Не так уж много в истории столь выдающихся личностей, какой был Грейг Самуил Карлович — флотово­дец и новатор в деле кораблестроения. Немало он сделал для развития Российского флота. Но наиболее выдающимися его деяниями как флотоводца, удостоенного высших наград, явились победы при Чесме и Гогланде.

Самуил Грейг (или Самуэль Грейк, как он сам подписывался) был сыном шотландского моряка. Родился он 30 ноября 1735 г. Уроженец города Инкваркидзинг в Файфшире, с 1750 г. мальчик служил во фло­те волонтером, участвовал в боевых действиях на разных морях. Не видя перспектив роста в английском флоте, где шотландцев не жаловали, Грейг решил поступить на иностранную службу.

В то время Екатерина II, вступив на престол, готовилась осуществ­лять грандиозные политические планы. Ей был необходим боеспособный флот. Так как в строю почти не оставалось опытных моряков, их пригла­шали из-за границы. В числе принявших приглашение оказался и лейте­нант Грейг. 18 июля 1764 г. его приняли из английской службы капита­ном 1-го ранга (через два чина) при условии быть в сем году волонтером.

В 1764 г., командуя кораблем «Св. Дмитрии Ростовский» в эскадре ад­мирала Полянского А.И., моряк плавал в Балтийском море. В 1765 г. он командиром фрегата «Св. Сергий» в эскадре адмирала Мордвинова С.И.

Адмирал Грейг С.К.

В 1766-1768 гг. Грейг командовал новопостроенным кораблем «Трех Иерархов» и с разрешения Екатерины II вооружил его по-своему, сделав образцом для последующих кораблей и фрегатов. На основе его предложе­ний были разработаны новые штаты (правила) парусного вооружения русских кораблей, введенные с 1777 г. В 1768 г. на корабле «Трех Иерархов» Грейг вновь плавал в Балтийском море. На нем же моряк во время очередной русско-турецкой войны от­правился в прославившую его Архипелагскую экспедицию.

25 сентября 1768 г. Турция арестом русского посла в Константино­поле Обрескова А.М. фактически объявила войну России. В ходе русско-турец­кой войны 1768-1774 гг. русские эскадры были направлены на Средизем­ное море для отвлечения вни­мания османов от главного театра военных действий в Причерноморье. Главнокомандующим Архипелагской экспедицией был назначен генерал-аншеф Орлов А.Г., брат фаворита императрицы Екатерины II Григория Орлова. Первой архипелагской эскадрой командовал адмирал Спиридов Г.А.

Григорий Андреевич Спиридов (1713-1790). Адмирал. Во время экспедиции русского флота в Архипелаг командовал 1-й эскадрой. Герой Чесменского сражения 24-26 июня 1770 г., во время которого руководил авангардом русского флота. За Чесменскую победу был награжден орденом св. Андрея Первозванного.
Неизвестный художник. 1770-е гг.

Грейга 18 июля 1769 г. произвели в капитаны бригадирского ран­га; командуя кораблем «Трех Иерархов», он в эскадре Спиридова отпра­вился на Средиземное море. Попав в шторм некоторые корабли русской эскадры получили повреждения и были оставлены для ремонта в английских доках. В де­кабре 1769 г. эти корабли Грейг С.К.  из Англии привёл к эскадре Спиридова.

В начале января 1770 г. Спиридов отправил в Ливорно отряд из корабля «Трех Иерархов», фрегата «Надежда благополучия» и пакетбота «Почталион» под командованием Самуила Грейга. В Ливорно их ждал Орлов. Коман­дующему понравился опытный молодой офицер, и он сделал его своим советником.

Пока Грейг был в Ливорно, начались боевые действия. В середине апреля граф Орлов прибыл к эскадре Спиридова с отрядом Грейга, которого 1 марта произвели в контр-адмиралы. Грейг на корабле «Трех Иерар­хов», имея в своей команде фрегат «Св. Николай», участвовал в неудачной осаде крепости Модон. Весной 1770 г. вторая архипелагская эскадра под командованием контр-адмирала Д.  Эльфинстона прибыла на Средиземное море. Объединённые русские силы под командованием графа Орлова продолжали поиск флота непри­ятеля.

23 июня в 16.00 отряд Грейга, посланный в разведку, обнаружил неприятеля и около 17.00 по­дал сигнал флоту. Не успев подойти к проливу засветло, Орлов отложил сражение до утра. Утром 24 июня (5 июля) 1770 г. началось Хиосское сражение. Контр-адмирал Грейг С.К. состоял советником при главнокомандующем графе Орлове, который в этом сражении командовал центром русской эскадры.

