Алексей Наумович Сенявин (1716-1797) был сыном одного из соратников Петра Великого, прославленного победой при Эзеле. В честь заслуг Наума Акимовича Синявина Алексея приняли на службу сразу мичманом. С 1734 г. молодой моряк проходил практику на Балтийском море, в эскадре отца; трудный переход из Архангельска в Кронштадт окончательно его закалил перед военными испытаниями. Синявин Н.А., назначенный строить суда в Брянске для Днепровской флотилии против турок, взял с собой сыновей. Мичман Алексей Сенявин в 1737 г. получил боевое крещение при обороне Очакова, а в следующем — пережил смерть отца от чумы.
В русско-шведской войне 1741-1743 гг. лейтенант Сенявин, дядя другого русского адмирала — Сенявина Д,Н., командовал небольшим галиотом и дважды предлагал послать его на разведку, но его порыв не получил одобрения. Не имея возможности отличиться, моряк только за 10 лет заслужил чин капитан-лейтенанта, в 1754 г. стал капитаном 3-го ранга. К началу Семилетней войны 1756-1763 гг. он командовал линейным кораблем.
В крейсерствах и конвоях Сенявин заработал чины капитана 2-го и 1-го ранга, участвовал в первой попытке взять Кольберг. Чисто морская экспедиция не удалась, и в 1761 г. крепость осадил с суши корпус Румянцева П.А., а с моря — блокировала русско-шведская эскадра вице-адмирала Полянского А.П. На сей раз корабль Сенявина «Св. Павел» участвовал в бою с неприятельскими батареями и получил повреждения, а командир был ранен.
Ранение и приобретенная на Днепре малярия вывели моряка из строя. 30 апреля 1762 г. он ушел в отставку, и только через 4 года вернулся на службу генерал-казначеем Адмиралтейств-коллегии. Еще 2 года, и новоиспеченного контр-адмирала Сенявина назначили командиром практической эскадры.
Летом 1769 г. большинство участников этого плавания отправилось на Средиземное море. Сенявину досталась особая задача: Екатерина II в ноябре 1768 г. избрала его командующим Донской флотилией, которую предстояло создать заново для поддержки действий армии, направлявшейся к Азовскому морю.
Он выехал через Москву и Воронеж на Азовское море. К этому времени русские войска без боя заняли Азов и Таганрог. Последний, несмотря на малые глубины, был избран базой флотилии. 5-6 апреля были спущены все 5 прамов, и Сенявин определил освободившихся плотников для строения 29 лодок и дубель-шлюпки. На них контр-адмирал намеревался идти к Азову вместе с прамами, оставив сооружение 31 лодки и бота генерал-кригс-комиссару Селиванову…
Для базирования линейных кораблей Сенявин предлагал овладеть восточной частью Крыма, а затем и всем полуостровом. Пунктами судостроения могли служить Керчь, Кафа (Феодосия) и Еникале. Императрица высоко оценила старание моряка: в январе 1769 г. наградила орденом Св. Анны, 4 июня произвела в вице-адмиралы.
Крупные корабли стали ниже Керчи, а остальные, взяв лоцманов в Еникале, ходили в Азовское море с намерением отвоевать Азов, Таганрог и крепость Св. Димитрия Ростовского. Дойдя до Долгой косы, оба транспортных судна сели на мель. Одна галера погибла, разбитая непогодой, а вторую турки спасли, после чего эскадра удалилась в Еникале, а затем и в Константинополь.
Работы на флотилии шли полным ходом. Летом партия моряков во главе с капитаном 1-го ранга Пущиным составила карту промеров Дона и Таганрогского залива. Началась подготовка к оборудованию Таганрогского порта.
К осени в Павловске оборудовали кузницу, часть складов, 3 эллинга, а остальные достраивали. Уже 1 и 2 сентября на верфи заложили 4 «новоизобретенных корабля» 1 и 2 рода; Сенявин докладывал, что закладка остальных 2 и 6 в Икорецке подготавливается, но медленно: недостает транспорта для вывоза леса и рабочих на верфях, а из наличных людей большинство больны.
15 декабря по предложениям Сенявина императрица повелела после завершения ранее начатых работ приложить усилия к заготовке леса и деталей для 3-4 фрегатов и весной сплавить их к устью Дона, чтобы в удобном месте эти фрегаты построить. Она писала, что полагается на искусство вице-адмирала в морском деле…
Чтобы экономить средства, Сенявин предлагал заготовленную древесину отправлять не на судах-бударах (которые еще следовало выстроить), а в плотах. Однако лучшим вариантом вице-адмирал считал основание верфи в районе лесоразработок, чтобы на месте построить корпуса и перевести их на Азовское море, где и достроить.
