В народной памяти имя Дмитрия Донского неразрывно связано с Куликовской битвой 1380 г. — переломным событием в истории России. Именно Куликовская победа прославила имя князя, хотя за свои 38 лет жизни он успел сделать немало. Князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, проводил активную внешнюю политику, направленную на централизацию земель вокруг Москвы. Вел борьбу против суздальского князя Дмитрия Константиновича, тверского князя Михаила Александровича, рязанского князя Олега Ивановича, литовского князя Ольгерда.
Пользовался поддержкой митрополита Алексия и игумена Троицко-Сергиевого монастыря Сергия Радонежского. Поддерживал дружеские отношения с Византийской империей, но в то же время добивался независимости Русской Православной церкви от Константинопольского патриарха. Присоединил к великому княжеству Московскому города: Галич, Углич, Дмитров, Белоозеро и княжества: Костромское, Чухломское, Стародубское.
Родился Дмитрий Донской 12 октября 1350 г. в Москве, в семье звенигородского князя Ивана Ивановича Красного (1326-1359) – Ивана II и его второй жены Александры Ивановны (Васильевны), в девичестве Вельяминовой.
В 1354 г. отец, после смерти от чумы старшего брата Семена (Симеона) Гордого (1318-1353) и всех его наследников по мужской линии, возглавил великое княжество Владимирское и княжество Московское. В 1359 г. Иван Красный умер, по завещанию наследство было поделено между его сыновьями и племянником (сыном младшего брата Андрея Ивановича; 1327-1353). Младший сын — Иван Малый (1354-1364) получил Звенигородское княжество, старший (девятилетний) Дмитрий — княжество Московское и великое княжество Владимирское, а племянник Владимир Андреевич расширенный отцовский удел — княжество Серпуховское (южная окраина Московского княжества).
В середине XIV в. на территории Северо-Восточной Руси находилось четыре влиятельных и сильных княжества: Владимирское (Московское), Суздальско-Нижегородское, Тверское и Рязанское. Старшим князем считался тот, кто носил титул великого князя Владимирского, ярлык на это княжение необходимо было получать в Орде.
К этому времени Золотая Орда распалась на две половины, граница между которыми проходила по Волге. На Левобережье (левый берег, восточная сторона) в столице Сарае, сменяя друг друга, правили ханы-чингизиды. На Правобережье (правый берег, западная сторона) вся власть была сосредоточена в руках эмира Мамая (территория от Волги до Днепра с Крымом и Северным Кавказом), правившего от имени хана Абдулы (Авдули).
Мамай начал карьеру в 1357 г. темником (командиром 10 тыс. войска) у хана Бердибека, был женат на его дочери, и после убийства хана в 1359 г. решил сам побороться за власть. Но, не будучи потомком Чингисхана (чингизидом), сам он не мог официально получить титул хана, поэтому правил от имени подставных ханов, которых время от времени менял.
Сложившуюся обстановку использовали князь Дмитрий Иванович и его сторонники в борьбе за великое княжение владимирское. В 1360 г. хан Навруз отказался выдать князю Дмитрию ярлык на это княжение, отдав его нижегородскому князю Андрею Константиновичу, но тот, как говорит летописец, «не захотел сей чести», и ярлык был передан его младшему брату суздальскому князю Дмитрию (Фоме) Константиновичу (1322-1383).
Это противоречило сложившейся традиции наследования от отца к сыну. Поэтому, как только в Орде сменился хан, Дмитрий отправился в Сарай, но и от Хызра он ярлык не получил. Однако не отступил и в 1362 г. получил долгожданный ярлык от хана Мурида (Мурата). Только что Дмитрий уехал, явились необыкновенные знамения: на солнце были видны черные пятна, будто гвозди; сделались такие туманы, что днем в двух саженях нельзя было рассмотреть лица человеческого; птицы не смели летать и стаями ходили по земле. Такая тьма продолжалась около двух месяцев. Все думали, что это не к добру, и что Дмитрий непременно погибнет. Но вышло напротив. Татары были очень довольны, что московский князь приехал к ним с поклоном, приняли его ласково и утвердили в великом княжении. Но не тут-то было, князь Дмитрий Константинович Суздальский не желал расставаться с великим владимирским княжением и уступил только под угрозой силы.
