План

I. Тема поиска жизненной правды в истории русской литературы.
II. Казачий Дон в моменты исторических потрясений.
1. Проверенный веками уклад жизни донских казаков.
2. Вихрь исторических событий в жизни Григория Ме­лехова.
3. «За веру, царя и отечество» в Первую мировую.
4. Смутное, противоречивое время Гражданской войны.
5. Оскорбленное достоинство в стане белого офицерства.
6. Смелая попытка восстановить законы правды и добра.
7. Муки совести о загубленных душах.
8. Служба у Буденного.
9. Уставший от войны.
10. Недоверие к новой власти.
III. Трагедия личности на переломе эпохи.

Тема поиска жизненной правды не нова в истории русской литературы. Наиболее широко ее разрабатывали Пушкин, Лермонтов, Достоевский… Огромный истори­ческий и социальный пласт поднял Лев Толстой. «В поисках правды люди делают два шага вперед и шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды», — писал Чехов А.П.

Роман «Тихий Дон» Шолохова М.А. продолжает тра­диции классической русской литературы, пытаясь рас­крыть тайну русского характера. Герои Шолохова, каж­дый по-своему, идут тяжелым путем к жизненной правде, смыслу жизни, так и не настигая «птицу счастья».

В романе «Тихий Дон» М. Шолохов смело обращает­ся к социальным проблемам, изображая драматизм конфликтов и судеб героев. Писатель не боится пессимизма, пытаясь вскрыть социальные причины явлений. Особен­ности романа «Тихий Дон» в том, что историческая судь­ба страны и судьбы персонажей переплетаются. Автор утверждает: невозможно для человека определить свой жизненный путь вне социальной борьбы.

Действие романа начинается задолго до Первой мировой войны. Шолохов начинает изображать жизнь казачь­его хутора в 1912 году, а заканчивает в 1922. Эти 10 лет в жизни всей страны и жизни донского казачества значи­ли очень много. События романа разворачиваются на фоне историчес­ких потрясений: это и Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьский переворот, Гражданская война, коллективизация… Не только необы­чен с историчес­кой точки зрения выбор писателем объекта изображения. И основное место действия — казачий Дон — необычное по сравнению с остальной землей Рос­сийской.

Вольные, никогда не знавшие крепостного права, жившие по военному уставу хлебопашцы и одновремен­но служивые люди, казаки имели свой проверенный веками уклад жизни: простой, полный трудовых забот быт, воинская служба царю и отечеству, забота о родных и близких — вот, пожалуй, основные ипостаси жизни любого донского казака.

Понятной, на первый взгляд, была жизнь и ее смысл для главного героя романа — молодого казака Григория Мелехова. Но в одночасье в вихре исторических событий всё меняется для Григория: «Трудно нащупывалась вер­ная тропа; как в тонкой гати, выбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности — по той ли, по которой надо, идет».

Если во времена Первой мировой простому каза­ку было понятно, за что он воюет — «За веру, царя и отечество», — то в смутное, противоречивое время Гражданской войны правдолюбцу Григорию трудно опре­делить, на чьей стороне истина.

В стане белогвардейцев Григорий чувствует себя не­образованным мужланом рядом с высшей кастой дворян­ского офицерства, и это оскорбляет его достоинство, од­нако Григорий остается в стане белых, видя бесчинства и беспредел «новой власти», которая для него ассоцииру­ется с понятием «чужой», «враг». Даже возвратившись домой, к привычному быту казачьей станицы, Григорий бросается в вихрь войны: он пытается восстановить зако­ны правды и добра, не боясь пойти наперекор силе в лице красноармейцев.

Война искалечила души многих людей, сделала их жестокими и безнравственными. Шолохов показыва­ет, как с демонстрации своей силы и безнаказанности происходит знакомство красногвардейцев с семьей Ме­леховых. Привязанного, абсолютно безопасного, цеп­ного пса красноармеец убивает во дворе дома главного героя. Вся семья понимает: любое неповиновение, косой взгляд, неприветливое слово приведет к таким же пос­ледствиям.