3 июля 1770 г. Сенявин сообщал, что 10 «новоманерных» кораблей собрались у крепости Св. Димитрия Ростовского. Постепенно они переходили к Таганрогу. К осени командующий начал организовывать адмиралтейское и портовое правление. Однако из-за задержки с подвозом материалов и готовых изделий для достраиваемых судов Сенявин не рассчитывал до следующей весны иметь снаряженную флотилию.
В 1770 г., несмотря на болезнь Сенявина, на Икорецкой и Павловской верфях построили 8 «новоизобретенных» и 2 бомбардирских корабля, гребные суда, осенью в Новохоперске заложили 2 первых фрегата названные по номерам «Первый» и «Второй». С 1 октября началась постройка гавани Таганрога.
Боевые действия начались лишь в 1771 г. Получив рескрипт от 7 март, по которому флотилии следовало поддерживать армию, обеспечивать перевозки и после взятия Еникале собраться там, Сенявин послал приказ в Таганрог вывести немедленно за гавань все «новоизобретенные» суда и привести их в порядок.
Несмотря на нехватку моряков, которую вице-адмирал покрывал солдатами, в ночь на 18 мая флотилия выступила в поход. 19 июня Сенявин докладывал о своем походе вдоль берегов Азовского моря. 13 июня Утром 15 июня Сенявин с 8 кораблями отправился к Еникальскому проливу, ибо узнал, что десятитысячный турецкий отряд отправлен на судах в Крым. Шли вдоль берега Крыма, чтобы продемонстрировать противнику свой флаг.
17 июня вице-адмирал привел эскадру в Еникальский пролив, где ждал войска и бомбардирский корабль, оставленный у Арабатской стрелки для поддержки армии. Через 2 дня, двигаясь от Федотовой косы, с эскадры увидели под берегом у мыса, отделяющего бухту к Кефе (Феодосии), неприятельские суда. 20 июня, когда волнение на море утихло, 10 русских судов атаковали 14 более сильных неприятельских, но налетевший шквал помешал довести атаку до конца.
Когда погода улучшилась, противника не было заметно. Лишь 21 июня увидели турецкие корабли, уходящие к югу, в Еникальский пролив. Изгнав противника, Сенявин встал в проливе на якорях. Ожидая подхода войск, он высадил на берег десант, и под его прикрытием суда запаслись водой. Десантники вели на берегу успешный бой с янычарами, что явилось боевым крещением для личного состава флотилии.
2 июля корпус князя Щербатова занял без боя оставленную противником Керчь, 3 июля — Еникале. 4 июля флотилия появилась на Керченском рейде. Сенявин сразу заметил, что артиллерия в Еникале слаба устарела, а Керчь вообще не укреплена. Немедленно началось оборудование базы. В самом узком месте пролива поставили 2 корабля и соорудили батарею из 5 тяжелых орудий, чтобы они во взаимодействии с кораблями не допустили противника в Азовское море, которое стало русским.
Вице-адмирал в соответствии с высочайшим указом намеревался обосноваться в Еникале. Но русские полки заняли Крым. Сенявину пришлось большинство боевых кораблей использовать для снабжения войск и крепостей провизией на зиму. Вице-адмирал отправил людей для съемок пролива. Бомбардирский корабль он поставил у Тамани, а в Черное море выслал 2 корабля. Сенявин считал, что без участия флота армии вряд ли удалось взять так легко крепости.
После занятия Крыма в столице решили, что пора создавать большой флот. Императорский рескрипт 29 августа 1771 г. предписывал отыскать в Крыму лес для постройки 66-пушечных кораблей. Однако подходящей древесины в Крыму не оказалось.
За труды по созданию флотилии 26 декабря 1771 г. Екатерина II наградила Сенявина орденом Св. Александра Невского. Но его не требовалось подстегивать поощрениями. В 1772 г. строили новые фрегаты и другие суда, усиленно готовили экипажи. Этому способствовало затишье в русско-турецкой войне.
