Осенью 1246 г. после смерти отца великого князя владимирского и киевского Ярослава Всеволодовича Александр Невский в приказном порядке был вызван в ставку великого хана монголов в Каракорум, но проигнорировал приказ и не поехал. Пребывание в Новгороде, куда тумены монголо-татар так и не дошли, до поры до времени позволяло Александру Невскому быть более или менее независимым и избегать каких-либо контактов и с ханом Золотой Орды, и великим ханом монголов. Но обстоятельства сложились так, что в начале лета 1247 г. ему пришлось прибыть к хану Батыю в Золотую Орду.
Не совсем понятны причины, заставившие князя отправиться к хану. Вопрос о преемнике великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича решался между его младшим братом Святославом Всеволодовичем и его восемью сыновьями на съезде во Владимире. Однако по утверждению летописца племянники не оспаривали право дяди быть великим князем.
При вассальной зависимости русских княжеств от монгольской империи необходимо было получить ярлык на княжение у хана, т.е. поехать в Каракорум. Святослав Всеволодович (1196-1252) этого не сделал, но туда сразу же после избрания дяди (май — июнь 1247 г.) отправился его племянник Андрей Ярославич (1222-1264) — третий сын Ярослава Всеволодовича. Другой его племянник московский князь Михаил Ярославич Хоробрит (1229-1248) — четвертый сын Ярослава Всеволодовича, просто выгнал дядю из Владимира и занял его место. Правда, правил он недолго, в январе 1248 г. погиб в битве с литовцами.
Возможно, именно поездка Андрея Ярославича в Золотую Орду за ярлыком на великое владимирское княжение заставила его старшего брата Александра Невского, имевшего больше прав на наследство отца, отправиться к хану Батыю. Но это только одна из версий. Для совсем ещё молодого Александра, победителя шведов на Неве и немецких рыцарей на Чудском озере, поездка в Орду стала ярчайшим подтверждением правильности политики своего отца Ярослава Всеволодовича по отношению к монголам.
Разорённая и утопающая в своих раздорах и на юге, и на северо-западе (даже после Батыева нашествия) Русь не могла ничего противопоставить своим врагам на востоке. Согласиться же на уговоры папы Иннокентия IV о присоединении к римско-католической церкви ради совместного крестового похода против Орды было для благоверного князя Александра психологически невозможно. Да и пример его отца, вероятно, отравленного в Орде по подозрению в возможности заключения союза с Римом, делал чрезвычайно опасным ведение двойной игры с монголами.
Как бы то ни было, в Золотой Орде никто из князей ярлык на княжение не получил. В это время хан Батый конфликтовал с великим ханом монголов Гуюком — не признавал его власти и отказывался выполнять приказы. Дело чуть не дошло до войны.
Гуюк собрал армию и двинулся на Батыя, но умер в дороге летом 1248 г. (по некоторым данным, был отравлен агентом Батыя). После смерти великого хана монголов встал вопрос об избрании нового. В такой обстановке Батый, у которого был свой кандидат на эту должность, не стал ссориться со столицей и самостоятельно решать вопрос с ярлыками для князей, а отправил их к центральному правительству Монгольской империи в Каракорум. По мнению исследователей, князья прибыли в столицу Монгольской империи осенью 1248 г., уже после смерти Гуюка.
До выборов нового великого хана в Каракоруме правила вдова Гуюка — Огуль-Гаймиш, из ее рук князья и получили ярлыки: Александр — на владение всей русской землей и великое киевское княжество с разоренным Киевом; Андрей — на богатое великое владимирское княжество. К верховной власти он пришел не по старшинству, минуя нескольких претендентов, которым великокняжеский престол принадлежал по праву.
В конце 1249 г. братья вернулись во Владимир. Александр Невский пробыл во владениях младшего брата несколько месяцев, а потом, не заезжая в Киев, отправился в Новгород.
Некоторые исследователи считают, что Александр Невский осознанно пошел на союз с монголо-татарами, только чтобы получить власть, и для этого предал брата, а в 1252 г. навел на Русь так называемую «Неврюеву рать». Сторонники этой версии ссылаются на сообщение историка Татищева В.Н.: «В 1252 г. пошел князь великий Александр Ярославич в Орду к хану Сартаку (соправитель отца отвечал за «русские дела», был христианином), Батыеву сыну, и принял его хан с честью. И жаловался Александр на брата своего великого князя Андрея, что тот, сольстив хана, взял великое княжение под ним, как старшим, и грады отческие от него взял, и выходы и тамги хану платит не сполна. Хан же разгневался на Андрея и повелел Неврюю султану идти на Андрея и привести его перед собой».
Надо отметить, что летописи и акты XIII-XV вв. называют 14 видов различных даней и повинностей: «поплужное», торговая пошлина «тамга», корм татарским послам, «ям» — повоз, чрезвычайные «запросы» и др. Самым тяжелым среди них был ордынский «выход» — дань серебром, которую сначала брали на откуп мусульманские купцы. Регулярную выплату «выхода» обеспечивали проведенные в 1257-1259 гг. и в 1275 г. по всей монгольской империи переписи населения. В конце XIV в., например, с Московского княжества и великого княжества Владимирского «выход» составлял 5 тыс. руб.
