После падения Кольберга Фридрих II продолжать войну уже не мог. Он попытался начать с Россией переговоры о мире. Одновременно король принял решение отречься от престола, передать правление сыну и покончить с собой. От самоубийства его спасли кончина императрицы Елизаветы Петровны и восшествие на престол Петра III.

Со смертью императрицы Ели­заветы Петровны и воцарением Петра III, горячего поклонника Фридриха Великого, русским войскам было приказано покинуть пределы Пруссии. Россия же понесла немалые жертвы, но ничего, кроме бесценного военного опыта и авторитета в Европе, не приобрела.

За успешное руководство осадой и взятие Кольберга Петр III произвёл Румянце­ва в генерал-аншефы и назначил Главнокомандующим русской армией в готовившейся войне с Данией за восстановление единства Голштинского герцогства.

Дворцовый переворот 28 июня 1762 г. возвёл на престол Екатери­ну II. Период её правления считается «золотым веком» российского воен­ного искусства. Императрица лич­ным рескриптом доверила Румянце­ву привести армию в «наилучшее состояние», хотя поначалу он отказался присягать новой государыне, и приводить к присяге вверенную ему армию, стоявшую в Померании.

За это Екатерина и отстранила его от поста Главнокомандующего, назначив на это место генерал-аншефа Панина П.И. Румянцев даже подал прошение об отставке, но получил только отпуск… Однако через некоторое время Пётр Александрович со свойственной ему энергией взялся за порученное дело.

Он окончательно сформулиро­вал новую концепцию ведения бое­вых действий. Все полководцы во время сражения располагали войска в линию, Румянцев же разбил пехо­ту на небольшие каре, по 2-3 тыс. человек. За пехотой следовала кава­лерия. Артиллерия размещалась впе­реди, по флангам или в резерве. Это позволяло быстро менять тактику, перестраивать войска, сообразуясь с требованиями конкретной боевой ситуации. Румянцев не отказался от тактики ведения боя в рассыпном строю, но умело сочетал его с дейст­виями колонн и каре.

Организаторский и полковод­ческий талант Петра Румянцева по-настоящему раскрылся во время рус­ско-турецкой войны, начавшейся 25 сентября 1768 г., когда Османская империя объявила войну России. Граф Румянцев совмещал тогда должности генерал-губернатора Малороссии, президента Малороссийской коллегии и командующего украинскими казачьими полками. Ещё ему было поручено командование  2-й армией.

«Сражение при Кагуле», худ. Д. Ходовецкий

Вначале русские войска под натиском пре­восходящих сил турок вынуждены были перейти к обороне. Екатери­на II боялась потерять Киев в случае перехода неприятеля через Днепр. В августе 1769 г. Румянцев принял ко­мандование 1-й армией и энергично начал готовить ее к предстоящей кампании. Он должен был вести боевые действия на территории Молдавии и Валахии (часть Румынии).

Первую свою победу в этой войне Румянцев одержал в июне 1770 г. 38-тысячная русская армия при 115 орудиях вступила в бой с 80-тысячными со­единёнными силами турок и крым­ских татар при 44 орудиях. Русские, построенные в батальонные каре, несколько часов отражали нападения татарской кон­ницы и затем перешли в наступле­ние.

17 июня противник был разбит у Рябой Могилы и отступил. 4 июля отряды турок были обнаружены между реками Ларгой и Бибикул. В ночь с 7 на 8 июля русские части сосредоточились на правом фланге неприятеля — там, где их не ждали. На рассвете 8 июля в боевых поряд­ках каре, с артиллерией русские атаковали противника и разбили его.

Турки и татары, оставив более тысячи убитых на поле боя и бро­сив 33 пушки, бежали к реке Кагул, где находилась 150-тысячная армия великого визиря, имевшая на воору­жении 180 орудий. В сражении у Ларги русские захватили в плен более 2 тыс. человек.

Победа досталась срав­нительно дёшево: русские войска не потеряли и 100 человек, в то время как турки лишились 3 тыс. солдат. Однако именно при Ларге стало ясно, что кирасиры — тяжёлая кон­ница, так успешно действовавшая против пруссаков, — совершенно беспомощны на степном театре военных действий, в столкновени­ях с легкими манёвренными та­тарскими отрядами.

В ночь на 21 июля русские добровольцы проникли в лагерь противника, перерезали подпруги у лошадей и канаты шатров. Едва забрезжил рассвет, войска Румян­цева, разделённые на несколько отрядов, усиленных артиллерией, скрытно подошли к турецким по­зициям и одновременно атаковали их с фронта, флангов и тыла. За­вязалось новое сражение.