Тем временем в столице рождался новый план действий на Черном море. Сенявину А.Н. было предписано половину судов направить к устью Дуная, в распоряжение адмирала Ноульса, оставив другую при себе для охранения прохода в Азовское море и крымских берегов. Сенявин сам рвался в бой. С ранней весны флотилию начали готовить к кампании.
Тем временем 6 апреля на рейд Таганрога доставили фрегат «Первый», а 2 мая «Второй» и достраивали их. Вице-адмирал продумывал так же, как соединить Дон с Волгой при помощи небольших речушек. 27 апреля Адмиралтейств-коллегия рассматривала его предложения и карты, снятые на местности. 3 мая Сенявин рапортовал, что прибыли мастера и готовится место для закладки новых фрегатов…
Флотилия действовала до конца года, крейсируя и доставляя грузы для армии в Крыму. Зимой Сенявин отправился в Санкт-Петербург. В феврале 1773 г. Сенявин верноподданнейше доносил, что из 58 военных лодок 28 погибли, остальные обветшали, и просил разрешения построить на замену 4 галиота для перевозки грузов в Крым. Императрица утвердила его предложение.
Зимой у флотилии появились новые трудности. 1 февраля лед в проливе взломало, зимовавшие корабли сорвало и унесло на 3-4 версты. Только 6 февраля удалось их вернуть на якорную стоянку, кроме корабля «Хотин», оказавшегося в 6 верстах. К счастью, корабли пострадали мало…
Фактически силы Сенявина разделились на 3 эскадры. Эскадра капитана 2-го ранга Кинсбергена из фрегата, 2 кораблей и палубного бота должна была крейсировать от Кафы (Феодосии) до Балаклавы, эскадра капитана 1-го ранга Сухотина из фрегата, 4 кораблей, 2 ботов — от Кафы до Суджук-Кале (Новороссийска). Третья эскадра из 4 кораблей охраняла Керченский пролив. Больной Сенявин оставил за собой оборону пролива. В случае появления турецких кораблей из Суджук-Кале вице-адмирал намеревался атаковать их соединенными силами двух крейсирующих эскадр.
Летом обе русские эскадры нанесли несколько ударов по туркам. 29 и 30 мая корабли Сухотина обнаружили и истребили несколько судов у берегов Тамани. 23 июня капитан 2-го ранга Иоганн Генрих Кинсберген недалеко от Балаклавы с двумя 12-пушечными кораблями атаковал турецкие три 52-пушечных фрегата и 25-пушечную шебеку, заставив превосходящего противника с потерями ретироваться.
27 августа Сенявин получил с Тамани сведения, что 110 неприятельских судов с десантом прибыли в Суджук-кале. Вице-адмирал перешел на Фрегате «Первый» в устье пролива и при первом благоприятном ветре собирался идти с отрядом кораблей и вызванной эскадрой Кинсбергена. В Проливе он оставил бомбардирский корабль и 2 бота.
Кинсберген еще 23 августа с фрегатом, 3 кораблями, ботом и брандером подошел на 1,5 версты к Суджук-кале; вскоре были обнаружены 8 кораблей, среди них 3 линейных, 4 фрегата и 3 шебеки, 8 транспортов, готовившиеся высадить десант. Кинсберген атаковал, 2 часа вел с неприятелем ружейно-артиллерийский бой, заставил противника бежать под пушки крепости и сорвал планы неприятеля. Повреждения не позволили преследовать превосходящего врага, и капитан повернул к проливу на соединение с главными силами.
31 августа Сенявин объединил командование эскадрами и 1 сентября с 2 фрегатами, 5 кораблями, 1 бомбардирским отправился к Кызылташской пристани. Утром 5 сентября русские снялись с якоря и около полудня увидели восточнее Суджука у Абазинских гор неприятельские суда под парусами. Сенявин построил эскадру и пошел на сближение. Турецкая эскадра (5 линейных кораблей, 2 фрегата, 2 шебеки, 1 галера, 1 транспорт) направлялась к Анатолии.
Подняв сколько можно парусов; несмотря на превосходство сил, турки уклонились от боя. Русские пытались гнаться до темноты, ночью легли в дрейф, а утром неприятеля уже не было видно. 7 сентября прибыли к Суджукской бухте, но не видели судов, кроме малых лодок. 8 сентября эскадра отправилась к берегам Крыма, вновь осмотрела Кызылташскую пристань, не нашла военных судов и вернулась к проливу. Выслав отряд в крейсерство, флагман занялся подготовкой следующей кампании.
