Вяземско-Брянская стратегическая оборонительная операция проводилась на дальних подступах к Москве с 30 сентября по 30 октября 1941 г. Её цель – не допустить захвата столицы и Московского промышленного района, обескровить ударные силы насту­пающего противника в сражениях на подступах к городу, обеспечить выдвижение стратегических резервов и организовать прочную оборону. Частям Красной Армии удалось остановить войска группы армий «Центр» на дальних подступах к столице, что позволило развернуть в тылу войска для создания новых оборонительных рубежей.

В начале октября несколько советских армий попали в окружение под Вязьмой и Брянском, основная часть войск попала в плен или была уничтожена. Вырваться из «котлов» удалось только десятой части наших бойцов. 12 октября Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве обороны на ближних подступах к Москве и в самом горо­де. ГКО предусматривал в порядке трудовой повин­ности мобилизовать на строительство оборонительных сооружений сроком на 20 дней 240 тыс. жителей Московской области и 200 тыс. москвичей под охраной войск НКВД.

17 октября Ставка выделила войска, что действо­вали на осташковском и ржевском направлениях, а также в районе Калинина, в самостоятельный Кали­нинский фронт во главе с генералом Коневым И.С. В его состав вошли 22, 29, 30, 31-я армии и оперативная группа Ватутина. Собственной авиации у Конева в наличии не было. Его должна была поддерживать малочисленная авиация Северо-Западного фронта. Новый фронт получил задачу вернуть Калинин и со­рвать попытки врага обойти Москву с севера.

Установка противотанковых ежей на подступах к Москве, осень 1941 г.

18 октября оперативная группа Ватутина раз­громила немцев в районе Марьино, Медное (28 км северо-западнее Калинина) и прочно закрепила за собой рубеж северо-западнее Калинина. Остатки войск 30-й армии генерала Хоменко попытались выбить противника из города, но безуспешно. Враг прочно укрепился там. 19 октября группа Ватутина была расформирована, а ее соединения включены в состав 31-й армии.

19 октября в Москве было введено осадное положение. В столице формировались полки и дивизии народного ополчения. Более 450 тыс. москвичей и жителей Подмосковья вышли на строительст­во укреплений и защитных рубежей. Идет непрерывная переброска на фронт дивизий из Средней Азии, Дальнего Востока, Сибири. Формируются новые 16-я, 5-я, 43-я, 49-я, 35-я армии, восемь танковых и две механизиро­ванные бригады.

Карта боевых действий советских и немецких войск в Вяземско-Брянской операции 1941 года

К 22 октября немецкая разведка уже насчи­тывает в районе Москвы 38 стрелковых, 8 кавалерийских, 2 танковые дивизии и 17 танковых бригад (что несколько за­вышено, но тенденция была определена верно). В этих условиях фон Бок остановил наступление, чтобы дать войскам передышку и перегруппировать свои части для новой стратегической опе­рации.

24 октября 9-я армия вермахта нанесла удар от Ржева и Старицы в общем направлении на Торжок, Вышний Волочёк. За семь дней наступления ей удалось продвинуться на 30-40 км. Однако активные действия Калининского фронта, который быстро наращивал свои силы, со­рвали задуманный германским командованием план окружения Северо-Западного фронта. Впрочем, не только 9-я полевая армия, но и 3-я танковая группа были остановлены войсками генерала Конева. Фронт стабилизировался на рубеже рек Большая Коша и Тьма. Занимая охватывающее положение по отноше­нию группы армий «Центр» с севера, Калининский фронт создавал непосредственную угрозу ее флангу и держал противника в постоянном напряжении.

10 октября бои начались на малоярославецком на­правлении, 11 — на калужском, 13 — на можайском, 16 октября — на волоколамском. Таким образом, нача­лась оборонительная операция на Можайской линии обороны (10 — 30 октября 1941 года). Интенсивность боев возрастала по мере высвобождения немецких сил из-под Вязьмы и подхода советских войск к Мо­жайской линии. Сплошного фронта не существовало. Натыкаясь на очаги обороны, немцы обходили их, ата­куя с флангов или тыла, а затем упорно продолжали продвижение. Обстановка менялась ежедневно, даже ежечасно.

