Наум Акимович Сенявин — один из отечественных флотоводцев петров­ского времени, прошедший путь от матроса до адмирала,  особенно известен первой победой русского флота в открытом море над шведской эскадрой. Дворянский род Сенявиных (некоторые звались Синявиными), по семейному преданию, происходил от Алехны Сенявина, герба Сенява или Сренява, выехавшего из Польши в начале XVI века.

Известно, что у него было несколько братьев. Ларион Акимович служил воеводой в Нарыме (1695 г.) и Кузнецке (1700 г.); Ульян Акимович (умер в 1740 г.) был директором над строениями при Петре I; Иван Аки­мович (умер в 1726 г.) стал главным командиром Каспийской флотилии, контр-адмиралом; Дорофей Акимович поручиком Семеновского полка, пал при взятии двух шведских судов у устья Невы (1702 г.).

Наум Акимович наиболее прославился. В 1698 г. он поступил на службу матросом и в бомбардирскую роту солдатом. В Керченском похо­де 1699 г. находился на корабле «Отворенные Врата» под командова­нием Петра I, в 1702 г. участвовал в боевых действиях под Шлиссель­бургом, в 1703 г. — под Канцами (Ниеншанцем), в 1704 г. — под Нарвой и Юрьевом. С 1705 г. Наум Сенявин состоял матросом, боц­манматом, боцманом в команде шнявы «Мункер», построенной по про­екту Петра I и особенно любимой им.

12 октября 1706 г. Сенявина Н.А. послали из Выборга с партией на лодках для взятия шведских купеческих судов, но по нечаянности моряк атаковал хорошо вооруженный шведский бот «Эсперанс» и взял его на абордаж, а затем отбил нападение другого бота. В этом славном деле его ранили.

Весной 1708 г. поручик Аким Сенявин под началом шаутбенахта Боциса на бригантинах ходил в шхеры и участвовал в разорении финляндского города Борго. Однако летом шведы нанесли ответный удар: отряд Либекера от Выборга направился к Санкт-Петербургу, чтобы разрушить новую столицу России. В конце августа шведы выдвинулись к Неве и построили на берегу батареи. Им удалось отвлечь демонстративными действиями Боциса к Шлиссельбургу.

Либекер начал переправу 29 августа в 3 верстах ниже реки Тосно. Кроме небольшого отряда войск, неприятелю препят­ствовали лишь 2 бригантины (парусно-гребных судна) под командовани­ем поручиков Сенявина и Лоренца. Русские моряки заставили шведов бежать с понтонов. Но шведские береговые батареи открыли огонь. Бри­гантина Сенявина пострадала, потеряла несколько человек, и ее с тру­дом удалось спасти. Шведы переправились через Неву. Однако на суше они потерпели неудачу и отступили к берегу, где погрузились на суда. В октябре капитаном гренадерской роты Сенявин участвовал в бою при Сойкиной мызе, где добивали шведский арьергард, и вновь был ранен.

Моряк продемонстрировал смелость, умение и преданность царю, который все чаще брал его с собой. В 1709 году Сенявин с Петром I ездил в Воронеж, Азов, Троицкое, в июле был под Полтавой, где произошло знаменитое Полтавское сражение, затем сопровождал царя до Санкт-Пе­тербурга и Москвы. 23 декабря он стал поручиком Преображенского полка.

В мае 1710 г. Наум Сенявин состоял при Петре I на шняве «Мункер», участвовал в конвоировании транспорта с провиантом до Выборга, привел из Новой Ладоги построенный корабль «Выборг» и служил на нем в пробном плавании до Красной Горки. Следующим летом он сопро­вождал Петра I в Прутском походе, затем в путешествии через Варшаву, Торн, Карлсбад, Эльбинг, Кенигсберг до Санкт-Петербурга; на него воз­лагались обязанности заготавливать суда при передвижении водой.

В 1712 г. моряк был шафером на свадьбе Петра I, ходил с ним в плавание на корабле «Самсон» до Выборга, сопровождал в путешествии до Померании. Зимой 1713 года он принял в командование корабль «Ран­дольф» и привел все 3 доверенных ему корабля из Копенгагена в Ревель. Произведенный 3 апреля 1713 г. в капитан-поручики, Сенявин на мо­стике корабля «Рандольф» вышел из Ревеля с отрядом капитан-командо­ра Шельтинга, у Сескара соединился с эскадрой вице-адмирала К. Крюйса, плавал до Ревеля и участвовал в неудачной погоне за шведскими кораблями. По возвращении в Санкт-Петербург ему поручили вооруже­ние транспортных судов — тялок.

В 1714 г. Сенявин Н.А. ездил в Ревель для приема купленных за границей и пришедших из Архангельска кораблей, а в октябре принял командование новым кораблем «Нарва» и провел его из Санкт-Петер­бурга к Котлину. 26 января 1715 года он стал капитаном 4-го ранга, в кампании находился на корабле «Ингерманланд» эскадры генерал-адми­рала Апраксина, затем командовал кораблем «Св. Екатерина».