В ходе борьбы с суздальским князем московские бояре решили подстраховаться и получили еще один ярлык на великое владимирское княжение, на этот раз от врага Мурида, правобережного хана Абдаллаха (по некоторым данным, инициатива с ярлыком исходила от Мамая). Узнав об этом, Мурид обиделся и снова дал ярлык суздальскому князю. Тот вновь попытался утвердиться во Владимире, но был изгнан московским войском. В 1363 г, князь Дмитрий Иванович утвердился на великом княжении владимирском, а после смерти в 1364 г. младшего брата Ивана Малого объединил в своих руках Московское и Владимирское княжества и больше их из своих рук не выпускал. Начало великого княжения Дмитрия Ивановича ознаменовалось для Москвы небывалыми бедствиями. Летом 1365 года в Москве вспыхнул пожар, который летописцы назвали Великим. Следующей зимой в Москву пришла новая напасть — «великий мор». На этот раз эпидемия чумы явилась с Востока.
18 января 1366 г. (по другим данным — в 1367 г.) князь Дмитрий Иванович женился на Евдокии (1353-1407) — дочери князя Дмитрия Константиновича Суздальского. Как свидетельствует летописец, брак был счастливым, которому «земля Русская была рада». Супруги прожили в браке 23 года и родили 12 детей. В итоге два князя Дмитрия превратились из врагов в союзников и родственников. Для укрепления Москвы в 1367 г. князь Дмитрий построил белокаменный Кремль. Начал чеканку серебряных монет.
Конечно, руководить княжеством и решать сложные вопросы, касающиеся внешней политики, в 9-12 лет сложно и самому, наверное, невозможно. Но у Дмитрия Ивановича были хорошие советчики. Точнее, две группы советчиков. Одну возглавлял наставник и воспитатель князя митрополит Киевский и всея Руси Алексий, в миру Елеферий (Симеон) Федорович Бяконт-Плещеев (ок. 1293-1378). Во главе другой был его дядя — брат матери боярин, тысяцкий Василий Васильевич Вельяминов (?-1374). Оба имели большое влияние еще на отца князя Дмитрия — Ивана Красного. Летописец свидетельствует: «И митрополит Алексий, и бояре пеклись о благе государства, и князь действовал по их внушениям».
Как пишет историк Татищев В.Н.: «И всех князей русских приводил (Дмитрий Иванович) под свою волю, а кто не повиновался воле его, и на тех начал посягать, а также и на князя Михаила Александровича Тверского. И князь Михаил Александрович из-за того пошел в Литву». Князь Михаил Александрович обратился за помощью к своему шурину великому князю литовскому Ольгерду и с его помощью в 1368 г. взял Тверь и провозгласил себя великим князем, тем самым поставив под сомнение верховенство Москвы. Ответные действия Дмитрия Ивановича привели к тому, что в конфликт вмешалось великое княжество Литовское.
Со второй половины XIV в. Москва и Литва впервые столкнулись в борьбе за наследство Киевской Руси. С середины XIV в. литовские князья старались создать единое государство, включив в него и земли бывшей Киевской Руси, на которые претендовало и Московское княжество. Великий князь литовский Ольгерд Гедиминович даже заявил, что «вся Русь должна принадлежать Литве». В 1362 г. Ольгерд с помощью местной знати разбивает татар в битве при Синих Водах (река Синюха, правый приток Южного Буга, Кировоградская область Украины), занимает Киевскую и Чернигово-Северскую земли и включает их в состав великого княжества Литовского.
