Мобилизация усилий для обеспечения победы в Великой Отече­ственной войне осуществлялась не только на фронте, но и в эконо­мике, социальной политике, идеологии. Главный политический ло­зунг партии — «Все для фронта, все для победы!» имел важное практическое значение и совпадал с общей моральной настроенно­стью советских граждан.

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз вызвало мощный патриотический подъем всего населения страны. Многие люди добровольно записывались в народное ополчение, сдавали свою кровь, участвовали в противовоздушной обороне, жертвовали деньги и драгоценности для фонда обороны. Большую помощь Красной Ар­мии оказали миллионы женщин, направленных на рытье окопов, строительство противотанковых рвов и других оборонительных со­оружений. С наступлением холодов зимой 1941-1942 г. развернулась широкая кампания по сбору для армии теплых вещей: полушубков, валенок, рукавиц и т. п.

В экономической политике правительства страны вы­деляются два периода. Первый: 22 июня 1941 г. — конец 1942 г. — перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях пора­жений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза. Вто­рой: 1943-1945 гг. — стабильно возрастающее военно-промышлен­ное производство, достижение экономического превосходства над Гер­манией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на ос­вобожденных территориях.

Демонтаж и погрузка заводского оборудования из Ленинграда, август 1941 г.

Демонтаж и погрузка заводского оборудования из Ленинграда, август 1941 г.

Экономике СССР периода Великой Отечественной войны был свойственен ряд черт, важнейшими из кото­рых стали сверхцентрализованное управ­ление, оперативность руководства, опора на собственный экономический и научно-технический потенциал, планомер­ность развития. Для оперативного руководства были созданы новые органы управления, в т.ч. Совет по эвакуации, Коми­тет по учету и распределению рабочей силы, Комитет про­довольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Транспортный комитет, два новых наркомата: танковой промышленности минометного вооружения и др.

Пере­стройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекра­щение выпуска гражданской продукции; во-вторых, переба­зирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Эвакуация рабочих на восток, лето 1941 г.

Эвакуация рабочих на восток, лето 1941 г.

Под натиском превосходящих сил противника Красная Армия была вынуждена отступать. К концу 1941 г. противник оккупировал огромную территорию, где до войны проживало 40% насе­ления СССР (32% рабочих и служащих), производилось 33% валовой продукции всей промышленности страны, вы­ращивалось 38% зерна, 60% поголовья свиней и 38% круп­ного рогатого скота. На территории СССР, подвер­гшейся оккупации, накануне войны имелось 31 850 заводов, фабрик и других предприятий, не считая мелких предприятий и мастерских, многие из них были эвакуированы.

В результате потери большого количества производст­венных мощностей, планируемых для перевода на выпуск военно-промышленной продукции, не пришлось вводить в действие разработанные до войны планы всеобщей мобили­зации промышленности; нарушились связи кооперировав­шихся для производства военно-промышленной продукции предприятий, а накопленные ими мобилизационные запасы сырья, материалов и т.п. пришлось либо бросить, либо пере­базировать.

Сборка автоматов на заводе стрелкового вооружения

Сборка автоматов на заводе стрелкового вооружения

Из-за всеобщей неразберихи и чрезвычайной на­пряженности транспортных потоков осложнилась эвакуация стратегически важных промышленных предприятий в глубь страны. Вывозили все, что можно вывезти, без определенно­го плана и графика, а то, что вывезти не могли, уничтожали. Одновременно на местах была налажена рабо­та по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия (самолетов, танков, артиллерии, автоматического стрелкового), конструкции которых были разработа­ны еще в предвоенные годы. В 1942 г. объем валовой продукции промышленности превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза.

Обработка ручных гранат в цехе оборонного завода. Москва, 1941 г.

Обработка ручных гранат в цехе оборонного завода. Москва, 1941 г.

Для руководства эвакуацией из западных областей СССР населения, оборудования предприятий, учреждений, воен­ных грузов и иных ценностей 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации.

На железных дорогах сложилась крити­ческая ситуация: на восток шли эшелоны с людьми, промыш­ленным оборудованием и материальными ценностями, а в противоположном направлении двигались воинские эшело­ны. Перевозки проходили под бомбежкой авиации противни­ка. Разрушения станций и железнодорожных путей приводи­ли к срыву графика движения. Войска, боевая техника и грузы прибывали на фронт с опозданием.

16 июля Совет по эвакуации был переформирован: пред­седателем его был назначен Шверник Н.М., его первыми заместителями — Косыгин А.Н. и Первухин М.Г., членами – Микоян А.И., Каганович Л.М., Сабуров М.З. и Аба­кумов B.C. Совет по эвакуации определял места, куда должны были перевозиться предприятия, брал на учет производст­венные, административные, складские, учебные и другие зда­ния, пригодные для размещения эвакуированных предприя­тий, давал задания НКПС (народный комиссариат путей сообщения) о выделении необходимого числа вагонов.

В первую очередь требовалось перебазировать в Повол­жье, на Урал, в Западную Сибирь и Среднюю Азию предпри­ятия оборонного комплекса, большая часть которых до войны размещалась в европейской части СССР. Вместе с оборудо­ванием заводов эвакуировалась часть рабочих, чтобы на но­вом месте начать монтаж оборудования и в максимально короткие сроки возобновить выпуск продукции.