16 августа, командуя кораблем «Страфорд», моряк под конвоем английской эскадры отправился из Ревеля в Англию и Голландию для закупки припасов и набора морских служителей. В 1716 г. «Страфорд» доставил в Копенга­ген нанятых в Голландии моряков. Затем Сенявин, приняв корабль «Де­воншир», вошел в состав эскадры, собравшейся на Копенгагенском рейде, и участвовал в крейсерстве по Балтийскому морю с союзным флотом под флагом Петра I к Борнхольму.

В мае 1717 г. моряк стал капитаном 3-го ранга, через год — капитаном 2-го ранга. В 1718 г., командуя ко­раблем «Рига», он ходил в эскадре генерал-адмирала Апраксина Ф.М., в мае 1719 г. привел из Гамбурга в Ревель корабль «Рандольф» и яхту, подаренную царю королем прусским, а затем на яхте перешел в Санкт-Петербург.

Все эти сведения о службе Сенявина Н.А. свидетельствуют, что он был умелым моряком и недаром получал новые чины после нелегких плаваний по Балтике. То было как бы вступление к вошедшему в историю успеху.

Весной 1719 г. генерал-адмирал русского флота Апраксин Ф.М. получил известие, что из Пиллау в Стокгольм выходят суда с хлебом, охраняемые шведской эскадрой. 10 мая он направил в крейсерство с отрядом из 6 кораблей и шнявы Сенявина Н.А. Капитан 2-го ранга дол­жен был истребить конвой, не вступая в бой с превосходящими силами противника. В ночь на 24 мая эскадра Сенявина обнаружила в море между Эзелем и Готско-Санде шведский отряд капитан-командора Врангеля из корабля, фрегата и бригантины.

Имея брейд-вымпел на корабле «Портс­мут», Сенявин сначала скрытно преследовал неприятеля, стараясь за­нять наветренное положение, а утром атаковал его. Сблизившись с про­тивником, русские корабли открыли огонь. В ходе боя Сенявин отрезал неприятельские фрегат и бригантину. Линейный корабль уходил на всех парусах. Сенявин послал за ним 2 корабля, которые заставили Врангеля сдаться. Спустили флаги и 2 других судна. Шведы лишились 50 человек убитыми, 337 пленными; русские потеряли 7 человек убитыми.

За Эзельское сражение, первую победу российской эскадры над швед­ской в море, Сенявина Н.А.17 июня пожаловали через чин в капитан-командоры. В июле и августе моряк командовал кораблем «Св. Екатерина» и отрядом кораблей, плавая в Балтийском море и у берегов Швеции. По возвращении в Санкт-Петербург капитан-командор руководил вооруже­нием корабля «Исаак-Виктория» и заведовал работами по подъему зато­нувших у Котлина кораблей «Лондон» и «Портсмут», В 1720 г. его за труды пожаловали имением в Рязанском уезде из отписанных в казну земель.

31 января 1721 г. Сенявина Н.А. назначили присутствовать в Ад­миралтейств-коллегии. Летом он командовал кораблем «Св. Андрей» котлинской эскадры вице-адмирала П. Михайлова (Петра I), а в сентябре сам возглавил эскадру, посланную от Котлина в Гельсингфорс.

22 октября 1721 г. по случаю мира со Швецией моряка произвели в шаутбенахты (контр-адмиралы). В 1722 г. на Котлине он исправлял должность командующего флагмана, в феврале был уволен для лечения к «марциальным водам», в ноябре командирован депутатом от Адмирал­тейств-коллегии в Воронеж, на приписанные к адмиралтейству города и заводы для «освидетельствования». В 1723 и 1724 гг. младшим флагманом шаутбенахт ходил с эскадрой по Балтике. Как члена Адмиралтейств-коллегии Сенявина командировали депутатом в Кронштадт при воору­жении и разоружении флота.

После смерти Петра I моряк остался в чести. В 1725 г. императрица Екатерина I пожаловала Сенявину орден Св. Александра Невского. Шаут­бенахт заведовал морской корабельной командой в Санкт-Петербурге. В 1726 г., имея флаг на корабле «Дербент», он состоял в эскадре гене­рал-адмирала Апраксина, а осенью привел в Ревель отряд судов. По воз­вращении в Санкт-Петербург Сенявин вновь стал присутствовать в Ад­миралтейств-коллегии.

В декабре его послали депутатом в Москву и Тав­ров на заводы «для наилучшего исследования дел». 28 марта 1727 г. шаутбенахта назначили членом комиссии для рассмотрения окладов и рас­ходов двух воинских комиссий, 6 мая произвели в вице-адмиралы. Летом он начальствовал отрядом судов, отвозивших в Киль герцога и герцогиню Голштинских. Очевидно, моряк успешно выполнил поручение, ибо 25 мая ему пожаловали деревню.

