По мнению Анатоля Франса: «Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скры­тых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество…»

В каком бы веке мы ни жили, роман Толстого «Война и мир» поражает своей современностью, помогает в становлении характера, убеждений, морально закаляет человека и гражданина. Толстой рассматривает роль личности в исторических событиях, военных потрясениях.

Кутузов велик как полководец потому, что он, как и все лучшие представители русского офицерства, действовал в полном единстве со всем русским народом. В своих рассуждениях Толстой ставит вопрос: какая сила движет народами? И отвечает на этот вопрос, утверждая,  что это воля Божья. Однако всей силой своего таланта Толстой показывает, что все события были следствием — сознательной воли людей.  Эти противоречия отразились в образе Кутузова. Толстой отрицал роль личности в истории. А в лице Кутузова писатель задумал дать образ пассивного исполнителя воли народных масс.

Кутузов предстает перед нами в суровых условиях войны. Он производит смотр полка, ласково говорит с солдатами, офицерами. Узнаёт участников былых походов (Тимохина). Солдаты ценят внимательность и простоту полководца и говорят об этом: «Кривой, а поглазастее тебя: все видит». Кутузов решителен и смел до дерзости: из трёх возможных вариан­тов отступления он выбрал самый рискованный, но це­лесообразный.

Пройдя со своей 40-тысячной армией на Ольмюц для соединения с русскими частями и приняв сражение на походе с врагом, сила которого втрое пре­восходила силу армии Кутузова, окружившим его с двух сторон. Искусный стратег, он спасает свою армию. Посы­лая 4-тысячный отряд Багратиона, запутывает французов в сетях их же собственной хитрости и выходит с честью из безвыходного положения. Он мудро предвидит поражение под Аустерлицем. Го­ворит об этом царю, но его не слушают. Когда зачиты­вали неумную диспозицию, Кутузов спал. Его отличает смелость и прямота, с которой он возражает императору.

Став главнокомандующим, Кутузов поднимает дух армии: «И с такими молодцами все отступать да отступать?» Он разрешил войску все забирать по пути отступления, этим он улучшил снабжение армии. «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усып­ляя Наполеона на пожарище Москвы и вы­жидая роковой минуты: ибо Кутузов один был облечен в народную доверенность, кото­рую так чудно он оправдал», — писал Пушкин А.С.

Большим искусством от­личался Кутузов в умении распределять людей по командным постам. Он умел воодушевлять бойцов во время сражения. Так, на известие о пленении Мюрата он будто не прореагировал, а сам послал адъютанта проехать по вой­скам с этим известием. С душевной болью Кутузов отдает приказ об отступлении, понимая в то же время, что это необходимо.

Вся его тактика определялась двумя задачами: уничтожить врага и сохранить армию. Эти задачи он выполнял в условиях интриг карьеристов и придворной знати, не боясь царской немилости. С простотой и скромностью полководца сочетались выдающийся ум, могучая воля, военное искусство.

Своеобразна портретная характеристика Кутузова, которая дана несколькими штрихами: орлиный нос, единственный зрячий глаз, в котором светилась мысль и забота, шрам на виске, старческая тучность, усталость от военных трудов. Богата речевая характеристика Кутузова. С солдатами он прост, ласков: «Голубчики, братцы, по­терпите!». Изысканный язык дипломата звучит в беседе с австрийским генералом. Немногословен, категоричен, прям на военных советах.

Кутузов — носитель лучших черт русского народа. В образе Кутузова проявились противоречия мировоззре­ния Толстого. Он стремится подчеркнуть, что Кутузов был лишь мудрым наблюдателем, и события, проходящие перед ним, никак от него не зависели.

Андрей Болконский любит труд, стремится к полезной деятельности и не может удовлетвориться той блестящей, праздной, но пустой жизнью, которой вполне довольны люди его круга. Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну — его манит военная слава. Андрей Болконский, уезжая на фронт, хочет пос­вятить себя служению отечеству, проявить храбрость, жаждет славы. Его герой — Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. Его захватывает деятельность шта­ба, где сам Кутузов замечает в нем кругозор государствен­ного человека.

Андрей Болконский находится на поле боя во время Шенграбинской битвы. На Аустерлицком поле он совершает героический поступок. В критический момент боя князь Анд­рей сумел поднять батальон за собой: «Вот оно!» — думал Князь Андрей, бросаясь в атаку под пулями врага. Однако проходит совсем немного времени, тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о ник­чемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сра­жения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших.

Когда началась Отечественная война 1812 года, князь Андрей не задумываясь пошел в армию, где стал командовать полком. Личная слава больше не манила его. Он понимал, что как дворянин, любящий родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен. Он храбро сражался на Бородинском поле, получил тяжёлое ранение, от которого скончался.

Петр Кириллович Безухов — незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, при­знанный законным наследником лишь после смерти отца. Пьер — увлекающаяся натура, человек с мягким и слабым характером, добрый, доверчивый, но в то же время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры с Элен после дуэли, объяснение с Анатолем Курагиным после попытки увезти Наташу Ростову). Страсти, ко­торые владеют Пьером, часто приводят к большим непри­ятностям. Он принимает участие в кутежах в компании Долохова и Курагина, после чего его высылают из Петер­бурга. В результате интриг князя Василия Курагина Пьер опрометчиво же­нится на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает Безухова глубоко несчастным. Перед войной 1812 г. жизнь Пьера зашла в тупик. И он погружается в состояние томительной тоски, доходящей до отчаяния.

Общий патриотизм 1812 года захватил Пьера, он сфор­мировал полк, взяв полностью на свои средства его со­держание, а сам остался в Москве для того, чтобы убить Наполеона. Во время оккупации Москвы в полной мере проявилась деятельная, самоотверженная доброта Пьера. Он сближается с простыми русскими людьми: крестьяна­ми, Каратаевым. Он учится уважать и любить их. На Бо­родинском поле наблюдает за битвой. Здесь же происхо­дит и последняя встреча с Болконским, который говорит Пьеру, что настоящее понимание жизни там, где «они», обычные русские солдаты. Именно на Бородинском поле Пьер впервые испытывает чувство единства с окружаю­щими, помогая им во время сражения.

В опустевшей и горящей Москве он пытается помогать людям: защищает женщину, спасает из огня ребенка. По­падает в плен как поджигатель и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных. В результате общения с Платоном Каратаевым понимает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное миро­ощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Он научился «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог». После окончания войны, смерти Элен Пьер женится на Наташе Ростовой. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимым и любящим мужем, человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни.

Образы Андрея Болконского и Пьера Безухова типичны для своей эпохи, хотя таких, как они, в общей массе дворянства было незначительное количество. Для Болконского и Безухова характерны неудовлетворенность общественно-политическим строем, жизнью своего класса, стремление к полезной деятельности во имя интересов родины, народа, самоотверженный патриотизм. Этими образами Толстой раскрывает сущность движения декабристов.

В каком-то смысле и Андрей Болконский, и Пьер Безухов — лишние люди для высшего света. Они пред­ставляют лучшую, только зарождающуюся часть дворян­ского общества, которое впоследствии выйдет на Сенатс­кую площадь отстаивать демократические свободы пред­ставителей всех слоев российского общества.