После смерти Гуюка Батый добился, того, что на курултае великим ханом монголов был избран ставленник Золотой Орды Менгу (Мунке). Сам Батый на курултае был признан главой Чингизидов. Сразу после этого все политические противники Мунке и Батыя были обвинены в заговоре. Несколько сотен представителей высшей монголо-татарской знати, в том числе ханша Огуль-Гаймиш, были казнены, многие сосланы в отдаленные края. Империя была поделена между ханами Менгу и Батыем. Устранив внутримонгольскую оппозицию, Батый решает разобраться с теми князьями, кому выдавала ярлыки на княжение Огуль-Гаймиш. Самыми влиятельными из таких князей на Руси были: Александр Невский, Андрей Ярославич и Даниил Галицкий.
Князь галицко-волынский (Юго-Западная Русь) Даниил и великий князь Владимирский Андрей Ярославич заключили в 1250-1251 гг. союз, направленный против Орды. По-другому строил отношения с Ордой брат Андрея, Александр Невский. Александр прибыл в Золотую Орду, доказав тем самым свою лояльность хану. Андрей и Даниил решили не ехать. Против первого летом 1252 г. была направлена орда под началом Неврюя. Против второго в 1252-1254 гг. провел походы Куремса.
Великим князем Владимирским стал Александр Ярославич (1252-1263 гг.). Александр Невский, как расчетливый политик-реалист, выбирал путь вынужденной покорности Золотой Орде. Тем самым он пытается сохранить Русь, дать ей время для того, чтобы оправиться и накопить силы для будущей борьбы, пусть даже ценой утраты части суверенитета. Александру Невскому приходилось отбиваться от западных соседей и одновременно ладить с ордынцами, отводя опасность новых набегов и удерживая в повиновении младших князей. В подобном сложном положении многие действия великого князя, милосердные по отношению к Руси и по сути своей необходимые, могли показаться малодушной жестокостью.
Политика Александра Невского была направлена на то, чтобы восстановить, по возможности, русские города и объединить княжества под единой крепкой властью. Собственно, здесь не было ничего нового. Его предшественники великие князья киевские, а потом и владимиро-суздальские всегда к этому стремились, только во времена Александра Ярославича проблема эта оказалась вопросом жизни и смерти Русской земли.
«Неврюева рать» — поход летом 1252 г. большого отряда ордынцев (по разным данным — от 10 до 25 тыс.) под командованием Неврюя на земли Владимирского и Переяслав-Залесского княжеств. Целью вторжения было наказать за неповиновение великого князя владимирского Андрея Ярославича и ускорить полную выплату дани. После битвы под Переяславом-Залесским (24 июля) князь Андрей Ярославич вынужден был бежать сначала к старшему брату в Новгород, оттуда к датчанам в Таллин и дальше в Швецию. Как писал летописец, ордынцы «людей без числа увели и коней и скот, и много зла сотворили». Кроме Татищева В.Н. о том, что Александр Невский жаловался в Золотой Орде на своего брата о невыплате хану «выхода и тамги», не упоминает ни одна летопись.
Более того, в 1256 г. Александр Невский испросил у нового хана Золотой Орды Улагчи прощение Андрею Ярославичу, который к этому времени вернулся на Русь и получил от старшего брата в удел города Городец и Нижний (пограничные земли Владимирского княжества, район современного Нижнего Новгорода). В 1257 г. братья вместе побывали в Золотой Орде, где по протекции Александра Невского Андрей получил ярлык на Суздальское княжество.
В 1252 г., вернувшись из Золотой Орды, Александр Невский занялся практическими делами, связанными с жизнедеятельностью своих княжеств. Восстанавливал разрушенные города, собирал разбежавшийся после набегов монголо-татар народ, строил церкви, выкупал пленных, провел несколько военных походов на западных границах, вел переговоры с соседями.
Все, что в это время делал Александр Невский, он делал без оглядки на Золотую Орду, куда не ездил с 1252 по 1257 г. Доверительные отношения, что сложились между ним и Сартаком, позволяли вести самостоятельную внутреннюю политику. Что же касается внешней политики, то на ее западном векторе интересы князя совпадали с интересами ханов Золотой Орды. Как пишет Гумилев Л.Н.: «Батый обеспечил престол Мунке, тем самым обратив силы Монголии на Багдад и освободив от угрозы Западную Европу. Он считал, что дружба с Александром Невским надежно защищает его от нападения с Запада, и был прав. Таким образом, ход событий сложился в пользу «христианского мира».
За время правления хана Батыя Золотая Орда не вела войн, что позволило Руси резко сократить выплату монголо-татарам «дани кровью», т.е. поставку в ордынскую армию своих рекрутов. Не было и междоусобных войн на Руси. Все это вместе взятое позволило сохранить десятки тысяч человеческих жизней и создать народу условия для более или менее спокойной жизни.
