Лучшие из тех, что прибыли в поисках денег и приключений служить Петру Великому, составляли костяк офицерства, готовили русские кадры, создавали из скопления приобретенных различными путями судов действующий флот и оставались гражданами России. К ним относился и Петр Петрович Бредаль. Именно с его каперских действий начинались успехи российского корабельного флота.
Питер Бредаль родился в 1678 г., в семье пастора, службу начал в датском флоте. Норвежец Бредаль 1 мая 1703 г. по рекомендации К. Крюйса поступил на службу в русский гребной флот в чине унтер-лейтенанта. Очевидно, он был опытным моряком, ибо уже в 1705 г. командовал у Кроншлота бомбардирским кораблем «Гут-Дрегер», затем другими судами эскадры вице-адмирала К. Крюйса, оборонявшей подступы к Санкт-Петербургу, и в 1709 г. был произведен в капитан-поручики.
Два года Бредаль служил в Азовской флотилии, крейсировал в море, ходил по Дону, а заем вернулся на Балтику. В начале марта 1713 г. его командировали в Ревель для перевода в Кроншлот фрегата «Св. Яков». Но не успел Бредаль выступить, как генерал-адмирал Апраксин Ф.М. послал ему приказ проверить известие о том, что у Гельсингфорса зимовали несколько шведских кораблей. Льды задержали выход «Св. Якова»; он отправился лишь в мае, а к началу июня присоединился к флоту: 8 июня фрегат числился в линии баталии.
Весной 1714 г. П. Бредаля назначили командиром фрегата «Св. Павел», который он готовил к кампании в Кронштадте. Затем он командовал отрядом из 16 кораблей, 8 фрегатов и шняв. Однако подготовка еще несплаванного русского флота была так низка, что царь Петр I не решился его вести против опытного неприятеля и перенес усилия в Финляндию, откуда вдоль берега генерал-адмирал Апраксин Ф.М. провел гребной флот к Гангуту.
Бредаль доставил Петра I к Гангуту, где царь взял на себя организацию прорыва. Моряк участвовал в Гангутском сражении, находясь в отряде скампавей (легких галер), которые со стороны моря обошли неприятельский флот, и был награжден золотой медалью в 25 червонцев.
Карл XII, несмотря на поражение под Полтавой и при Гангуте, не отказывался от реванша на море. Он издал в 1714 г. «Каперский устав», в котором объявил беспощадную войну всем торговым судам, следовавшим в Санкт-Петербург и другие российские порты. Король полагал, что без подвоза всего необходимого из Западной Европы Россия не сможет продолжать успешную войну.
Однако он просчитался. Война с судоходством вызвала недовольство европейских держав, в том числе Англии. В 1714 г. было конфисковано 24 английских судна, в следующем — свыше 30. Великие морские державы приняли меры для охраны судоходства. Но еще ранее такие меры принял Петр I, послав эскадру Бредаля.
Бредаль П.П. разослал все суда своего отряда, чтобы охватить большее пространство, а сам в начале апреля 1715 г. на корабле «Самсон» во главе эскадры из 3 фрегатов и шнявы вышел из Ревеля для борьбы со встреченными каперами. 11 апреля «Самсон» у берегов Курляндии, в 5 милях от Виндавы (Вентспилс) встретил капер «Единорог» капитана Авемана (18 орудий, 62 человека экипажа). На «Самсоне» было 32 пушки и 200 моряков. Тем не менее, один из лучших шведских каперов Авеман вступил в схватку, но был вынужден сдаться; так как капер был разбит снарядами. Бредаль предпочел уничтожить судно, сняв орудия и другие ценности.
На рассвете следующего дня с «Самсона», патрулировавшего в 8 милях от Виндавы, заметили второй капер «Эсперанс» капитана Миллера, который спустил флаг без боя. 16 апреля Бредаль встретил на рассвете третий капер и до 3 часов дня гнался за ним, после чего судно «Стокгольм-галей» капитана Строма (10 орудий, 49 человек) сдалось в 6 милях от Готланда. Всего за время каперства было захвачено 157 пленных, в том числе 3 капитана, из которых Строма и Авемана считали главнейшими шведскими каперами. Бредаль был произведён в капитаны 3-го ранга.