Никто не вступает в спор с пришедшими, только Григорий Мелехов высказывает свое возмуще­ние поступком красноармейца. Выходят из оцепенения все остальные члены семьи: обретает бодрость духа отец Григория, мать смело запрещает гостям курить в доме. Но не все красноармейцы ведут себя подобно варва­рам. Пытаясь как-то загладить вину товарища, «рыжебровый» поясняет причину жестокости: белогвардейцы убили мать и сестру красноармейца.

Григорий Мелехов — трагическая фигура романа. Это человек умный, умеющий отстоять свою независимость. Он старается жить по правде, но разобраться, где правда в хаосе исторических событий очень трудно. Неустойчи­вость, неумение найти свой путь в политической борьбе отражается и в личной жизни.

Григорию глубоко претит кровопролитие, не для вой­ны пришел он в этот мир. Он человек добрый, отзывчи­вый к чужой беде. С какой жалостью смотрел он на мерт­вого утенка, случайно зарезанного на сенокосе! А суровая жизнь вынуждает его взять в руки саблю.

Человечность, доброта и жажда справедливости не ос­тавляют Григория Мелехова и в кровавой бойне Граж­данской войны. Оттого-то и мечется Мелехов между дву­мя враждующими лагерями, пытаясь найти жизненную правду. Революционные события способствовали расслоению об­щества: бедняки приняли сторону красных сразу и бе­зоговорочно, состоятельное казачество колебалось или металось от белых к красным, как показано на примере судьбы Григория Мелехова.

Он мстит за расстрел брата Петра красными, рубит в бою без счету красных матросов. Однако муки совес­ти о загубленных душах заставляют Мелехова кричать: «Братцы, нет мне прощения… Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… Предайте!..». Честный и совестливый, Григорий Мелехов вступает в конную армию Буденного и, со слов друга и ординарца Прохора Зыкова, говорит: «… буду служить до тех пор, пока прошлые грехи не замолю».

Григорию трудно разобраться, на чьей стороне правда, начинаются метания героя. «От белых отбился и к красным не пристал, — говорит он сам о себе, — так и плаваю, как навоз в проруби». Мелехов утратил доверие со стороны тех и других, ста­новится врагом и в стане красных, и в стане белых. Ему не раз приходилось наблюдать жестокость и красных и белых, поэтому лозунги классовой борьбы стали казаться ему бесплодными. Уход в банду происходит не из идейных соображений, а от безнадежности положения: ему некуда больше идти. Трагизм положения Мелехова можно передать словами Есенина: «…в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий».

Шолохов показывает, что новая власть не слишком полагается на благонадежность Григория; после ранения Мелехова демобилизуют. Уставший от войны в обществе, в своей душе, от трагедий в личной жизни, герой Шо­лохова ищет жизненную правду у истоков своей жизни: дома, рядом с семьей. Но и здесь он не находит понима­ния: новоиспеченная власть в лице родственника Михаи­ла Кошевого с недоверием относится к словам Григория: «Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно… Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все».

Мелехов уже не правду ищет, а пытается скрыться от погони, как затравленный зверь. Последняя зацепка за жизнь — Аксинья — и та погибает от шальной пули. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она — не просто идея. Он ищет ее воплощение в жизни и не находит.

Поиски жизненной правды, надежды на будущее в жестоком бесконечном и бессмысленном вихре войны закончились для Григория разбитыми мечтами: «Он сто­ял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще род­нило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром».

Именно это «холодное солнце» заставляет нас заду­маться о дальнейшей судьбе главного героя, не пожелав­шего смириться, покориться, плыть по течению и поэто­му попавшего под «колесо истории». Пройдет очень много лет, должно быть очень большим расстояние, чтобы увидеть и понять истинную суть собы­тий. А судьба Мелехова отражает судьбу многих, искоре­женных историческими встрясками, так и не нашедших себя в этой борьбе.