Хочу добавить, что на Руси были князья, готовые скорее умереть, чем подчиниться хану Батыю. Князь Михаил Черниговский открыто заявил в Орде, что ханские подачки в виде дозволения на княжение его не привлекают. Все приезжавшие к Батыю должны были «очиститься» от дурных помыслов и враждебных намерений. Достигалось это с помощью обязательной процедуры: князья и бояре под пристальными взглядами шаманов гуськом проходили между двумя большими кострами.
Огонь считался у монголов вместилищем божественных сил, охраняющих монгольский народ и его правителей. Михаил Всеволодович категорически отказался от прохождения между кострами и поклонения идолам. Когда он произнёс: «Иди и скажи царю Батыю, что богам его ни за что не поклонюсь и повелений его беззаконных не выполню», — рассвирепевшие монгольские сановники забили мужественного князя до смерти.
Идиллия в отношениях с Золотой Ордой закончилась в 1257 г., после смерти Батыя и Сартака, с приходом к власти хана Берке, мусульманина по вероисповеданию. В это время с целью более полного сбора дани и увеличения количества рекрутов монголо-татары провели переписи населения в Суздальской, Рязанской и Муромской землях.
Попытка провести такую же перепись в Новгороде Великом встретила отпор. Горожан поддержали наместник Александра Невского в Новгороде его старший сын Василий и воевода новгородской княжеской дружины Александр. Волнения продолжались около года. Зимой 1258 г. татарские послы не получили ни дани, ни рекрутов. Александр Невский вооружённой силой подавил сопротивление новгородцев, которых ранее самоотверженно оборонял от всех врагов, и согнал с новгородского княжения собственного сына Василия.
В 1259 г. в город для сбора дани, рекрутов и переписи населения вновь прибыли ордынцы. Опасаясь физической расправы, послы обратились за помощью к Александру Невскому, тот с дружиной подошел к городу. Обстановка была такой, что Новгород оказался на грани восстания. По-видимому, был достигнут компромисс. Новгород откупился от монголо-татар и обязался сам «добровольно» выплачивать ежегодную дань без составления переписных документов, в обмен на вывод ордынцев из города.
В 1259 г. по приказу хана Берке нойон (военачальник) Бурундай провел карательную экспедицию против Юго-Западной Руси, вынудив князя Даниила Галицкого отказаться от сопротивления Орде. В такой непростой обстановке Александр Невский делал все от него зависящее, чтобы отвести угрозу ордынских набегов на земли Северо-Восточной Руси. И это ему удавалось. Более того, в 1261 г. князь совместно с митрополитом Кириллом добились согласия хана на учреждение в столице Золотой Орды Сарае православного епископства.
В 1262 г. в городах великого княжества Владимирского (Владимире, Ростове, Суздале, Ярославе, Переяславе-Залесском) одновременно поднялись восстания против произвола сборщиков ордынской дани (дань собирали откупщики, большинство из которых этничными монголо-татарами не были). Часть откупщиков перебили, часть изгнали из городов. Основываясь на информации Устюжской летописи (XVI в.) о том, что «князь Александр (Невский) приказал убивать всех татар», некоторые исследователи считают, что именно князь был организатором этих выступлений против откупщиков.
Версия спорная, хотя мотив к их устранению у Александра Невского был. По приказу хана Берке с 1263 г. сбор дани от откупщиков перешел к князьям, и именно они стали привозить её в Орду, что опосредованно может служить доказательством заинтересованности князя в выступлениях горожан.
В том же году по соглашению между русскими князьями было собрано общее войско, включавшее княжеский «великий полк», новгородский сводный полк, витебский, тверской, полоцкий полки и литовскую дружину в 500 человек. Эта армия могла достойно встретить ордынское нашествие. Однако в Орду отправился один великий князь добиваться мира для своей земли. Собираясь в свою последнюю поездку в Орду, Александр Невский заключил мирные договоры с Ригой, Ливонским орденом, Любеком и островом Готланд. В конце 1262 г. Александр Невский в последний раз прибыл в Золотую Орду.
Здесь он провел несколько месяцев, уговаривая хана Берке не посылать карательную экспедицию на Русь и отказаться от набора рекрутов для похода в Иран. Благодаря щедрым подаркам и искусству дипломатии Александр Невский достиг успеха в переговорах с Берке. То ли благодаря его усилиям, то ли из-за напряжённой внешнеполитической ситуации, то ли ожидая встретить на Руси серьёзное сопротивление, золотоордынский хан Берке карательную экспедицию не послал.
На обратной дороге князь заболел или, возможно, был отравлен и 14 ноября 1263 г., приняв схиму (т.е. постригшись в монахи), окончил свой земной путь в Городце… Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли русской!»
Историк XIX в. Сергей Михайлович Соловьев дал такую характеристику Александру Невскому: «Сохранение русской земли от татарского нашествия на востоке, подвиги за веру и землю против шведов, немцев и Литвы на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его виднее всех князей от (Владимира) Мономаха до Дмитрия Донского».
Оставить комментарий