В декабре 1877 г., наконец, пала Плевна, русские войска вступили в Южную Болгарию и начали наступать на турец­кую столицу Константинополь (Стамбул). Трехдневное сражение к югу от Пловдива завершило во­енную кампанию. 8 января 1878 г. русские войска вступили в Адрианополь. Русская кавалерия вышла на берег Мрамор­ного моря.

Отряд под командованием Скобелева занял мес­течко Сан-Стефано, в 12-ти километрах от Константи­нополя. Войти в турецкую столицу не составляло труда, но, опасаясь международных осложнений, русское командова­ние не решилось на такой шаг. Потерпев полный разгром в войне, Турция в начале 1878 г. обратилась к России с просьбой о перемирии.

Прелиминарный (предварительный) мирный договор был подписан 19 февраля (3 марта) 1878 г. в Сан-Стефано. Согласно этому договору Турция признавала независимость Черно­гории, Сербии и Румынии (ранее они имели только автономию). Создавалось новое государство — княже­ство Болгария, а болгарский народ обретал национальную свободу.

В обращении учителя Ивана Чунчева из города Пазарджика к соотечественникам говорилось: «Нет в истории примера этому славному и прекрасному делу… Чтобы поднялись люди в суровой Сибири, далекой Казани, в холодном Архангельске, Астрахани, в славной Москве и великом Санкт-Петербурге и, преодолев такое большое расстояние, горы, реки и леса, пришли сюда проливать кровь, чтобы избавить нас от вековых страданий и несправедливости, освободить нас».

Подписание договора о перемирии в Адрианополе

Временная русская администрация, управлявшая Болга­рией, разработала проект конституции. Болгария провозгла­шалась конституционной монархией. Гарантировались права личности и собственности. Русский проект был положен в основу болгарской конституции, принятой Учредительным собранием в Тырново в апреле 1879 г.

Сан-Стефанский договор завершил русско-турецкую войну 1877-1878 г. Босния и Герцеговина получали автономию. К России возвращалась Южная Бессарабия, потерянная после Крым­ской войны по Парижскому договору, а на Кавказе ей передавались крепости: Ардаган, Батум, Карс, Баязет, имевшие важное стратегическое значение для оказания давления на Турцию в Закавказье. Турция уплачивала 310 млн. руб. контри­буции.

Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 г., худ. Ф.Л. Лагорио, 1891 г.

Турецкие войска выводились из Болгарии, а турецкие крепости срывались. В Бос­нии, Герцеговине и в других землях, оставшихся под властью Турции, турецкая администрация должна была провести рефор­мы; при этом турецкие крепости также уничтожались. Таким образом, Сан-Стефанский договор фактически вывел из-под власти Турции все балканские народы.

Этот договор усиливал русское влияние на Балканах, чего не хотели допустить Англия и Австро-Венгрия. Для пересмотра договора летом 1878 г. в Берлине под председа­тельством О. Бисмарка был созван Берлинский конгресс, в котором уча­ствовали Россия, Турция, Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия.

Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 г., худ. А Крившенко, 1886 г.

В июле на Берлинском конгрессе был подписан трактат, значи­тельно изменивший условия Сан-Стефанского мирного договора. Россия на Берлинском конгрессе оказалась в дипломатической изоляции. Ей не под силу было вести войну с ведущими европейскими госу­дарствами, поэтому Россия должна была отступить.

Наиболь­шую нетерпимость проявила Англия. Канцлер Германии Бисмарк также поддерживал на конгрессе противников России. Итогом дип­ломатической работы явился Берлинский трактат 1878 г., значитель­но ущемивший, по сравнению с сан-стефанскими условиями, инте­ресы России и южных славян. Запад­ные державы категорически возражали против создания еди­ного Болгарского государства.

Поэтому Болгария была расчленена: одна её часть — Южная оставалась в качестве автономии в пределах Турецкой империи, Северная Болгария — объявлялась вассальным турецким княжеством со своим пра­вительством и вооруженными силами. Русским дипломатам удалось добиться лишь того, что в состав автономного Болгарского княжества были включены София и Варна.

Подверглись сокращению территории оставшиеся независимыми Сербии, Черногории и Румынии. Россия сохраняла за собой устье Дуная, однако были сокращены ее приобретения в Закавка­зье. Россия должна была вернуть Турции крепость Баязет. Австро-венгерские войска входили на территорию Боснии и Герцеговины, оккупировав их. Англия получила от Турции остров Кипр. Началось расчленение Османской империи.

В докладе государю глава русской делегации канцлер Гор­чаков A.M. написал: «Берлинский конгресс есть самая черная страница в моей служебной карьере!» Александр II пометил: «И в моей тоже».

Берлинский конгресс, несомненно, не украсил диплома­тическую историю не только России, но и западных держав. Движимые мелкими сиюминутными расчетами и завистью к блистательной победе русского оружия, правительства этих стран продлили турецкое владычество над несколькими мил­лионами славян.

Уступки, сделанные Турции на конгрессе, были результатом ев­ропейской политики, направленной на сдерживание влияния России на Балканах. Берлинский трактат стал источником новых острых кон­фликтов на Балканах.

Таким образом, Берлинский конгресс явился победой англо-­австрийского блока, осуществленной не без содействия Герма­нии. Его решения обостряли австро-русские противоречия на Балканах, они показали шаткость «Союза трех императоров» и ускорили германо-австрийское сближение.

Несмотря на берлинские ограничения, значение русской победы над Турцией для славянских народов было чрезвы­чайно велико. В то же время согласие русской дипломатии на пересмотр Сан-Стефанского договора значительно подорва­ло престиж правительства внутри страны, способствовало уг­лублению кризиса в русском обществе. И все же плоды русской победы были уничтожены лишь отчасти. Заложив основы свободы братского болгарского на­рода, Россия вписала славную страницу в свою историю. Рус­ско-турецкая война 1877-1878 гг. вошла в общий контекст эпохи Освобождения и стала ее достойным завершением.