После присоединения к  6-й антифранцузской коалиции Авс­трии и Швеции общее число войск союзников в районе военных действий доходило до полумиллиона человек, тогда как у французского императора было до 400 тыс. человек.

Союзные войска состояли из 3-х армий: Богемской под командованием австрийского фельдмаршала Шварценберга (около 237 тыс. чел.: 77 тыс. рус­ских, 50 тыс. пруссаков, 110 тыс. австрийцев); Силезской под командованием прусского фельдмаршала Блюхера (98 тыс. чел.: 61 тыс. русских, 37 тыс. пруссаков) и Северной под командованием бывшего наполеоновского маршала, а затем шведского наследного принца Бернадота (около 127 тыс. чел.: 30 тыс. русских, 73 тыс. пруссаков, 24 тыс. шведов).

Надо отметить, что главнокомандующим соединённой армией стал австрий­ский генерал Шварценберг, ещё не­давно воевавший вместе с Напо­леоном против России, а все важные посты в союзных войсках заняли ав­стрийцы и пруссаки. Русские войска, сокрушившие за год до этого На­полеона, должны были находиться под командованием иностранных генералов, всегда ставивших их в самые гиблые, пусть и самые почетные места.

Г.Л. Блюхер, раскр. гравюра Леграна, 1-я пол. XIX в.

Для Наполеона начала складываться неблагоприятная ситуация. В основу действий союзников на осеннюю кампанию 1813 г. был положен так назы­ваемый «Трахтенбергский план», который предусматривал оборону и даже отступление той армии союзников, против которой двинется сам Наполеон с ядром своих сил, а две другие армии действовали в то же время на сообщениях противника.

Портрет Наполеона Бонапарта

То есть, избегая сражений с основными силами французской армии, союзники старались, прежде всего, атаковать отдельные её части, которыми командовали наполеоновские маршалы. Главное значение, таким образом, получил не бой, а маневр.

Французский император решил взять инициативу в свои руки. Первый удар нанёс Пруссии. Силами маршала Удино французами было предпринято неудачное наступление на Берлин. 11 (23) августа Удино от армии Бернадота потерпел поражение в сражении у деревни Гросберене.

Для удара в тыл берлинской группировке союзников Наполеон нацелил отдельно стоящий в Гамбурге корпус маршала Даву (35 тыс. чел.), а против Богемской и Силезской армий он оставил заслоны — соответственно корпус Сен-Сира в Дрездене и корпус Нея в Кацбахе.

Сам же император с главными силами как резерв расположился в центре своих коммуникаций, чтобы в необходимый момент прийти на помощь каждой из своих группировок. Удино был разбит армией Бернадота, а Силезская и Богемская, согласно принятому плану, армии перешли в наступление на Кацбах и Дрезден. 14-15 (26-27) августа под Дрезденом произошло большое сражение, в котором Наполеон, несмотря на численный перевес армии союзников, наголову их разбил.

Ливень препятствовал стрельбе, и сражение велось хо­лодным оружием. Французы потеряли до 12 тыс. Союзники лишились 16 тыс. убитыми и ранеными, 12 тыс. пленными. Армия Шварценберга после дрезденского поражения отступила назад в Богемию, при ней находились  союзные монархи. Поражение под Дрезденом было столь серьезным, что даже угрожало развалом коалиции.

Надо отметить, что Наполеон преследовал отступающих союзников силами корпуса Вандамма, действия которого угрожали гибелью союзной армии. 17-18 (29-30) августа состоялось сражение под Кульмом. В первый день сражения в жестоком бою 12-тысячный отряд русской гвардии под командованием  графа Остермана-Толстого А.И. героически сражался с 35-тысячным корпусом Вандамма.

Русская гвардия потеряла половину своего состава, а Остерману  оторвало ядром левую руку, но врага они сдержали до подхода русских частей. На следующий день при­были подкрепления Барклая де Толли М.Б. — и корпус Ван­дамма был разгромлен.

У французов выбыло до 10 тыс. убитыми и ранеными, 12 тыс. войска, в том числе и Вандам, с 5-ю знаменами и 84-мя орудиями попали в плен. Кульмская победа сияет славой на знаменах нашей Гвардии — это была любимая победа императора Александра I. Союзники смогли беспрепятствен­но отступить в Богемию.

Победа при Кульме вновь сплотила союзников. Для того чтобы не допустить на будущее время никаких колебаний, в сентябре 1813 г. участники коалиции заключили Теплицкий договор о продолжении борьбы с Наполеоном до полной победы над ним.

Пока Наполеон сражался у Дрездена, маршал Макдональд, ос­тавленный им против войск Блюхера, решил действовать наступа­тельно. Со своей стороны Блюхер тоже перешел в наступление, и 14 (26) августа произошло сражение на р. Кацбахе, закончившееся полным разгромом французов.

