ко­торых приняли участие соответственно 193 и 170 партизан­ских отрядов и соединений, на длительное время партизанами были вы­ведены из строя более 2 тыс. км путей сообщения, мостов и различно­го рода железнодорожного оборудования в тылу врага. Пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, а в ряде мест движение было полностью пара­лизовано.

Это оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Кур­ском, Орлом и Харьковом. Одновременно по тылам противника был проведен Карпатский рейд под командованием Ковпака С.А., имев­ший большое значение в общепатриотическом подъеме населения в западных частях Украины. В этот период около 10% войск сняли немцы с фронта для проведения карательных экспедиций против партизан.

Партизаны проводили большую разведывательную рабо­ту, сообщали советскому командованию о расположении не­мецких частей и соединений, об их перемещениях, о коман­дном составе и штатной численности. В специальном отряде Медведева Д.Н., который базировался в районе Ровно, дей­ствовал разведчик Николай Кузнецов. В форме немецкого офицера он появлялся в городе, заводил ценные знакомства среди немецких военных и оккупационных властей и регу­лярно сообщал Центру важнейшие сведения. Он один из первых доложил о расположении гитлеровской Ставки в рай­оне Винницы, о подготовке немецкого наступления под Кур­ском и о готовившемся покушении на лидеров СССР, США и Великобритании во время Тегеранской конференции «Большой тройки».

К концу 1943 г. в Белоруссии было 122 тыс. партизан, на Украине — 43,5 тыс., в Ленинградской области — 35 тыс., в Орловской области — более 25 тыс., в Крыму — более 11 тыс., в Литве — около 10 тыс., в Эстонии — 3 тыс. Своей максимальной численности партизанская армия достигла к лету 1944 г. — 280 тыс. человек. В 1944 г. партизанское движение сыграло важную роль при ос­вобождении Белоруссии и Правобережной Украины.

Во время наступления Красной Армии в 1943-1944 гг. по согласованию с военным командованием партизаны наносили удары с тыла по обороняющимся и отступающим немецким частям, срывали оперативные переброски немецких войск, громили штабы, захватывали переправы и удерживали их до подхода советских дивизий.

Всего за время Великой Отече­ственной войны партизаны уничтожили, ранили и захватили в плен более 1 млн. неприятельских солдат и офицеров, вывели из строя 4 тыс. танков и бронемашин, 65 тыс. авто­машин, 1100 самолетов, разрушили и повредили 1600 желез­нодорожных мостов, пустили под откос свыше 20 тыс. же­лезнодорожных составов, что по эффективности сравнимо с успехом крупной войсковой стратегической операции, влия­ющей на исход войны.

По мере освобо­ждения территории Советского Союза партизанские отряды влива­лись в действующую армию. Часть партизанских соединений переба­зировалась в Польшу и Словакию. Более 230 партизан и подпольщиков были удостоены званий Героев Советского Со­юза. Навсегда останутся в народной памяти подвиги молодых партизанок Лизы Чайкиной и Зои Космодемьянской, героев-подпольщиков Краснодона и группы Владимира Сечкина в Орле, а также многих других известных и безымянных геро­ев Великой Отечественной войны.