«Трех Иерархов» под командованием Грейга встал на якорь вблизи неприятеля и открыл огонь по 100-пушечному кораблю капудан-паши. Под его руководством был быстро потушен пожар на флагманском корабле, возникший от горящих обломков, осыпавших его после взрыва «Св. Евстафия». Шлюпки с «Трех Иерархов» поднимали из воды моряков, уцелевших после гибели «Евстафия».

Вскоре турецкая эскадра укрылась в Чесменской бухте. В Чесменском бою Грейг командовал отрядом брандеров, которые должны были поджечь запертые в бухте корабли противника. Одному из 4-х судов-брандеров под командованием лейтенанта Ильина Д.С. удалось поджечь линейный турецкий корабль, тем самым, создав новый очаг пожара. Государыня Екатерина II высоко оценила победу. Грейга С.К. за участие в истреблении турецкого флота при Чесме пожаловали орденом святого Георгия 2-го класса.

После сражения Грейг участвовал в осаде острова Лемнос, который Орлов хотел сделать базой флота. В ночь на 5 августа была предпринята попытка атаковать крепость Литоди, но по ряду причин все попытки оказались неудачными. В конце концов, базу устроили на острове Парос.

В августе 1771 г. Грейг на борту «Трех Святителей» в сопровождении «Северно­го Орла» ходил для снятия планов крепостей к Дарданеллам, Тенедосу и Митилене. Узнав, что на верфи Митилены строятся 2 корабля и большая шебека, Орлов послал отряд судов Грейга для их истребления. 2 ноября суда прибыли к цели и высадили 2 отряда, которые загнали при поддер­жке корабельной артиллерии турок в крепость и овладели адмиралтей­ством. Грейг, осмотревший склады, приказал часть корабельных припа­сов перевезти на суда. В ночь на 4 ноября оставшиеся запасы, недостроен­ные корабли и постройки форштадта зажгли и эвакуировались под при­крытием огня фрегатов.

В 1773 г. Грейг командовал в Архипелаге эскадрой из 4 кораблей и 2 фрегатов, блокировал устье Дарданелл, затем с графом Орловым А.Г. прибыл из Архипелага в Ливорно, откуда берегом был послан в Санкт-Петербург; приняв в командование эскадру и имея флаг на корабле «Иси­дор», контр-адмирал пришел из Кронштадта в Ливорно. В 1774 г. его наградили орденом святой Анны 1-й степени. Воевать Грейгу более не пришлось. По заключении мира он отправился из Ливорно к Паросу, где принял на суда гвардейскую команду и возвратился в Ливорно.

В этот период моряку довелось оказать императрице услугу особого рода. По Европе разъезжала молодая особа, которая называла себя сест­рой Петра III и дочерью Елизаветы Петровны. Авантюристка в 1774 г. обратилась к Алексею Орлову с предложением помочь ей, как наследни­це престола, овладеть властью. Основной расчет был на флот, находив­шийся в распоряжении графа. Орлов доложил о подобных притязаниях императрице и получил приказ захватить претендентку. Используя свою агентуру, Орлов заставил поверить авантюристку, что он в нее влюблен. Когда же «княжна» прибыла на эскадру, ее арестовали 12 февраля 1775 г.

Неприятная функция ареста и доставки авантюристки в Россию легла на Грейга. 14 февраля эскадра его оставила Ливорно. До Англии пленница вела себя спокойно, но, поняв обман, предалась такому отчаянию, что привлекла внимание публики, и Грейгу пришлось поторопиться отпра­виться в Россию. Контр-адмирал жаловался Орлову, что он не имел в жизни более трудной комиссии. 22 мая эскадра прибыла в Кронштадт. Толь­ко получив высочайший указ, моряк сдал пленницу, отправленную в Петропавловскую крепость.

Вскоре Грейга С.К. произвели в вице-адмиралы, 10 августа назначили на должность главного командира Кронштадтского порта. В 1775-1776 гг. он командовал кронштадтской эскадрой у Красной Горки, в 1776 г. был награжден орденом святого Александра Невского. В 1780 г. Грейг ввел способ у строившихся кораблей подводную часть для защи­ты от гниения обшивать обожженными досками, пропитанными жидкой смолой с горячей серой. С 1781 г. стала внедряться медная обшивка.

В это же время моряк подготовил чертежи 66-пушечного корабля, 16 мая 1784 г. был спу­щен корабль «Изяслав», построенный по этому проекту корабельным мастером Портновым М.Д. Корабль прослужил до 1808 г., участвовал во многих походах и сражениях: при Гогланде, Эланде, Ревеле и Выборге. Очевидно, конструкция оказалась удачной, ибо при Гогланде корабль получил 180 пробоин, но не потерял боеспособность.

