Семёнов Григорий Михайлович родился 13 (25) сентября 1890 г. в Забайкалье в семье казачьего офицера. Мать будущего генерал-лейтенанта Белой армии имела бурятские и монгольские корни. Гриша рос очень способным и любознательным мальчиком. Еще не умея читать и писать по-русски, он изучил разговорный монгольский язык и свободно общался со степняками. В 1904 г. Григорий окончил станичное двухклассное училище.

Курс классической гимназии прошёл с репетитором дома, в 1908 г. поступил в Оренбургское казачье военное училище, которое окончил в 1911 г. и был выпущен офицером в Первый Нерчинский полк. Как и другие юноши, молодой казак Семенов писал стихи в заветную тетрадь. Позднее он даже издал два стихотворных сборника, которые не сохранились. В чине хорунжего Верхнеудинского полка начал службу на границе с Монголией. Владея кроме русского местными языками: бурятским, монгольским и калмыцким, выполнил ряд заданий на территории Монголии. В составе казачьей сотни охранял российское консульство в Урге.

В декабре 1911 г., во время отделения Монголии от Китая, Семёнов с взводом казаков взял под охрану китайского резидента, которому угрожала расправа монгольской толпы, и доставил его в российское консульство. Разоружил китайский гарнизон Урги, чтобы не вызвать кровопролития между китайцами и монголами.

Подъесаул Семёнов Г.М. участвовал с конца сентября 1914 г. в Первой мировой войне, служил в  Нерчинском полку, командиром которого в 1915 г. был назначен полковник Врангель П.Н. Нерчинский полк входил в состав Уссурийской конной дивизии генерала Крымова А.М. Вот как Семенова характеризовал Врангель: «Бойкий и толковый офицер с характерной казацкой сметкой, отличный строевик, храбрый, особенно на глазах начальства. Умеет быть весьма популярным среди казаков и офицеров. Отрицательные свойства — значительная склонность к интриге и неразборчивость в средствах достижения цели».

Григорий Семёнов принимал участие в Варшавской оборонительной операции, за отличие был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени — отбил захваченное немцами знамя своего полка и обоз Уссурийской бригады. Храбро сражался в Восточной Пруссии, участвовал в Праснышской операции, получил Георгиевское оружие.

В составе Уссурийской конной дивизии Семёнов воевал в Карпатах, Румынии, Бессарабии, на Кавказе и в Персии, везде прославился личной смелостью, ловкостью, дерзкими атаками и рейдами по тылам врага, часто спасавшими положение и обеспечившими успех русских войск. За три года боевых действий в Первой мировой войне Григорий Михайлович заслужил четырнадцать боевых наград!

Поддержал выступление Корнилова Л.Г. Осенью 1917 г. как комиссар Временного правительства есаул Семёнов начал формировать в Забайкалье «инородческий полк» — отдельный Монголо-бурятский конный полк, мобилизуя  в действующую армию и для борьбы с Советами также и русских. После Октябрьского большевистского переворота, имея мандат и от Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, продолжал формировать отряд.

Атаман Григорий Михайлович Семёнов

Дальновидный Григорий Семёнов ещё до поездки в Читу запасся подлинным мандатом от Петросовета, что спасло ему жизнь. В Иркутске будущего атамана задержали красные, но казачий офицер был хитер, ловок и красноречив. Он сумел убедить комиссара Сергея Лазо в своей революционной преданности и намерениях создать в Забайкалье части Красной гвардии. Вместе с Григорьевым прибыл барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг.

Семёнов почти сразу поднял мятеж против Советов в Забайкалье, установил контроль над станциями Даурия и Маньчжурия, развязав по существу уже в декабре 1917 г. там гражданскую войну, по причине этого появился советский Даурский фронт. Большевики мятеж быстро подавили, Семёнов бежал в Маньчжурию. Однако с помощью генерала Хорвата, который был управляющим КВЖД от имени России в Маньчжурии, Семёнов сформировал новый, хорошо вооружённый отряд, с которым в конце января 1918 г. вторгся в Забайкалье и захватил Даурию — его восточную часть.

В марте отрядами красногвардейцев под командованием бывшего пра­порщика царской армии С. Лазо Семёнова удалось выбить в Маньчжурию, но в начале апреля он снова перешёл границу и добрался до станции Оловянной. Перед наступлением был сформирован Особый Маньчжурский отряд (ОМО), а есаул Семёнов принял на себя звание атамана. Отряд Семенова состоял из забайкальских казаков, монголов, хунхузов-китайцев, сербов и японцев. Все они отличались особо зверским отношением к местному населению. Грабежи, насилия, расстрелы, виселицы — такими вехами обставлял свой путь кровавый ата­ман.