Летом 1715 г. Бредаль во главе эскадры из 4 фрегатов и 3 шняв ходил к острову Готланду, высадил десант и, взяв пленных, благополучно вернулся. Первые успехи показали, что хотя бы легкие силы флота выходят из младенчества и способны действовать активно, а шведы не могут чувствовать себя абсолютно спокойно даже у своих берегов. Взятые пленные помогли русским морякам получить важные сведения о проходах к шведскому побережью.
Походами 1715 г. Питер (или, как его именовали в России, Петр Петрович) Бредаль доказал, что способен командовать как кораблем, так и отрядом. Осенью ему поручили важное и ответственное задание. Балтийский флот требовал пополнения за счет купленных за границей судов. В октябре Бредаль, командуя 3 кораблями, ходил в Англию для привода 2 новых кораблей, зимовал на Темзе. В мае 1716 г. он с эскадрой из 5 кораблей оставил Англию, соединился во Флекере с 3 кораблями из Архангельска и пришел в Копенгаген, выдержав жестокий шторм у острова Рема.
В последующие годы командиром различных кораблей Бредаль плавал в Балтийском море, выполнял разнообразные поручения; 14 мая 1720 г. его произвели в капитаны 1-го ранга. В декабре 1723 г. он исправлял обязанности главного командира в Кронштадте, в следующем, за недостатком флагманов, был определен в члены Адмиралтейств-коллегий. 9 декабря его назначили директором адмиралтейской конторы.
В 1725 г. Бредаль командовал кораблем «Св. Александр», на котором держал флаг генерал-адмирал, плавал в Финском заливе и оказался под судом за нанесение побоев подчиненному офицеру. 21 ноября 1726 г. за оскорбление капитана Лоренса Бредаля разжаловали в матросы на 3 месяца, но в январе 1727 г. прежний чин возвратили; в июле он вступил в заведование корабельной командой и полковым двором в Санкт-Петербурге, 12 октября стал шаутбенахтом красного флага (флагманом арьергарда флота).
В январе 1730 г. Бредаль был назначен главным командиром в Ревеле, его послали в Курляндию для приветствия императрицы Анны Иоанновны от лица коллегии. Через два года назначили членом Воинской Морской комиссии «для рассмотрения и приведения флота в надлежащий порядок». В апреле 1733 г. Бредель был назначен главным командиром возобновленного Архангельского порта.
Все это была обычная, рутинная служба. Но в 1735 г. началась русско-турецкая война, которая позволила Бредалю отличиться уже как флагману, командовавшему Азовской флотилией. После смерти Змаевича М.Х. 3 сентября 1735 г. моряка перевели главным командиром в Тавров, с подчинением генерал-фельдмаршалу графу фон-Миниху. Тавров стал центром возрождения Азовской флотилии.
Подготовка судов для переброски и снабжения войск началась до его приезда. Из построенных ранее кораблей в 1736 г. Бредаль сформировал флотилию, которой предстояло поддерживать наступление армии генерал-фельдмаршала Ласси П.П.
45-тысячная армия Ласси весной 1736 г. блокировала Азов; 8 мая начались осадные работы, в которых участвовали суда флотилии, состоявшей из 9 больших, 6 малых прамов, 35 галер и 29 меньших судов с 2200 человек. Суда обстреливали крепость со стороны Дона, не допускали турок в устье реки. 18 августа Азов пал. Бредаль П.П. принимал деятельное участие в покорении города, потом производил промеры фарватера из Дона в Азовское море, составил карту промерных работ, укрепил Воронежскую верфь и заложил новую в Брянске. В октябре, по случаю назначения нового главного командира, он остался начальствовать только над Донской флотилией.
Зимой 1737 г. контр-адмирала вызвали в Санкт-Петербург, 23 февраля произвели в вице-адмиралы и вновь командировали в Донскую экспедицию начальником флотилии с подчинением генерал-фельдмаршалу графу фон-Ласси.
40-тысячная армия Ласси от реки Миус выступила в мае, направляясь к Крыму. Донская флотилия из 449 лодок с 10 600 человек от Таганрога шла вдоль берега Азовского моря, переправляла войска армии через реки и заняла позиции в проливе, соединявшем море с Сивашем. Под ее прикрытием по наведенному на лодках мосту армия перешла на Арабатскую стрелку и двинулась в Крым. Флотилия обеспечивала ее охранение и снабжение.