28 июня 1782 г. Грейга произвели в адмиралы, он получил орден Св. Владимира. В 1783 г. он был избран по­четным членом Санкт-Петербургской Академии наук. Грейг постоянно работал над усовершенствованием оборудования и артиллерийского во­оружения кораблей.

1787 год принес России новое столкновение с Турцией. Как и в пре­дыдущей войне, предполагалось устроить поход Балтийского флота на Сре­диземное море, возбудить там восстание подвластных туркам христианских народов и освободить их от мусульманского правления. Уже в конце 1787 г. началась подготовка средиземноморской эскадры Грейга С.К.

Так как пра­вительство России не рассчитывало вести войну одновременно на севере и юге, лучшие корабли и людей направляли в средиземноморскую эскадру. Фактически после ухода основных сил Балтийского флота столица остава­лась почти беззащитной перед флотом Швеции. Воспользовавшись удач­ным стечением обстоятельств, шведский король Густав III решил вернуть земли, потерянные Швецией в первой половине XVIII в.

Первые сведения о намерениях Густава III достигли Санкт-Петер­бурга еще осенью 1787 г., но, несмотря на предупреждения дипломатов, подготовка к походу флота на Средиземное море продолжалась. Им­ператрица торопила Грейга. 3 наиболее крупных корабля его эскадры были отправлены в Копенгаген как авангард, и лишь по случайности при встрече со шведским флотом все обошлось благополучно.

Еще 28 мая Екатерина II говорила: «Я шведа не атакую, он же выйдет смешон». Императрица рассчитывала на благоразумие своего молодого родственника. Однако ко­роль, хотя Россия не давала предлога для войны, пошел на прямую аг­рессию. Он перевез войска в Финляндию, осадил крепость Нейшлот; его флот захватил 2 российских фрегата, совершавших плавание с кадетами в Финском заливе. Ультиматум Густава III сделал войну неминуемой.

Когда война со Швецией стала неизбежной, адмиралу Грейгу С.К. высочайше было приказано искать неприятеля и атаковать его. Под его командой русский флот одержал победу над шведами в сражении у Гогланда 6 (17) июля 1788 г.

За победу в Гогландском морском бою Грейг С.К. был награжден орденом святого Андрея Первозванного, получил от Адмиралтейств-коллегий похвальный лист. Екатерина II собственноручно написала ему: «Заслуги ваши пребудут в нашей памяти, и отечественные летописи передадут потомству имена — ваше и ваших храбрых сподвижников, увен­чанных почтением и любовию». Сам адмирал считал, что не заслужил награды, и отказывался надеть орден святого Андрея Первозванного до полной победы.

После поражения шведский флот скрывался в базе. 26 июля после ре­монта кораблей эскадра Грейга С.К. подошла к Свеаборгу и обнаружила на якоре вне рейда 4 шведских корабля, которые торопились сняться с якоря; один из них в спешке так ударился о камень, что мачта переломилась и упала за борт. Трофей оказался новым 66-пушечным кораблем «Густав Адольф». Так как корабль было невозможно спасти, Грейг приказал его сжечь. И летом, и осенью не раз при известии крейсирующих отрядов о выходе шведов, Грейг спешно направлялся к Свеаборгу, но противник более не решался вступить в бой.

Самуил Карлович являлся генератором новых идей. Он предлагал, в частности, овладеть по льду Свеаборгом и Карлскроной; для этого требовалось дер­жать эскадры в море до ледостава, не выпуская блокированный в Свеабор­ге шведский флот. Однако флотоводец не успел осуществить задуманное: он заболел и 15 октября скончался на корабле от желчной горячки; о смер­ти его императрица сказала: «Великая потеря — государственная потеря».

Грейга похоронили в Вышгородской Лютеранской, самой древней церкви Ревеля (Таллина). По приказу Екатерины II скульптор Мартос И.П. изготовил мраморное надгробие с надписью (по-латыни): «Самуилу Грейгу, шотландцу, главнокомандующему Русского фло­та, родился 1735, умер 1788. Его славят немолчной песнью Архипелаг, Балтийское море и берега, охраняемые от вражеского огня. Его славят его доблести и непроходящая скорбь великодушной Екатерины II».

Императрица взяла под покровительство семью Грейга. В память адми­рала была выбита большая золотая медаль. Позднее именем его назвали построенный в 1868 г. броненосный фрегат и заложенный перед Первой мировой войной крейсер (перестроенный после революции в танкер «Аз-Нефть»), бухту в Беринговом море и мыс на о. Хонсю в Японском море.