К маю 1918 г. Семёнов пополнил свои отряды до 7 тыс. штыков и сабель восставшими против большевиков казаками станиц по рекам Аргунь и Онон. Его войска подошли к Чите. Подтянув значительные силы, большевики отбили наступление атамана и сами начали контрнаступление. Красноармейцы нанесли казакам серьёзное поражение и вновь заставили их отступить.

Но в конце августа 1918 г. Особый Маньчжурский отряд атамана Семёнова Г.М. при поддержке японских оккупационных войск и Чехословацкого корпуса захватил Верхнеудинск, а затем и Читу. Вскоре все Забайкалье оказалось во власти Семенова. Авторитет Семенова в сибирском казачестве был неоспорим. Осенью 1918 г. он был избран войсковым и походным Атаманом Забайкальского казачьего войска.

В ноябре 1918 г. верховную власть в России принял адмирал Колчак А.В. Семенов, заявил, что не признает власти Колчака, прислал ему дерзкую телеграмму с требованием передачи власти одному из указанных им лиц: генералу Хорвату, атаману Дутову или генералу Деникину. В ответ на это Семенов был отрешен от должности, но он не сдал ее. Когда Колчак послал войска из Иркутска против атамана, японцы заявили, что не допустят военных действий против Семенова…

Атаман Семёнов Г.М., 1918 г.

В январе 1919 г. атаман Семёнов объявил о создании независимой Монголо-Бурятской республики. В это же время, после признания Семеновым Колчака, Верховный правитель России, назначил атамана командующим Читинским военным округом и присвоил ему звание генерал-майора. В октябре 1919 г. Григорий Михайлович был назначен военным губернатором Забайкальской области и помощником Главнокомандующего вооруженными силами Дальнего Востока и Иркутского военного округа. В декабре Семёнов был назначен командующим войсками Иркутского, Забайкальского и Приамурского военных округов, с производством в генерал-лейтенанты.

На подконтрольных территориях генерал Семенов установил военную диктатуру. Прежним собственниками возвращались конфискованные большевиками земли и предприятия. Задачей Белого движения он считал спасение русской государственности путем восстановления в России власти династии Романовых.

После задержания Колчака чехословаками в декабре 1919 г. Семёнов послал для его освобождения 2 полка пехоты и 3 бронепоезда, но они были разоружены эсеровским Политцентром. Семенов открыто обвинил представителя Антанты генерала Жанена в поддержке большевиков и вызвал его на дуэль, однако Жанен не ответил. Колчак подписал приказ о сложении с себя звания Верховного правителя России и передал его Деникину. Семенову же была передана вся полнота военной и гражданской власти в Сибири.

Атаман Семёнов Г.М. принял командование и над 22-тысячной колчаковской армией, отошедшей в феврале 1920 г. после Ледяного похода в Забайкалье. Семёновские и колчаковские части были переформированы в трехкорпусную Дальневосточную Белую армию, которая в ноябре того же года под командованием атамана Семёнова потерпела окончательное поражение и отступила в нейтральную зону на границе Китая и Приморья. Забайкалье перешло под контроль большевиков. Но остатки этой армии продолжали противоборство с большевиками до конца 1922 г.

В сентябре 1921 г. Семёнов эмигрировал в Китай, затем переехал в Канаду и США, а с 1925 г. обосновался в Японии. Он не проявлял готовности влиться в общеэмигрантскую деятельность, а развивал свои прежние планы создания на территории советского Забайкалья и Приморья самостоятельного Русского государства под протекторатом Японии.

Эти надежды оживились после оккупации в 1932 г. японцами Маньчжурии. Семёнов  выразил поддержку японского правительства, которое вскоре вступило в «Антикоминтерновский пакт». Японцы предоставили атаману дом в китайском городе Дайрене, где он прожил до августа 1945 г., и назначили ежемесячную пенсию. При участии атамана Семенова было создано «Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи (БРЭМ)», занимавшееся подготовкой вооруженных сил из русских эмигрантов на случай возможной войны против СССР.

В 1938 г. в Харбине вышли мемуары атамана Семенова «О себе. Воспоминания, мысли и выводы». 24 августа 1945 г. советские спецслужбы арестовали Семёнова Г.М. и ряд членов Российского Фашистского Союза, которые в тот же день были доставлены на территорию СССР. Следствие по делу Семёнова и ряда других видных деятелей эмиграции продолжалось целый год. Подсудимым было предъявлено обвинение в антисоветской агитации и пропаганде, шпионаже, диверсиях и терроризме против СССР.

Семёнов Г.М. как «враг советского народа и активный пособник японских агрессоров» был приговорён к смертной казни через повешение, приговор привели в исполнение 30 августа 1946 г. Дети атамана были также репрессированы, четверо из них получили по 25 лет лагерей…