В «Петербургской газете» от 26 августа 1912 г., посвященной столетней годовщине битвы под Бородином, была опубликована заметка с названием «Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона при помощи «летучей машины». Автор — известный в то время деятель авиации в России генерал-лейтенант Александр Матвеевич Кованько, командовавший с 1910 г. Офицерской воздухоплавательной школой в столице.
В публикации утверждалось, что некий немецкий изобретатель Леппих предложил Александру I построить управляемую «летательную машину», чтобы, сбрасывая с нее взрывчатые вещества, уничтожить наполеоновскую армию. Утверждалось также, что государь это предложение принял, и с весны 1812 г. под Москвой началось секретное строительство такого устройства.
Весьма неожиданно мог бы завершиться поход Наполеона в Россию, если бы воздушный корабль, строившийся в глубокой тайне под Москвой, был своевременно сооружен… А предыстория такова. Весной 1812 года к русскому посланнику в Штутгарте обратился тридцатисемилетний уроженец Германии механик Франц Леппих. Он предложил разработанный им проект управляемого воздушного шара — аэростата невиданных доселе размеров, чтобы использовать его в военных целях.
По замыслу Франца Леппиха, шаром с прикрепленной к нему гондолой можно было управлять с помощью машущих крыльев. Он хотел создать дирижабль и, взяв за основу эксперименты французского изобретателя Жана-Пьера Бланшара, теоретически разработал очередной вариант так называемого «махолета». Для этого Леппих придумал оригинальную систему пружинных механизмов.
Надо отметить, что вначале своё изобретение Леппих предложил Наполеону, пообещав ему, что аппарат сможет поднимать большое количество разрывных снарядов, посредством которых можно будет легко сметать целые части противника. Однако Наполеон не соблазнился столь, казалось бы, заманчивой перспективой.
Как известно, в 1783 г. братья Монгольфье поднялись на шаре, наполненном нагретым воздухом. В этом же году взлетел и шар профессора Шарля, заполненный водородом. Началась эра полетов, которые, однако, большей частью имели не научный, а развлекательный характер. В условиях непрерывного ведения войн французы стали подумывать об использовании достижений воздухоплавания в военных целях. В Париже были даже сформированы два отряда боевых аэронавтов. Однако в связи с неудачей военного применения шаров у немецкого города Майнц Наполеон решил отказаться от специальных разработок и потерял к ним интерес.
Франц Леппих родился в 1775 г. во Франконии, известен также как изобретатель музыкального инструмента, названного «панмелодином», с которым он гастролировал по Европе, за деньги демонстрируя его возможности всем желающим. В детстве Леппиха из-за неуспеваемости выгнали из школы. Но оказалось, что у него был природный талант изобретателя…
Замысел с аэростатом показался русскому дипломату настолько интересным, что он поспешил сообщить о нем императору Александру I: «По сделанным расчислениям наиудобнейшие воздушные корабли могут вмещать в себя 40 человек и поднимать 12 тысяч фунтов. Леппих обещал мне построить пятьдесят таких кораблей в течение трех месяцев. В числе артиллерийских предметов, коими он хочет снабдить их, ожидает он особливо большого действия от ящиков, наполненных порохом, которые, брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны».
Александру I это предложение показалось крайне заманчивым, так как война с наполеоновской Францией вот-вот должна была вспыхнуть. По его распоряжению Леппих был приглашен в Россию. Под Москвой, в селе Воронцово, он приступил к сооружению аэростата. Граф Ростопчин, назначенный в скором времени генерал-губернатором в древнюю столицу, узнал об изобретателе из секретного послания Александра I.
«…Теперь я обращаюсь к предмету, который вверяю Вашей скромности, потому что в отношении к нему необходимо соблюдение безусловной тайны, — писал император. — Несколько времени тому назад ко мне был прислан очень искусный механик, сделавший открытие, которое может иметь весьма важные последствия. Дело стоит труда. Поэтому я поручил его губернатору Обрезкову и не желал бы, чтобы еще третий кто-либо узнал об этом. Я желал бы, чтобы Леппих не являлся в Вашем доме и чтобы Вы виделись с ним где-нибудь так, чтобы это не было заметно».
Беседуя с графом Ростопчиным наедине, губернатор Обрезков познакомил его с подробностями нового изобретения, Оно крайне заинтересовало графа, который тут же написал императору: «Я еще не видел Леппиха, но завтра под предлогом, что еду к кому-нибудь обедать в ту сторону, где он находится, я поеду к нему и пробуду долго. Для меня будет праздником знакомство с человеком, которого изобретение сделает бесполезным военное ремесло, избавит род человеческий от его (Наполеона) адского разрушителя и Вас сделает решителем судеб и благодетелем человечества».
Что же представлял собой сооружаемый аэростат? Его оболочка имела рыбообразную форму. По обеим сторонам к жесткому каркасу крепились два маховых крыла, которые должны были приводить шар в движение. О величине аэростата убедительно говорят его размеры: диаметр — 16 метров, длина — 57, объем — 8 тысяч кубических метров. На изготовление оболочки потребовалось пять тысяч аршин тафты особой прочности.
Побывав в селе Воронцово, где сооружался аэростат, и познакомившись с изобретателем, Ростопчин писал: «Я виделся с Леппихом — это человек очень способный и хороший механик. Он разрушил все мои сомнения насчет машины адской, которая впоследствии могла бы причинить еще более зла человечеству, нежели сам Наполеон, если бы построение шара не было бы так затруднительно…»
Сооружение аэростата шло полным ходом. Леппих не знал покоя сам и не давал его другим. В мастерской работало более 100 человек. Они трудились по 17 часов в сутки. Для того, чтобы избежать разглашения тайны, работы проводились то под видом сооружения земледельческих машин, то постройки подводной лодки. Франц Леппих жил под именем Генриха Шмидта.