15 октября немцы овладели Боровском, 18 октября они взяли Малоярославец. Возникла реальная угроза прорыва врага к столице по Киевскому шоссе через Наро-Фоминск. 22 октября немцы начали штурм Наро-Фоминска. В боях за город решающую роль сыграла 1-я гвардейская Московская мотострелковая дивизия. Ее воины во главе с Героем Советского Союза полков­ником Лизюковым А.И. за «четыре дня непрерывных боев измотали врага, отбросили его за реку Нара и вынудили перейти к обороне». Но победа досталась им нелегко: дивизия потеряла до 70 % личного со­става. Таким образом, в конце октября враг был задержан и на наро-фоминском направлении.

Однако главные события в те дни развернулись на можайском направлении — кратчайшем и удобней­шем пути к Москве. Здесь почти параллельно друг другу проходят железная дорога, Можайское шоссе и Минская автострада. Сюда генерал-фельдмаршал фон Бок направил 4 корпуса. Здесь и развернулись сражения, которые отличались особой напряженностью. Германское командование вводило в сражение все новые и новые соединения. Но и советская сто­рона наращивала свои силы. В итоге 12-дневных ожесточенных боев противник смог лишь вытеснить советские войска с Можайского УРа, но все его попытки развить успех и продвинуться в сторону Москвы вдоль Минской автострады оказались бесплодными.

Генерал-фельдмаршал фон Бок решил перенести направление главного удара с запада на северо-запад. 4-я танковая группа получила задачу перегруппи­ровать соединения на 65 км к северу по дороге Дорохово — Руза — Новопетровское, а затем выйти на шоссе Волоколамск — Москва. По приказу Жукова Г.К. 5-я армия нанесла контрудар, в результате которого части 82-й мотострелковой дивизии полковника Карамышева Г.П. и 25-й танковой бригады полков­ника Таранова И.А. подошли к восточной окраине Дорохова и блокировали узел дорог. Тем самым они на 10 суток задержали маневр 40-го моторизован­ного корпуса противника, нарушили планы немец­кого командования и оказали помощь 16-й армии, оборонявшейся под Волоколамском.

Бои на участке Волоколамского укрепрайона на­чались 16 октября ударом двух танковых дивизий вра­га по левому флангу армии генерала Рокоссовского К.К. За пять дней наступления немцам удалось прорвать оборону на фронте шириной 20 км и углубиться на 12-15 км, но, потеряв 34 танка, они приостановили атаки. В этих неравных боях успех войск армии пре­допределили три фактора: правильный выбор района сосредоточения основных усилий, быстрый маневр артиллерии и стойкость личного состава.

Генерал-лейтенант Рокоссовский К.К. удачно использовал свой опыт борьбы с танками, приобре­тенный еще в боях под Смоленском. Он расположил противотанковые районы не за лесом, рекой, болотом или еще за какими-то естественными преградами, как того требовали уставы, а на танкодоступных направлениях и узлах дорог.

Теперь танки врага можно было уничтожать не заградительным огнем с закрытых огневых позиций, а самым эффективным способом — прямой наводкой. При прорыве враже­ских танков через первый эшелон противотанковых районов путь им преграждал второй и последующие эшелоны. Такое их размещение концентрировало усилия противотанковой обороны в глубине, гася наступательную энергию противника.

После семидневных упорных боев противник все-таки овладел Волоколамском и Скирманово, но это оказалось его последней удачей. На рубеже 4 км восточнее Волоколамска, Рождествено (7 км южнее Новопетровского) фронт был стабилизирован. К концу октября на Можайской линии обо­роны враг был остановлен. В 70-110 км к западу от Москвы наступило временное затишье. Наступление гитлеровцев на Москву продолжилось во второй половине ноября 1941 г.