В борьбе за наследство Киевской Руси великие литовские князья кроме церкви, дипломатии и военной силы широко использовали родственные отношения и сепаратистские настроения в некоторых княжествах на Руси. Поддерживая своего родственника, брата жены — тверского князя Михаила Александровича, Ольгерд провел три похода на Москву в 1368, 1370, 1372 гг., но взять город так и не смог.
Первый раз все усилия литовцев разбились о стены построенного накануне белокаменного Кремля (в то время это была единственная белокаменная крепость в Северо-Восточной Руси, отсюда и термин «Белокаменная Москва»). Простояв три дня у крепости, Ольгерд разграбил окрестности и повернул назад.
Второй раз осада с Кремля была снята при получении Ольгердом известий о подходе к Москве дружин союзных Дмитрию Ивановичу князей. Между ними было подписано перемирие, подкрепленное соглашением о браке князя Владимира Андреевича Серпуховского (двоюродного брата князя Дмитрия Ивановича) с дочерью Ольгерда Еленой.
В третий раз передовой отряд Ольгерда был разбит под Любутском (в то время пограничная литовская крепость на берегу Оки, современная Калужская область России). В результате было заключено перемирие, по которому Ольгерд не должен был вмешиваться в дела Твери и Москвы, а Михаил Тверской возвращал «все захваченное в землях Дмитрия». В свою очередь Дмитрий Иванович обязался, что не будет вмешиваться во внутренние дела Тверского княжества, а возникающие противоречия решать с помощью третейского суда.
Однако мир был недолгим. Конфликт между Москвой и Тверью начался летом 1375 г. Правда, на этот раз его инициатором был правитель западной Орды Мамай. В июле 1375 г. он прислал Михаилу Тверскому ханский ярлык на великое владимирское княжение, и тот, разорвав немедленно мирные отношения с Москвой, стал готовиться в поход на Владимир. Но и Дмитрий Иванович не сидел, сложив руки, он собрал союзников и в августе 1375 г. двинулся на Тверь. В этом походе его поддержали примерно 20 князей. После месячной осады князь Михаил Тверской подписал мирный договор, признав себя «младшим братом» Дмитрия Ивановича, отказался от всяческих притязаний на великое княжество Владимирское и обязался помогать Москве в борьбе с ее врагами.
Одновременно с тверской проблемой решался вопрос и с Рязанью. В декабре 1371 г., используя как предлог спор из-за границ, Дмитрий Иванович направляет свое войско против великого рязанского князя Олега Ивановича, изгоняет его из Рязани и садит там своего союзника князя Владимира Дмитриевича Пронского.
Весной 1372 г. князь Олег возвращает себе Рязань, но, признав военное превосходство Москвы, становится ее временным союзником. Лишь только в 1381 г. под угрозой силы он официально признает себя «младшим братом» князя Дмитрия Ивановича, но в 1385 г. между ними опять произойдет конфликт. В 1387 г. их примирит женитьба сына Олега Ивановича — Федора на дочери Дмитрия Донского — Софии.
Нормализация отношений с Суздальско-Нижегородским, Тверским и Рязанским великими княжествами дала возможность Дмитрию Ивановичу начать открытую борьбу с Ордой, отношения с которой были разорваны еще в 1375 г. В конце зимы 1376 г. московские войска двинулись к союзному Орде волжскому городу Булгару, стоявшему на границе Руси и владений Орды. В марте город сдался и выплатил 5 тыс. рублей дани московскому князю.
В отместку в августе 1377 г. новый хан Орды Араб-шах Музаффар (Арапша) разгромил русские войска на реке Пьяне и разграбил Нижний Новгород. По одним данным, Араб-шах был самостоятельным ханом восточной Орды. По другим — служил Мамаю, реальному правителю западной Орды и действовал по его приказу.