15 апреля 1728 г. Сенявина определили главным командиром над галерным флотом. Он находился депутатом от коллегии при вооружении флота в Кронштадте, а 5 ноября был назначен в Воронеж и Тавров для наблюдения за разломкой кораблей и судов, построенных до 1710 г. В 1729 г. вице-адмирал находился в Москве, докладывая по делам Адми­ралтейств-коллегии Верховному Тайному Совету, от имени которого по прибытии в Санкт-Петербург объявил коллегии благодарность за умень­шение 200 000 рублей, ассигнованных на нужды флота, и вновь принял главное командование над галерным флотом. За службу он получал дерев­ни и крепостных крестьян.

21 февраля 1730 г. указом Верховного Тайного Совета вице-адми­рала вызвали в Москву с отчетом о корабельном и галерном флоте. После возвращения он по-прежнему вступил в командование галерным флотом. В 1731 г. моряка посылали депутатом от коллегии к Сестрорецким за­водам.

25 мая 1732 г. Сенявина назначили членом Воинской Морской комиссии. Комиссия в составе адмиралов Остермана А.И., Сенявина Н.А., Головина Н.Ф., Бредаля П.П., Дмитриева-Мамонова В.А. на основе предложений контор, портов и т. д. составила новое положение об уст­ройстве флотского управления. Так как таких предложений извне ока­залось немного, комиссия основывалась главным образом на сообра­жениях ее членов. Сенявин Н.А. предложил, не меняя суть Регламента 1722 г., внести ряд исправлений.

В состав адмиралтейств-коллегии должны были входить президент и 2 члена из флагманов, 3 советника в ранге не менее бригадирских и генерал-интендант. Они должны были выполнять обязанности постоянно, кроме временного командования эскадрой в море. Вместо 11 контор следовало учредить адмиралтейскую (кораблестроение), комиссариатскую, артиллерийскую. Генерал-кригс-комиссар и обер-цейхмейстер не должны были присутствовать в коллегии, чтобы не покрывать недостатки в своих конторах. Предложение Сенявина не приняли. Был принят иной вариант, предложенный Дмитриевым-Мамоновым.

В 1732 и 1733 г. Сенявин Н.А. состоял депутатом от Адмиралтейств-коллегии при вооружении и разоружении флота в Кронштадте. Он был в 1732 г. повышен в вице-адмиралы синего флага. В августе Наум Акимо­вич сдал главное командование галерным флотом адмиралу Головину, а в декабре 1733 г., за отсутствием адмирала Т. Гордона, исполнял долж­ность главного командира в Кронштадте.

В 1734 г. русско-французские отношения по вопросу о том, кому быть королем Польши, привели к конфликту. Русский флот блокировал Данциг. С флотом ходил и Сенявин, имея флаг на корабле «Св. Алек­сандр». Он принимал участие в военных действиях, а по возвращении был послан с отрядом судов в Ревель, где исправлял обязанности глав­ного командира. В награду за долгую службу, по его просьбе, Анна Иоанновна повелела двух его сыновей принять во флот мичманами. Один из них, Алексей Наумович, при Екатерине II стал создателем Азовской флотилии.

В 1735 г. Сенявин состоял в Риге для наблюдения за отправкой в Кронштадт хлеба на военных судах. Но началась русско-турецкая война 1735-1739 гг., потребовавшая участия старого моряка.

Русские войска 2 июля 1737 г. взяли штурмом Очаков. Россия по­лучила выход к Черному морю по Днепру. Однако Днепровская флотилия запоздала из-за трудностей прохода порогов, и первые суда, построенные в Брянске, прибыли к крепости лишь 19 июля. 3 сентября Днепровскую флотилию возглавил Сенявин. К 1 октября флотилия у Очакова состояла из 76 кончебасов и дубель-шлюпок. Турецкая флотилия, подошедшая в начале октября, вскоре удалилась, заметив в Днепровском лимане рус­ские суда. Попытка турок осадить Очаков с суши окончилась неудачей.

Сенявин энергично взялся за дело. Чтобы менее зависеть от провод­ки судов через пороги, он организовал сооружение на острове Хортица верфи, которую достроили в следующем году. Флотилию к весне 1738 г. пополнили 118 гребных судов. Однако эпидемия чумы, поразившая рус­ские войска и гарнизон Очакова, ослабила русские силы. В августе 1738 г. 347 судов Днепровской флотилии эвакуировали остатки гарнизонов Очако­ва и Кинбурна. Сенявин в этом уже не участвовал: он скончался от чумы в мае. Нет сомнения, что его труды способствовали усилению флоти­лии — этому последнему деянию петровского моряка на службе России.

При написании статьи использованы материалы книги Н.В. Скрицкого «Самые знаменитые флотоводцы России», М., «Вече», 2000 г.