Осенью 1919 г. Юденич должен был снова двинуться к колыбели революции — Петрогра­ду. Это наступление — вынужденное. Выдавленное и навязанное «союзниками». К сентябрю у Юденича всего 18 500 штыков и сабель, 57 орудий, 6 танков, 4 бронепоезда. У красных — 26 650 бойцов, 148 пушек и масса резервов, которые можно перебросить из Москвы. Наступать в такой ситуации на мил­лионный город для белых безумие, и Юденич не хочет этого делать. Он уже знает цену «союзным» обещаниям и эстонской поддержке. Но англичане оказывают на него такое давление, что ничего другого генералу не остается.

Давление на Юденича усиливается: англичане фактически гарантируют, что и эстонцы, и латыши тоже пой­дут вперед, а британский флот не останется простым наблю­дателем. И самое главное: эстонское правительство «вдруг» отвечает согласием на предложение Ленина сесть за стол пе­реговоров. Обеспеченного тыла у Юденича нет, все снабжение возможно только через территорию Эстонии.

Если эстонцы заключат с Лениным мир, это поставит белых на край гибели. Англичане дают понять Юденичу, что единственный способ эти переговоры сорвать — взять красный Петроград. Кроме кнута есть у «союзников» и их обычный «пряник» — постав­ки. Чтобы поднять дух приунывших белогвардейцев, накану­не наступления им поставляют новое обмундирование.

Карта разгрома армии Юденича Н.Н., осень 1919 г.

Второе наступление было наиболее мощным. Оно началось 28 сентября, когда на юге армия Деникина А.И. находилась на вер­шине своих успехов. Части Юденича двинулись на «красный Питер». 28 сентября 1919 г. Юденич идет ва-банк. Фланги не обес­печены, войск и артиллерии у наступающих белых меньше, чем у обороняющихся красных. Это даже не военная опера­ция, а какой-то набег! Ставка только на неожиданность и ско­рость удара. Накануне приходит и английский транспорт с вооружением. Но с каким!!!

Плакат, 1919 г., худ. Д. Моор

Выдающийся русский писатель Александр Куприн тоже был в Северо-Западной армии. В своей пронзительной повести «Ку­пол святого Исакия Далматского» он дает ужасающую картину британской «помощи»: «Англичане обещали оружие. Снаряды, обмундирование и продовольствие. Лучше бы они ничего не обе­щали! Ружья, присланные ими, выдерживали не более трех вы­стрелов, после четвертого патрон так крепко заклинивался в ду­ле, что вытащить его можно было только в мастерской». (Куприн А.И. «Купол Святого Исакия Далматского», М.: Вече, 2007 г., с. 81.)

Не лучше и присланные танки: белогвардейцы шутили, что это первые модели «времен Филиппа Македонского». Куприн А.И. с горечью констатирует: «Анг­личане присылали аэропланы, но к ним прикладывали непод­ходящие пропеллеры; пулеметы — и к ним несоответствующие ленты; орудия — и к ним неразрывающиеся шрапнели и гра­наты». (Там же с. 82). Мир праху русских героев — вечный позор тем, кто их пре­дал!

Армия Н. Юденича заняла Гатчину, а затем и Царское Село, вплотную подступив к пригородам Петрограда. Казалось, что с часу на час город окажется в руках белогвардейцев. Как и другие белые армии, войска Юденича не отказывали себе в богатой «военной добыче». Особенно много ценностей они вывезли из гатчинского императорского дворца. Позднее в эстонских газетах можно было прочесть такие, например, объявления: «Продаётся охотничья ка­рета Александра II. Отделана слоновой костью».

В ответ на наступление генерала Юденича большевики призвали все военные силы, имевшиеся в Петрограде. Город за­щищали не только красноармейцы, но и наскоро вооружённые «рабочие полки». Всё трудоспособное население мобилизовали, чтобы рыть окопы и строить баррикады. «Да, этого ещё никогда не было: казённые баррикады!» — едко восклицала по этому поводу противница большевиков поэтесса Зинаида Гиппиус. Петроград ощетинился укреплениями. Во многих домах были оборудованы пулеметные гнезда.

Баррикады на улице Петрограда, 1919 г.

В 51-м томе Полного собрания сочинений Ленина опубликовано его письмо Троцкому: «Покончить с Юденичем (именно покончить — добить) нам дьявольски важно. Если наступление начато, нельзя ли мобилизовать еще тысяч 20 питерских рабочих плюс тысяч 10 буржуев, поставить позади их пулеметы, расстрелять несколько сот и добиться настоящего массового напора на Юденича?»