В огромной степени возросло значение Урала. Вскоре уральская про­мышленность стала производить до 40 % всей военной про­дукции, в том числе 60 % средних и 100 % тяжелых танков. Каждый второй снаряд делался из уральской стали. Одна из наиболее ярких страниц в истории уральских металлургов связана с производством броневой стали. До войны броневая сталь на Урале не производилась. Чтобы удовлет­ворить потребности фронта в специальных сортах черных металлов, ученые, специалисты, и, прежде всего, коллектив Магнитогорского металлургического комбината, в короткий срок освоили технологию выплавки броневой стали в больших мартеновских печах.

В течение второй половины 1941 г. удалось эвакуировать из угрожае­мых районов только по железной дороге за 2-3 тысячи км оборудование 2593 промышленных предприятий, в том числе 1523 крупных, около 25 млн. человек. Кроме того, было вывезено около 2,4 млн. голов крупного рогатого скота, 5,1 млн. овец и коз, 200 тыс. свиней, 800 тыс. лошадей.

Несмотря на героические усилия на первом этапе советский тыл не смог обеспечить вооруженные силы в необходимом количестве бо­евой техникой. Осенью 1942 г. военное производство восста­новило потерянные мощности и стало наращивать их. 1943 год стал годом коренного перелома в производстве военной продукции. Наивысший уровень военного производства был достигнут в 1944 г.

В годы войны резко снизилась численность рабочей силы. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн., рабочих и служащих, то в 1942 г. — всего 18,4 млн. Сокращение количества рабочих и служащих было тесно связано с ростом численности вооруженных сил, которая с июня 1941 г. по май 1945 г. выросла с 5,4 млн., до 11,4 млн. человек.

Чтобы обеспечить рабочими рука­ми военную промышленность, уже в июне 1941 г. был образован Комитет по распределению рабочей силы, который привлек в воен­ную промышленность и связанные с ней отрасли рабочих из легкой и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, управ­ленческого аппарата. Для работы на заводах, транспорте, строй­ках мобилизовалось городское и сельское население. Был увели­чен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве.

В 1941-1942 гг. важную роль сыграла военно-экономическая по­мощь США, союзника СССР по антигитлеровской коалиции. Постав­ки по ленд-лизу боевой техники, медикаментов и продовольствия не имели решающего значения (по разным данным составили  от 4 до 10% произведенной в нашей стране промышленной продук­ции), но оказали определенную помощь нашему народу в наибо­лее трудный период войны. Из-за неразвитости отечественной авто­мобильной промышленности особенно ценны были по­ставки грузовых и легковых машин американского производства.

Ленд-лиз представлял собой форму военной помощи США союзникам по антигитлеровской коа­лиции: безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. Британские поставки СССР оплачивали также США. Они предоставили нам помощь на 9,8 млрд., получив обратно всего на 2,2 млн. долларов…

На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего пре­восходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного произ­водства. По сравнению с предшествующим периодом объем про­мышленного производства возрос на 38%. В 1943 г. было выпущено 30 тыс. самолетов, 24 тыс. танков, 130 тыс. артиллерийских орудий всех видов.

Продолжалось совершенствование боевой техни­ки — стрелкового оружия (пистолет-пулемет), новых истребителей (Ла-5, Як-9), тяжелых бомбардировщиков (Ант-42, получивших фрон­товое название ТБ-7). Эти стратегические бомбардировщики имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы без промежуточных посадок для дозаправки. В отличие от предвоенных и первых военных лет новые модели военной техни­ки сразу шли в массовое производство.

В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в рай­онах, освобожденных от немецкой оккупации». На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промыш­ленности и сельского хозяйства. Особое внимание уделялось при этом добывающей, металлургической и энергетической отраслям в Донбассе и Приднепровье.

В 1944 г. — начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем во­енного производства и полное превосходство над Германией, экономи­ческое положение которой резко ухудшилось. Валовой объем продук­ции превысил довоенный уровень, а военной — возрос в 3 раза. Осо­бое значение имело увеличение сельскохозяйственного производства.

Огромные потери в начальном периоде войны понесло сельское хозяйство. Основные зерновые районы были заняты врагом. Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза. Валовая сельскохозяйственная продукция составляла 37% довоенного уровня. Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расши­рению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии.

На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. До миниму­ма были сокращены капиталовложения в село. Исключительно острым оставалось положение с трудовыми ресурсами на селе. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. Наиболее тяжелым оказался 1943 г. Засуха поразила основные сельскохозяйственные районы. Резко снизилась урожайность зерновых. Перелом наступил только в 1944 г.

С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная систе­ма), позволившее избежать массового голода. С 1942 г. рабочим и служащим на городских окраинах стали выделять землю под коллек­тивные огороды. Часть сельхозпродуктов горожане получали в форме натуроплаты за труд (в выходные дни) в пригородных колхозах. Для крестьян были расширены возможности продажи продуктов своего приусадебного хозяйства на колхозных рынках.