А было всё так. Сам Дмитрий Иванович пошел на Арапшу, но татары долго не показывались. Князь Дмитрий возвратился в Москву, а войско отправил против татар к мордовской земле с воеводами и двумя молодыми суздальскими князьями. Эти князья и воеводы стали развлекаться охотой у реки Пьяны. Русские поснимали с себя латы и шлемы, даже оружие сложили в возы. А другие еще разошлись по окрестным селам и напились пива и меду. Они думали, что татары далеко, но мордовские князья подвели Арапшу к реке Пьяне; Арапша был мал ростом, будто карлик, но очень лют и храбр. Его войско бросилось на русских и побило их наголову. С тех пор на Руси появилась пословица: «За Пьяною люди пьяны».
В июле 1378 г. Нижний Новгород вновь подвергся нападению ордынцев Араб-шаха. Этим же летом против Москвы Мамай направил войска под командованием мурзы Бегича. Как свидетельствуют летописи: «Поганый Мамай, собрав многочисленное войско, послал Бегича ратью на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю Русскую». Узнав о выступлении Бегича, Дмитрий Иванович решил перехватить его еще на подходе к Москве. Противники встретились на территории Рязанского княжества у брода на реке Вожа (приток Оки в Рязанской области России).
Московской ратью и подошедшей на помощь дружиной рязанцев командовал сам князь Дмитрий. Он разделил свои войска на три полка: один возглавил сам, другой поручил московскому боярину окольничему Тимофею Вельяминову (по другим данным — князю Андрею Ольгердовичу Полоцкому), а третий — князю Даниилу Пронскому (по другим данным — Владимиру Пронскому).
Бегич стоял у брода, но перейти реку не решался, поэтому князь Дмитрий пошел на хитрость, отвел свой полк от реки, а два других скрытно расположил на флангах. Битва произошла 11 августа 1378 г.: как только татары переправились через реку, им был нанесен удар с трех сторон. В центре атаку возглавил сам князь Дмитрий, ордынцы не выдержали и побежали, бросив обоз и имущество.
Татищев В.Н. так описывает окончание боя: «Наши вслед за ними (ордынцами) гнались, били, секли, кололи, и тут убили их множество, а иные в реке утонули. Был сей бой при вечере, и прижали их к Воже весьма, и бежали татары всю ночь. На следующее же утро мгла была весьма великая, и пред обедом или после обеда пошли за ними следом их и разумели, что бежали далеко. И нашли в поле кибитки их поверженные, шатры и телеги их, а в них товара бесчисленно много».
Каковы были точные потери ордынцев, мы не знаем, но в битве погибли Бегич и еще четверо мурз. Битва на Воже была первой победой, непосредственно связанной с именем князя Дмитрия Ивановича, лично руководившего войсками, и имела серьезные психологические последствия.
После победы на Воже князь, и дружина поверили в свои силы и поняли, что бить ордынцев можно. К этому времени князь Дмитрий Иванович возмужал и стал настоящим правителем великого княжества. Он начинает тяготиться своими советниками и все больше решений принимает самостоятельно.
Стал вмешиваться Дмитрий Иванович и в церковные дела, что не могло понравиться митрополиту Алексию, руководившему политикой великого княжества больше двух десятков лет. Но Алексий был уже в преклонном возрасте, поэтому встал вопрос о его преемнике. Дмитрий Иванович хотел, чтобы им стал его духовник, хранитель государственной печати («печатник») Митяй. Митрополит был категорически против, он хотел передать митрополичий престол игумену Троицкого монастыря Сергию Радонежскому, имевшему огромный моральный авторитет на Руси.
Но князь решил поступить по-своему. В 1376 г. Дмитрий Иванович организовал своему духовнику постриг в монахи в московском Чудовом монастыре. Сделано это было потому, что только представитель черного духовенства (монашествующий) мог стать митрополитом. Митяй получил монашеское имя Михаил, а через некоторое время стал архимандритом московского Спасского монастыря. После этого князь Дмитрий стал упорно добиваться от Алексия, чтобы тот благословил Михаила-Митяя себе в преемники.