Охвачен­ные паникой, неприятельские сол­даты побежали к переправам через Дунай, где попали под палаши рус­ских карабинеров. Так, имея всего 27 тыс. пехотинцев и около 3 тыс. конницы, Румянцев разгромил от­борную турецкую армию, потери которой составили 20 тыс. убитыми.

Цена невиданного до сих пор успе­ха была высокой — панихиду отслу­жили по 988 убиенным православ­ным воинам. Победа в сражениях у Ларги и Кагула обессмертили имя графа Румянцева. Государыня наградила Румянцева за Кагул только что учрежденным орденом святого Георгия 1-й степени и произвела в генерал-фельдмаршалы. Он стал вторым человеком в истории России, получившим такую высокую награду. Первым была сама государыня, которая собственноручно возложила на себя орденские знаки 1-й степени.

Кагульское сражение резко из­менило ход русско-турецкой войны, продлившейся ещё три года. Почти без боя сдались крепости Бендеры, Измаил, Килия, Аккерман, Браилов, затем Бухарест и другие населённые пункты. В ноябре 1770 г. Пётр Ру­мянцев издал манифест, в котором гарантировались мир и безопас­ность всем жителям районов, заня­тых его войсками. Русская армия брала под своё покровительство не только православных христиан, но и представителей других вероиспове­даний, в том числе и турок.

В феврале 1771 г. русские вой­ска взяли город Журжу. Таким об­разом, они освободили от турок весь левый берег Дуная. Несмотря на то, что силы неприятеля были сломлены, Журжа ещё не раз пере­ходила из рук в руки. Однако вой­ска Румянцева вскоре переправи­лись через Дунай и продолжали упорно гнать турок во внутренние районы Болгарии, заблокировав главные силы турок в Шумле.

Тяжёлая многолетняя война под­ходила к концу. Но в 1773 г. вспыхну­ло восстание под предводительством Пугачёва, потрясшее Россию. Это за­ставило императрицу, поступившись государственными интересами и потребовать от Румянцева уско­рить заключение мира с турками.

10 (21) июля 1774 г. в деревушке Кючук-Кайнарджа был подписан мирный договор. Россия получила Азов, Та­ганрог, Керчь и некоторые другие территории. Российский флот мог те­перь беспрепятственно ходить по Чёрному морю, Турция признавала также независимость Крымского хан­ства и протекторат (политическое по­кровительство) России над Молдави­ей и Валахией.

С известием о долгожданном мире Румянцев П.А. послал к императрице своего сына Михаила, как в свое время он  был послан отцом своим к царице Елизавете Петровне после завершения русско-шведской войны 1741-1743 гг. Петру Александровичу удалось заключить мир, на значительно более выгодных для России условиях, чем того ожидали в Петербурге.

Екатерина II щедро наградила фельдмаршала Румянцева. Он стал именоваться Румянцевым-Задунайским, получил крест и звезду ор­дена Святого Андрея Первозванного, осыпанные бриллиантами, деревню в Белоруссии, денежную награду. К кон­цу жизни он был весьма состоятель­ным человеком. В честь славной победы Румянцева в Екатерининском парке Царского Села был установлен Кагульский обелиск.

Румянцев прожил ещё 20 лет, но в последующих боевых кам­паниях не участвовал, несмотря на не­однократные призывы императрицы. В начале русско-турецкой войны 1787-1791 командовал 2-й армией, которая являлась вспомогательной по отношению к главной Екатеринославской армии, возглавляемой генерал-фельдмаршалом Потемкиным Г.А.

Генерал-фельдмаршал Румянцев тяготился своим зависимым от светлейшего князя Таврического положением, вошёл с ним в конфликт. Вскоре вторая армия была передана под начало князя Потёмкина, а Румянцев был отозван с театра военных действий. Ему была нанесена незаслуженная обида. Существует мнение, что он не желал служить под началом По­темкина. Для двух великих людей эпо­ха оказалась тесной. Один должен был уйти.

При написании статьи использовалась литература:

«Фельдмаршал Румянцев», Документы, Письма, Воспоминания. Сост.: Капитонов А.П., М., 2001 г.

Энциклопедия для детей, т.5, часть 2., М., «Аванта+», 1997 г.

Меерович Г.И. «Румянцев в Петербурге», Л., «Лениздат», 1987 г.