Турецкий флот попытался помешать продвижению русских сил. Когда из-за плохой погоды 27 июня флотилия встала вблизи расположения войск Ласси, турецкие корабли обстреляли лагерь. На следующий день 2 корабля, фрегат, 15 галер и до 70 мелких гребных судов направились к русской флотилии, которая потеряла в шторм около 170 лодок. Уцелевшие моряки установили орудия с затонувших судов на берегу. 30 июня турки атаковали, но импровизированные батареи отогнали их.
Ласси в июле переправил армию в Крым, нанес поражение татарским войскам, однако недостаток продовольствия и фуража заставил его в конце месяца оставить полуостров. Очевидно, что слабость флотилии явилась основной причиной неудачи.
27-28 июля Бредаль с 5 ботами и 284 лодками выступил из Геничи к Азову. 29 июля на флотилию напали 2 линейных корабля, 13 галер, 47 гребных судов противника у Федотовой косы. На сей раз Бредаль уже осознанно применил оригинальную тактику, которая позволила скомпенсировать превосходство противника и спасти суда: неприятеля отбили батареи, устроенные на берегу из снятых с лодок пушек.
После возвращения Бредаль составил карту Таганрогской гавани с промерами. За зиму флотилия была пополнена и состояла к весне из 118 гребных судов. В мае 1738 г., одновременно с наступлением Днепровской армии к Днестру, пришла в движение и 65-тысячная Донская армия, которая 26 июня форсировала Сиваш, а через три дня взяла Перекоп.
Донская флотилия еще 18 апреля вышла из Азова к Геничи для поддержки сухопутных войск. Турки вновь появились на Азовском море. 5-9 июня отряд турецких кораблей заблокировал 146 военных и казачьих лодок у восточного берега Федотовой косы; только прорыв канал через косу под прикрытием казаков и береговых батарей, удалось провести флотилию к Геничи.
Но 15 июня 7 линейных кораблей и фрегатов, 15 галер и свыше сотни мелких судов приблизились к флотилии, и Бредаль приказал вытянуть лодки на берег. 17 и 18 июня установленные на высотах пушки отбивали турок, заставив их ограничиться блокадой. Почти месяц вице-адмирал не мог вырваться. 15 июля, уничтожив суда, моряки флотилии вернулись по суше в Азов. Без снабжения с моря Ласси был вынужден в августе опять оставить Крым.
На 1739 год вновь намечали наступление Днепровской армии на Хотин и Донской армии в Крым и на Кубань. Последняя начала движение в мае, но переправиться в Крым не смогла. Турки, учитывая прошлый опыт, сосредоточили у Геничи 5 фрегатов, 32 галеры, 29 кончебасов. Русские моряки не могли преодолеть такой заслон, тем более что в Азове была эпидемия чумы, от которой пострадал личный состав. Без снабжения по Морю наступление Ласси в Крым снова пришлось прекратить и в августе отвести армию.
В 1739 г., по прекращении военных действий в Крыму, Бредаля вызвали в Санкт-Петербург, в июле 1740 г. назначили присутствовать в Адмиралтейств-коллегии. В 1741 г. по случаю предстоящей войны со Швецией моряка отправили главным командиром Архангельского порта. 14 августа его наградили орденом Св. Александра Невского.
Летом 1741 г. шведы, добивавшиеся возвращения потерянных по Ништадтскому миру земель, начали войну с Россией. Шведский флот в мае сосредоточился у острова Аспэ, а гребной — у Фридрихсгама, но в течение кампании бездействовал, тогда как Ласси нанес шведам поражение у Вильманстрандта и вернулся в Выборг. Русский флот в кампании стоял, ожидая в подкрепление — новопостроенные корабли из Архангельска.
Именно эти корабли предстояло доставить Бредалю. В 1742 г. вице-адмирал вышел из Архангельска в Кронштадт с эскадрой из 10 судов, но по причине повреждения большей их части возвратился к Кильдюину. В 1743 г. по вызову он прибыл в Санкт-Петербург и в 1744 г. находился под следствием. Адмиралтейств-коллегия признала причины возвращения неуважительными и представила свое мнение в Сенат. Архангельская эскадра прибыла на Балтику уже после подписания Абоского мира 7 августа 1743 г.
Любопытно, что судебный процесс длился свыше 12 лет, в чем морской историк Берх находит злую волю генерал-адмирала Головина Н.Ф. – сына первого русского адмирала Головина Ф.А., избавлявшегося от соперника. Скончался Бредаль П.П. в 1756 г. Он так и не узнал о своем оправдании…
Оставить комментарий