11 октября Сенявин докладывал Адмиралтейств-коллегии, что побывал в Балаклаве, осмотрел «Новопавловск» и «Модон», убедился, что требуется менять проеденную червями обшивку, но в Крыму не было ни досок, ни гвоздей, ни леса на мачты, и все необходимое следовало доставить из Таганрога, то есть ранее августа 1774 г. суда исправить было невозможно. Потому он распорядился снять большую часть экипажей для укомплектования действующих кораблей.
В конце января 1774 г. к Сенявину прибыл контр-адмирал Чичагов В.Я.; флотоводец направил его в Крым для подготовки кораблей к кампании. Зимнее время не было потеряно зря. Эскадра под командованием Чичагова прикрывала Керченский пролив и Крымское побережье от высадки десантов. Ожидали прибытия новых фрегатов, строившихся на Дону. Пока же превосходство оставалось на стороне турок.
9 июня сильный турецкий флот пытался пройти к Керченскому проливу, но маленький отряд Чичагова заставил неприятеля отступить и встал в проливе, преградив путь туркам, которые следующим утром пришли в больших силах. 28 июня турки попытались пройти в пролив, но русские корабли не допустили их. Противостояние продолжалось еще две недели, причем турецкие силы за счет транспортных и гребных судов увеличились до 73 единиц.
За 12-13 июля войска с Таманского полуострова были погружены на суда. Сенявин опасался атаки противника. Однако турки, пропустив транспорты за линию боевых кораблей, вечером 16 июля ушли, и вице-адмирал отправил 2 фрегата и корабль крейсировать, оставив главные силы в проливе. Вскоре выяснилось, почему турки оставили Керченский пролив. Пока одна эскадра блокировала Донскую флотилию, вторая высадила десант в районе Ялта — Судак, что вызвало восстание крымских татар.
К счастью, 10 июля 1774 г. Кючук-Кайнарджийский мир прекратил войну. Но политическая борьба не утихала. А изменение политической обстановки определило задачи Донской флотилии, которой пришлось держаться у Керченского пролива до поздней осени. 22 октября Сенявин рапортовал, что, по сведениям от Долгорукова В.М., татары спокойны, турецкие войска оставили Крым и командовавший ими Хадж Али-паша отбывает, чтобы успеть отправить до морозов корабли на ремонт. Сенявин приказал Чичагову, оставив у пролива все 4 фрегата с 5 палубными ботами, с остальными идти в Таганрог.
По мирному договору Россия получила право судоходства по Черному и Мраморному морям. Право это нуждалось в защите, и в начале 1775 г. Сенявин А.Н. доложил Адмиралтейств-коллегии соображения об усилении флота на южных морях. Предложения были одобрены. К концу года численность судов флотилии возросла до 32, и постройка продолжалась.
Тем временем в Санкт-Петербурге пришли к мнению, что мелководное Азовское море не может стать оплотом большого флота. Сенявин по поручению коллегии побывал на Днепре и Буге в ноябре 1775 г. и предложил строить порт у Глубокой пристани. Уже в декабре Екатерина II указала принять меры к строительству 20 крупных кораблей. Первоначальное проектирование порта и верфей проходило при участии Сенявина, которого 7 октября произвели в адмиралы.
Длительная перегрузка сказалась на здоровье Алексея Наумовича, болезнь взяла свое, и летом 1776 г. он получил отпуск. Так как болезнь не прекращалась, развивать далее Азовскую флотилию и создавать Черноморский флот пришлось другим.
Сенявин и вне строевой службы не отрывался от флота. Он посещал корабли, переписывался с моряками, разработал способ предохранения днищ судов от червей-древоточцев. 20 декабря 1787 г. при распределении постов во флоте его назначили командовать 1-й флотской дивизией. Но состояние здоровья не позволило адмиралу принять участие в русско-шведской войне: летом 1788 г. его отправили в отставку.
28 августа 1794 г. моряк вернулся на службу в Адмиралтейств-колдегию, но ненадолго: 10 августа 1797 г. он умер. Адмирал Сенявин А.Н. скончался более чем два столетия тому назад. Из жизни ушли его соратники и ученики. Но основанная ими Азовская флотилия не раз вступала в бой с врагами, защищая рубежи Отечества.
При написании статьи использованы материалы книги Н.В. Скрицкого «Самые знаменитые флотоводцы России», М., «Вече», 2000 г.
Оставить комментарий