23 февраля (7 марта) произошло сражение при Краоне, в котором Наполеон, понеся значительные потери выбил 2 русские пехотные дивизии с Краонского плато. Их героическое сопротивление позволило главным силам армии Блюхера отойти к Лаону (правильное звучание – Лану) .

25-26 февраля (9-10 марта) состоялось сражение при Лаоне между войсками Селезской армии Блюхера и наполеоновской армией. Лан — древняя столица Франции – крепость, расположенная на холме и окружённая стенами с бойницами, которую защищал 17-тысячный прусский гарнизон под командованием генерала Ф.В. Бюлова. При Лаоне к 25 февраля Наполеон имел около 45 тыс. солдат, со­юзники из более, чем 100 тыс. войска ввели в бой только около трети.

У подножия Лаонского холма располагалось четыре деревни. 25 февраля маршал М. Ней с двумя гвардейскими дивизиями захватил одну из них — деревню Семиллы. Маршал Э. Мортье действовал восточнее и атаковал деревню Ардон. Союзники контратаковали: русские части графа Воронцова М.С. выбили Нея из Семилл, а Мортье был отброшен от Ардона прусскими войсками генерала Ф.В. Бюлова. При этом солдаты Воронцова оказались в тылу отступающего Мортье, и только атаки Нея спасли его от разгрома.

Несколько раз Семиллы и Ардон переходили из рук в руки, за них развернулась ожесточённая схватка. Но продвинуться вверх по склонам Лаонского холма французы так и не смогли, таким образом, разгоревшаяся схватка в целом оказалась безрезультатной для обеих сторон. В итоге, Ней закрепился в Семиллах, а Ардон и Класси остались у союзников.

Корпус маршала О. Мармона должен был подойти из Берри-о-Бака и действовать на правом фланге, но к началу сражения он опоздал. Во второй половине дня к месту боя, наконец, подошли части Мармона и с марша захватили деревню Атьес на левом фланге союзников. Однако из-за надвигающейся темноты боевые действия прекратились. Воспользовавшись тем, что 11-тысячный корпус Мармона был отделен от главных сил непроходимым болотом, прусские корпуса Йорка и Клейста в ночь на 26 февраля произвели на него смелое и неожиданное нападение и почти полностью разгроми­ли.

Пруссаки действовали под прикрытием русских корпусов под командованием барона Остен-Сакена Ф.В., графа Ланжерона А.Ф. и казаков генерала от кавалерии атамана Платова М.И.

Йорк и Клейст атаковали Мармона при поддержке всей конной артиллерии армии Блюхера, которая перед подходом прусских корпусов открыла фланговый огонь по неприятелю. Французы были застигнуты врасплох и активного сопротивления не оказали, преследуемые прусской кавалерией, они обратились в бегство. В плен попало более 2 тыс. человек, союзники захватили 45 орудий.

Лишившись одного из самых крупных корпусов, Наполеон окончательно потерял возможность разбить вдвое сильнейшую армию Блюхера. Несмотря на разгром Мармона, император, тем не менее, утром 26 февраля продолжил неистово атаковать позиции союзников под Лаоном, но успеха не имел, все атаки наполеоновской армии были от­биты.

«Шампобер и Монмираль, Этож и Шато-Тьерри, Краон и Лаон, Реймс и Монтро — прыжки затравленного зверя, великолепные в своем трагизме, но не могущие изменить того, что было предопределено Волей Божьей и русскими штыками на полях Бородина и Малоярославца, Кацбаха и Лейпцига…» (Керсновской А.А. «История русской армии» т. 1, с. 285, М., «Голос», 1992 г.).

К концу дня Наполеон беспрепятственно отступил за р. Эну и двинулся в Суассон. Союзники не преследовали. Блюхер заболел, а его начальник штаба Гнейзенау на преследование не решился, несмотря на все представления корпусных командиров и более чем двойное превосходство в силах.

В сражении при Лаоне со­юзники лишились 4 тыс. человек, французы — до 9 тыс., из них половины пленными, а также 46-и орудий. Французский император в письме брату Жозефу от 11 марта 1814 г. признался: «Моя Молодая Гвардия тает как ком снега; Старая Гвардия пока в хорошем состоянии. Моя конная гвардия также быстро исчезает»…

Из-за болезни фельдмаршала Блюхера и проблем со снабжением армии Селезская армия союзников в течение недели оставалась неподвижной. Тогда как Наполеону надо было поднять упавший после лаонского поражения боевой дух войск. Он быстро двинулся на Реймс и разбил 14-тысячный русско-прусский корпус под командованием графа Сен-При Э.Ф. – генерала русской армии французского происхождения, который в бою получил смертельное ранение и через две недели скончался. Генерал-адъютант Сен-При посмертно был удостоен ордена святого Георгия 2-й степени.

Однако сражение при Лаоне сломило физические и моральные силы Бонапарта. Тщетно он пытался внезапным захватом 1 (13) марта Реймса и пленением Сен-При, восстановить свое положение.

За Лаон 1-й Бугский казачий полк был пожалован Георгиевским Штандартом, также получил отличие  13-й егерский полк.