Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
А я стою один меж ними
В ревущем пламене и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М. Волошин
Мироощущение лирического героя М. Волошина было созвучно переживаниям многих людей, волею судьбы попавших в вихрь революционных преобразований и Гражданской войны. В произведении Б. Пастернака «Доктор Живаго» революционная эпоха открылась с необычайной, но очень важной стороны — с позиции прав личности, прав отдельного человека.
Пастернаку во всем хотелось «дойти до самой сути», наверное, поэтому ему много пришлось пережить в своей творческой жизни. Роман «Доктор Живаго» создавался Б. Пастернаком в послевоенное десятилетие, когда писатель был полон надежд на изменения в жизни, на прекращение массовых репрессий, на свободу личности от гнета государства. Но ко времени завершения романа (1956 г.) ожидаемых перемен не произошло, напротив, усилилась травля писателя. В это время Б. Пастернак напишет:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет…
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли своей.
Вокруг романа «Доктор Живаго» началась шумиха, окончившаяся настоящей травлей автора и его произведения. Б. Пастернак был исключен из Союза писателей. В 1958 году его заставили отказаться от Нобелевской премии. Но, несмотря на жизненные перипетии, ему удалось исполнить свою мечту:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути,
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней.
До сердцевины.
В романе изображены события, происшедшие в России на крутом повороте истории, когда Гражданская война разделила людей на два лагеря. Обе стороны ослеплены ненавистью друг к другу. Отстаивая каждая свою правду, они готовы все сделать для блага человечества, но приносят ему только страдания. Автор видит все это глазами своего героя — Юрия Андреевича Живаго, история жизни которого составляет фабулу произведения.
Перед читателями в романе проходит история жизни нескольких семей; судьба этих людей непосредственно связана с историей нашей страны. Но есть в романе еще один план, связанный с духовной жизнью доктора Живаго, представляющийся нам и как история самого писателя.
Главный герой романа понимает неизбежность, неотвратимость происходящих событий. Более того, он сам, подхваченный могучим вихрем, с радостью приветствует революцию. Юрий Андреевич, врач по профессии, воспринимает революцию как радикальное средство для излечения больного общества: «Какая великолепная хирургия! Взять и разом аристократически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали…»
Доктор Живаго не может полностью принять взгляды и методы большевиков. В силу гуманности главный герой категорически не приемлет жестокость, лежащую в основе совершаемой революции и Гражданской войны. Причем жестокость эту проявляли обе стороны: и белые, и красные. Поэтому доктор Живаго «очутился ни в тех, ни в других, от одного берега отстал, к другому не пристал».
Автор очень тонко, с глубоким пониманием описывает переживания своего героя. Очевидно, что Б. Пастернак отразил в этих переживаниях свое собственное восприятие происходивших в стране перемен. Чтение страниц романа, на которых автор раскрывает психологические особенности характера доктора Живаго, требует от читателя высокого эмоционального напряжения. Сопереживая, я ищу правду вместе с героем романа.
Живаго возлагал большие надежды на новую власть, верил в возможность метаморфоз. Герой лишь хотел спокойно трудиться ради блага людей, а столкнулся с жестокостью и непониманием. Юрий Андреевич не может найти свое место в послереволюционной Москве, а потому вынужден уехать. Приехав в Варыкино, Живаго начинает работать по специальности, но вихрь Гражданской войны заносит его в лагерь партизан. Получилось, что отъезд из Москвы в провинцию не избавил герои от крови и несправедливости.
В экстремальных условиях, общаясь с ожесточенными людьми, доктор Живаго остаётся верен своему человеческому и профессиональному долгу: он выхаживает раненого белогвардейца и спасает от неминуемой гибели большевика — командира партизанского отряда. Но такую гуманную жизненную позицию почти невозможно сохранить в «новой» России, потому что:
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас — тот против нас…»
Остаться просто человеком — такой нравственный выбор сделал герой романа и оказался между молотом и наковальней. Всего несколько лет пожил после Гражданской войны Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые прекрасно подошли, например, его бывшему дворнику. Умный, интеллигентный Юрий Живаго не может служить, потому что от него требуют не своих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих».
Первая мировая война — преддверие и исток событий кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лара Гишар считает, что война «была виною всего, всех последующих, доныне постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном большевике, Тарасюке, мастере на все руки, рассказывают: «То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло… Всякое дело становится у него страстью, полюбил и военное. Видит, оружие — это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силой. Вооруженный человек — это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй».
Очень характерна судьба красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: «Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа, имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца я одного стукнул, забыть не могу. За что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что».
Это было еще до октябрьского переворота. Чувствуя возмездие за совершенные преступления, он начинает сходить с ума из-за тревоги за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безмерно.
Вывод, который делаешь после прочтения романа, можно выразить так: всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, идет к нему через тернии, но не может быть одного «рецепта» на всех: нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения.
Мне близки слова Юрия Живаго, которые он адресует одному из «устроителей человеческого счастья»: «Властители наших душ грешат поговорками, а главную забыли, что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать, особенно тех, кто об этом не просит…» Борис Пастернак привлекает меня и как художник слова, и как человек. Его творчество вечно, потому что в нем отражена правда жизни. Он раскрывал общечеловеческие, мировоззренческие проблемы, решал философские вопросы. Его всегда волновал человек, его нравственность. И даже время он оценивал с позиции нравственности, человеколюбия.
Оставить комментарий