Сражение при Кацбахе являет собою яркий пример встречного боя. Происходило оно в бурю и ливень, сделавший стрельбу невозможной. В этом бою прославилась русская кавалерия. Потери французской стороны составили 12 тыс. убитыми и ранеными, 18 тыс. пленными. У французов было захвачено 2 знамени, 105 (из 200) орудий. Союзники ли­шились около 8 тыс. человек.

24 августа  войска Нея двинулась на Берлин, но этому походу  суждено было продлиться всего три дня — в сраже­нии при деревне Денневице Ней был разгромлен и отступил. Таким образом, положение французов в Германии стало крити­ческим. Поражения при Кульме, на Кацбахе, при Гросберене и Денневице  стоили «Великой армии» 80 тыс. человек и 300 орудий.

В это время союзники усилились подошедшей 60-тысячной  армией Беннигсена, после чего они перешли к решительным действиям на широком фронте. Однако Наполеон стремился вырвать инициативу из их рук и двинулся на Блюхера, который в этот момент командовал Северной и Силезской армиями. Но Блюхер, перейдя Эльбу, вновь уклонился от сражения. Тогда Наполеон решил пойти на Берлин, но в его тылу восстала Бавария, что  заставило французского императора отказаться от этого плана и отойти к Лейпцигу.

Под Лейпцигом превосходство в силах союзников было более чем в полтора раза: они располагали 316 тыс. войска при 1335-ти орудиях, тогда как Наполе­он имел самое большее 190 тыс. человек и 700 орудий.

В других обстоятельствах французский император, конечно, не принял бы боя при таких невыгодных условиях и отошел бы за Рейн, но в данном случае 170 тыс. французских войск, запертых в крепостях Германии, были бы обречены на верную гибель.

Решающее сражение между Наполеоном и союзными войсками произошло 4-6 (16-18) октября 1813 г. под Лейпцигом, где Наполеон потерпел полный разгром. Лейпцигское сражение называют также «битвой народов», так как в нем принимали участие народы многих стран Европы. С обеих сторон в Лейпцигском сражении участвовало около 500 тыс. человек.

В первый день сражения вялые атаки Шварценберга успеха не имели, а Наполеон, сосредоточив 100 эскадронов Мюрата, прорвал расположение союзников. При этом русский император Александр едва не попал в плен, но был спасен блистатель­ной атакой лейб-гвардии Казачьего полка Орлова-Денисова В.В. и конвоя.

На правом фланге союзники имели тактический успех, тогда как левый с трудом отбил удар. На следующий день наступило затишье, и к союзникам подошло 110 тыс. све­жих подкреплений. Наполеон не решился отступить, и 6-го октября участь его была решена. В последний день сражения императору французов изменили саксонские войска, которые открыли огонь по наполеоновским частям. Отступление французской армии превратилось в бегство и затем в полное их поражение. После Лейпцигского сражения от Франции отпал Рейнский союз.

Французы в «битве народов» потеряли 40 тыс. уби­тыми и ранеными, 20 тыс. пленными, лишились 325 орудий. Союзники потеряли 45 тыс. человек – половина из них – русские. К примеру, в пехотном корпусе генерала Сакена оставалось всего 1800 чело­век, в Архангелогородском полку — 180 штыков. Смертельное ранение получил генерал Неверовский Д.П.

Французская полевая армия и гарнизоны крепостей потеряли более двух третьих своего состава (болезни, смерть, сдача в плен). Наполеон смог спасти всего 60 тыс. войска, и в конце октября отвёл свою армию за Рейн. Северная армия, разделившись на отдельные кор­пуса, овладела всей северо-западной Германией (кроме Гам­бурга, где Даву продержался до самого падения Наполе­она), Голландией и Бельгией. Силезская армия Блюхера и главная Щварценберга расположились на Рейне.

К зиме пали все французские крепости в Германии. В январе 1813 г. французский император еще повелевал Евро­пой — в октябре у него осталась одна Франция. Англия и Австрия склонялись на мир с Наполеоном, против чего были Россия и Пруссия. Александр I стремился окончательно разбить Бонапарта. Для Пруссии эта борьба являлась воп­росом жизни и смерти. Мнение Александра I взяло верх — и на военном совете во Франкфурте 19 ноября было решено продолжать войну.

Но надо иметь в виду, что французская армия в 1813 г. состояла в основном из плохо обученных новобранцев, а Великая армия погибла в России. Нельзя сказать, что и Наполеон проявил в 1813 г. лучшие образцы своей стратегии. Казалось, что его гений еще не оправился от разгрома в кампании 1812 г. А Кульм, Кацбах и Лейп­циг – это, прежде всего, победы русского оружия.