«Для недопущения любопытных и для охранения от злонамеренных покушений» караульную службу нес военный отряд в 160 человек. Подобные меры были отнюдь не лишними: 12 июня войска Наполеона вступили на территорию России — началась Отечественная война 1812 года.
30 июня Ростопчин сообщил Александру I: «Начну с важного предмета, вверенного моему попечению, с машины Леппиха. По его приглашению послезавтра я отправляюсь к нему, чтобы видеть опыты в небольшом еще размере. Я совершенно уверен в успехе… Я подружился с Леппихом, который также меня полюбил, а машину его люблю, как свое собственное дитя. Леппих предлагает мне совершить вместе с ним путешествие на ней, но я не могу решиться на это без позволения Вашего величества».
В конце июля началась сборка аэростата. Леппих обещал в середине августа доставить его «своим ходом» в действующую армию. Наконец наступил долгожданный день испытания. Накануне, опасаясь волнений темного люда, повсеместно было расклеено обращение генерал-губернатора к москвичам: «Здесь мне поручено от государя было сделать большой шар, на котором 50 человек полетят куда захотят и по ветру, и против ветра, а что от него будет, узнаете и порадуетесь. Если погода будет хороша, то завтра или послезавтра ко мне будет маленький шар для пробы. Я вам заявляю, чтоб вы, увидя его, не подумали, что это от злодея (Наполеона), а он сделан к его погибели».
Ожидалось, что все работы по строительству «летательной машины» завершатся к 15 августа. К этому сроку была подготовлена в полном составе команда для управления машиной и производства бомбометания. В Воронцово завезли в качестве авиационных бомб ящики с взрывчатым веществом, предназначенные для сбрасывания на французский военный штаб. Намеченный срок приближался, но окончанию строительства машины не было видно и конца… Тогда Леппих, чтобы хоть как-то выйти из создавшегося затруднительного положения, придумал запустить маленький экспериментальный шар, который, по словам изобретателя, должен был подтвердить правильность проекта «летательной машины» и осуществимость ее боевого полета.
Однако испытание аэростата оказалось неудачным. Рессоры, которые должны приводить в движение крылья, не выдерживали нагрузки и ломались. Леппих объяснял это плохим качеством железа. По распоряжению Ростопчина ему доставили лучшее английское железо. Но и оно не выдержало нагрузки. Наконец Леппих потребовал железо, из которого изготавливаются математические инструменты. Были скуплены все инструменты, какие только удалось найти. Результат оставался таким же.
Кроме того, оказалось, что для изготовления машины ему нужно свыше 5000 аршин (3560 метров) плотной тафты. Эту ткань вынуждены были изготавливать в течение двух недель буквально все работники фабрики купца Куприякова. Такой необыкновенно большой и срочный заказ пришлось прикрывать легендой об изготовлении пластырей для военного ведомства. Требовавшиеся изобретателю материалы были не только дефицитными, но и весьма дорогими. Тафта, например, стоила 20 000 рублей. Купорос для получения газа обошелся в 50 000 рублей. На такую же сумму была поставлена инструментальная сталь.
Уже отгремело Бородинское сражение. Неприятельская армия приближалась к Москве, но аэростат так и не был готов. 29 августа Ростопчин сообщал Александру I: «С прискорбием извещаю Ваше величество о неудаче Леппиха. Он построил шар, на котором должны были находиться пять человек, и назначил мне час, когда он должен был подняться. Но вот прошло пять дней, и ничего не готово. Вместо десяти часов, как он говорил, едва он успел наполнить его газом в три дня. Шар не поднимал и двух человек. Большая машина не готова, и, кажется, надо отказаться от надежды на успех».
При подходе наполеоновской армии к Москве аэростат и все оборудование были вывезены на подводах в Нижний Новгород. Французы нашли в селе Воронцово лишь остатки строительных материалов. Осмотрев их, военная комиссия пришла к заключению: здесь сооружались воздушный шар или адская машина. Началось расследование, которое в конце концов сумело установить истину.
«Недалеко от Москвы по приказанию Александра I строился чудовищных размеров воздушный шар, — писал в своем дневнике адъютант Наполеона граф Ф. П. де Сегюр. — Главное назначение этого крылатого аэростата заключалось в том, чтобы парить над французской армией, отыскать ее начальника и уничтожить, обрушив на него целый дождь огня и металла. Наполеон приказал арестовать 28 человек, участвовавших в сооружении аэростата, 10 из них — расстрелять, а также сжечь остатки гондолы и село, где шар строился».
Только в ноябре, уже в Ораниенбауме, что под Петербургом, Леппих закончил, наконец, сооружение шара. Изобретение, на которое было затрачено более 180 тысяч рублей (по другим источникам около 320 тыс.), оказалось бесполезным: аэростат поднимался на 10-12 метров от земли, но двигаться против ветра не мог. Как установили специалисты в середине XX столетия, для полета аэростата понадобился бы двигатель мощностью более 100 лошадиных сил.
Чтобы оценить затраты России на этот проект, стоит обратить внимание на уровень цен того времени. Это были очень большие деньги. К примеру, Дурова Н.А., прибыв в феврале 1808 г. под именем корнета Александрова на военную службу, купила себе лошадь за 100 рублей серебром (400 рублей ассигнациями), и она ей не очень нравилась…
Из одноименной статьи А. Корнеева, из книги «Вся Россия. Сборник», выпуск 1, М., «Московский писатель», 1993 г., с. 504-506.
Оставить комментарий