Оборону города с немалой энергией организовывал Троц­кий Л.Д., перебрасывая резервы и используя любую возможность укрепить фронт. В результате всех этих мер защитникам го­рода удалось совершить, каза­лось, невозможное — остано­вить армию  Юденича Н.Н. и от­бросить её назад. Но западная пресса, вопреки фактам, уже кричала о взятии Петрограда и предрекала: «Через одну-две не­дели падет и красная Москва!»

«При втором наступлении нашем я также никак не мог до­биться связи с английским флотом, несмотря на все стара­ния… — пишет генерал Родзянко. — Флот этот никаких серьезных действий против Кронштадта не предпринимал, несмотря на определенные обещания». Левый фланг армии Юденича со стороны моря должны были прикрывать эстон­ские войска и английский флот.

Вновь закручивается интри­га вокруг фортов. Белые войска по требованию англичан долж­ны отодвинуться от бывших мятежных фортов подальше. Это не случайно. По данным разведки, в «Красной Горке» настрое­ние большевистских частей опять неустойчивое, вновь возмо­жен переход на сторону белых.

Как и во время первого насту­пления, это будет означать фактический выигрыш сражения. Поэтому белых к фортам пускать нельзя. Эстонцы берут пере­говоры на себя. И как вы догадываетесь, никаких переговоров они так и не начали. В результате чего большевики сохранили этот стратегически важный плацдарм на побережье Финского залива. И он сыграл в сражении решающую роль. Именно мат­росский десант, высаженный большевиками в этом месте, где эстонских войск почему-то не оказалось, и остановил наступ­ление белых.  Английского флота тоже в нужный момент поче­му-то в заливе не было. Огромные пушки кораблей Балтийско­го флота смогли спокойно громить белую пехоту.

21 октяб­ря белые были остановлены у Пулковских высот. Снова, как и в первом походе на Петроград, закончились снаряды, нет резервов. И предательство, предательство, предательст­во! Те шесть английских танков, что двигались вместе с белы­ми на город, почему-то в решающий момент в бой не пошли.

Теперь у белых складывается критическое положение. Больше­вики, отбив Деникина, перебрасывают массу войск с москов­ского направления. Напрягая все силы, малочисленная Белая ар­мия пытается удержаться в предместьях Петрограда. Красные давят, а у белых кончаются патроны и снаряды, так как поставки патронов и снарядов осуществляют «союзники»…

21 октября части Красной Армии перешли в наступление и за две недели нанесли белогвардейцам сокру­шительный удар. Бойцы стрелковых дивизий, морская пехота, башкирские кавалеристы, отряды курсантов сражались с исключительным мужеством. С моря белогвардейские позиции обстреливали корабли Балтийского флота. Сильные удары по врагу наносили бронепоезда — имени Ленина и имени Володарского.

Белые начали отступать, а вскоре их откат превратился в бегство. Его причина проста: катастрофу, вызванную уходом эстонских частей с фронта, еще можно было остановить и отбить флан­говый удар красных. Для этого нужны боеприпасы, много бое­припасов. Но именно в этот момент Эстония неожиданно за­крывает свою границу для снабжения и пополнения армии. Пограничный шлагбаум опустился.

В результате ожесточённых боёв армия Юденича была разгромлена и оттеснена к эстонской границе.  Её остатки отступили в Эсто­нию, где были разоружены и взяты под арест местными вла­стями. Ненадолго арестовали даже самого Юденича Н.Н. 22 ян­варя 1920 г., он отдал приказ о расформировании армии. Интересны военно-исторические реконструкции тех боёв, проводимые в Гатчине и других местах.

Интересно, что 25 октября 1919 г. французы сообщают, что накануне из их порта Брест вышел пароход для Юденича. На нем 58 пу­шек, 1000 пулеметов, 10 танков и многое другое. На следую­щий день, 26 октября, французы вновь говорят об этом па­роходе. Правда, он еще не вышел из порта, но непременно поплывет завтра. Это наглая ложь — пароход так и не приплы­вет на Балтику никогда. Как и французские боевые корабли, которые обещают в Париже Борису Савинкову французские «сторонники интервенции».

Статья написана по материалам книги Н. Старикова «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской войне?», изд. «Питер», 2012 г.