Митрополит отказал князю и, как свидетельствует «Житие Сергия Радонежского», перед смертью возложил свой золотой крест на Сергия Радонежского «как бы в знак обручения святительского сана». Преподобный Сергий крест принял, а от митрополичьей должности отказался. После смерти митрополита Алексия 12 февраля 1378 г. Сергий Радонежский предложил Дмитрию Ивановичу на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия как человека наиболее достойного этого сана. Князь отклонил и эту кандидатуру, и, как свидетельствует Никоновский летописец, по его совету Михаил-Митяй: «Оставив архимандрию, взошел во двор митрополитов». Для получения сана митрополита Михаил-Митяй летом 1379 г. отправился к патриарху в Константинополь, но во время поездки скончался (по некоторым данным, его смерти кто-то поспособствовал).
Единство Руси, которое во многом держалось на православии и которое князья и народ только стали осознавать, дало трещину. И за это пришлось расплачиваться кровью. Хорошо, что представители Церкви не поддались эмоциям и в самый сложный момент поддержали Дмитрия Ивановича. На Куликовом поле и Церковь, и князь, и народ стояли вместе. Что же касается просчетов Дмитрия Ивановича, то, как говорится в Библии: «несть человек, иже жив будет и не согрешит».
В 1380 г. князь Дмитрий Иванович одержал победу на Куликовом поле (недалеко от Дона) над войсками эмира Мамая, за что получил прозвище Донской. После Куликовской битвы перестал платить дань Золотой Орде.
Годы, прошедшие после Куликовской битвы, были, наверное, самыми тяжелыми в жизни князя Дмитрия Донского. После опустошения в 1382 г. Москвы ханом Тохтамышем и согласия вновь платить дань Орде начались забытые междоусобицы. В 1384 г. Дмитрий Донской заключил соглашение с Литвой, по которому литовский князь Ягайло должен был вступить в брак с его дочерью. Но этот план не был осуществлен.
В 1385 г. князь Олег Рязанский напал на город Коломну (находится примерно в 100 км к юго-востоку от Москвы) и разграбил его. В 1386 г. возник конфликт с Новгородом, правда, до вооруженного противостояния дело не дошло, новгородцы согласились платить дань Москве. Опять начались проблемы с претендентами на митрополичью кафедру. В 1383 г. Тверское княжество стало самостоятельным. В 1386 г. Смоленское княжество перешло под контроль Литвы.
Князь Дмитрий передал впервые по завещанию великое княжение владимирское и московское старшему сыну без санкции Золотой Орды. Умер Дмитрий Донской 19 мая 1389 г. в Москве и был погребен в Архангельском соборе Кремля. За свои деяния причислен Русской Православной церковью к лику святых как благоверный князь.
Николай Михайлович Карамзин писал о Дмитрии Донском: «Никто из потомков Ярослава Великого, кроме Мономаха и Александра Невского, не был столь любим народом и боярами, как Дмитрий, за его великодушие, любовь ко славе отечества, справедливость, добросердечие. Воспитанный среди опасностей и шума воинского, он не имел знаний, почерпанных в книгах, но знал Россию и науку правления; силою одного разума и характера заслужил от современников имя орла высокопарного в делах государственных; словами и примером вливал мужество в сердца воинов и, будучи младенец незлобием, умел с твердостью казнить злодеев. Современники особенно удивлялись его смирению в счастии. Какая победа в древние и новые времена была славнее Донской, где каждый россиянин сражался за отечество и ближних?»
В 2002 г. в России учрежден орден — За служение Отечеству — в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. День памяти 19 мая (по новому стилю 1 июня).
Статья написана по материалам книги А. Урывалкин «Святые грешники», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012 г., 188-223.
Оставить комментарий