«Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека. Лично я заключал доброе имя в славе моего отечества и все успехи относил к его благоденствию», — писал Суворов А.В. XVIII век, в который протекали жизнь и деятельность Суворова А.В., был временем складывания нового капиталистического строя. Уже с 60-70-х годов XVIII в. можно говорить о наличии буржуазной системы хозяйства в недрах феодально-крепостнического строя.
В то же время вторая половина XVIII в. характеризуется также усилением крепостного права. В результате несоответствия крепостнического строя с ростом производительных сил, в стране обострилась классовая борьба. Крестьянские волнения превратились в Крестьянскую войну, угрожавшую существованию всей крепостнической системы.
Пришедшая к власти в 60-е годы XVIII в., Екатерина II поняла необходимость привлечения на свою сторону сторонников продолжения петровских преобразований, не удовлетворенных усилением деспотизма. Екатерина объявила себя сторонницей просвещенного абсолютизма. Она издала указы о борьбе со взяточничеством и ростовщичеством.
Критика пороков феодального общества и крепостнических порядков, а также пропаганда просвещения стали приобретать революционное значение. Русские просветители выдвигали смелые идеи. Они считали, что достижение «всеобщего блага» и утверждение прав человека на свободную жизнь не могут быть осуществлены без уничтожения крепостнической системы.
Центрами прогрессивной мысли в России стали высшие и специальные школы. Это был созданный в 1755 г. Московский университет и гимназия при нём, Сухопутный шляхетский корпус, Морской и Инженерный корпуса. При этом нужно учитывать, что дворяне получали образование главным образом в военных учебных заведениях.
Грянувшая во Франции революция 1789 г. всколыхнула русское общество. Она произвела огромное впечатление на умонастроения русских людей. Обе выходившие в то время газеты: «Санкт-Петербургские ведомости» и «Московские ведомости» — помещали довольно подробные корреспонденции из Парижа.
В газетах публиковались наиболее важные постановления Учредительного собрания. В частности, был помещен дословный перевод всех 17 статей Декларации прав человека. Громадное влияние на умы россиян оказывали труды Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, Дидро и Вольтера.
Среди офицерства начались «недозволенные разговоры» о «французских революциях». В обществе стало известно о письме на имя царицы Стрелевского И.К. и Буйди И.Н., в котором выдвигалось требование о предоставлении свободы народу. Само письмо было озаглавлено «За отечество умереть приятно». Такого же характера было дело майора Пассека В.В., который звал «смело злобы цепи разорвать» и сокрушить «горды стены самодержавия».
Строительство русской регулярной армии и флота происходило в период укрепления феодально-абсолютистского государства. Главной целью военных реформ, проведенных в начале XVIII в., было приспособление армии к новым историческим условиям.
Классовый характер вооруженных сил России проявлялся в системе комплектования, организации и боевой подготовке. Под влиянием развития производительных сил и производственных отношений совершенствовались способы ведения войны. Русская армия XVIII в. проходила путь от стратегии маневра и линейной тактики до стратегии генерального сражения и тактики колоны.
Складывание форм и способов ведения войны и военных действий происходило в ходе многочисленных войн. Войны являлись практическим мерилом целесообразности организации и устройства войск. Войны рождали новые явления военного искусства, которые обобщались полководцами в уставах и наставлениях. Революционизирующим началом при этом являлось не «свободное творчество ума» гениальных полководцев, а изобретение лучшего оружия и изменение живого солдатского материала.
Конкретным проявлением приведения вооруженных сил в соответствие с требованием времени явились военные реформы, проведенные во второй половине XVIII в. Румянцевым П.А. и Потемкиным Г.А. Первый ввел в русские войска расчлененные боевые порядки и новый род войск, какими являлись егерские полки, а также положил новые начала организации военной службы.
Второй же реорганизовал русскую конницу и решительно порвал с прусской формой, введенной в армии Петром III. Русская армия была избавлена от париков, кос, неудобных мундиров и множества вещей, солдатский «век сокращавших».
С именем Потемкина связано введение удобной формы (суконной куртки и шаровар, сапог, касок) и короткой стрижки волос. Он боролся с палочной дисциплиной и парадоманией в войсках. Эти нововведения были встречены в армии с энтузиазмом. Потемкин снискал имя защитника солдат. Все это встретило одобрение широких русских армейских офицерских кругов.
Под влиянием всех этих факторов складывалось мировоззрение Суворова А.В. – будущего великого русского полководца. Начало было положено дома. Отец Суворова, Василий Иванович Суворов, принадлежал к той части русской военной интеллигенции, которая сформировалась в период петровских преобразований. В последние годы жизни Петра I Суворов В.И. состоял денщиком царя и, как доверенное лицо, выполнял его особые поручения.
После смерти Петра I Суворов В.И. в качестве военного инженера занимал пост прокурора Берг-коллегии. В период Семилетней войны ведал организацией тыла русской армии. Уже в чине генерал-лейтенанта он занимал пост военного губернатора Восточной Пруссии, включенной в состав России во время Семилетней войны. Суворов В.И. обладал довольно широкими познаниями в области инженерного дела. Его библиотека содержала сочинения по военной истории, инженерному делу и артиллерии.
Василий Иванович руководил домашним воспитанием своего сына. Он привил ему любовь к самостоятельным занятиям. Знакомство молодого Суворова с трудами Тюренна, Кегорна, Морица Саксонского, Евгения Савойского и с описаниями походов Александра Македонского, Юлия Цезаря и других полководцев древности внедрило в его сознание необходимость глубокого изучения военного опыта прошедших времен.
Даже в зрелом возрасте Александр Васильевич придерживался этого убеждения. «Возьми себе в образец героя древних времен, — поучал Суворов молодого Милорадовича во время Швейцарского похода, — наблюдай его, иди за ним вслед, поравняйся, обгони — слава тебе! Я выбрал Цезаря — альпийские горы за нами… Орлы русские облетели орлов римских».
По существу, Суворов А.В. изучил военную историю и науку путем самостоятельного чтения. Его биограф А. Петрушевский справедливо отметил, что Суворов «завоевал сперва область наук и опыты минувших веков, а потом победу и славу». Суворов поражал современников своими глубокими познаниями.
Поскольку большая часть сочинений по военным проблемам выходила на иностранных языках, то отец Суворова обратил внимание сына на необходимость их освоения. В первую очередь молодой Суворов изучил французский и немецкий языки, а затем, уже находясь в армии, приобрел знание восточных языков — турецкого, татарского, а также польского, финского и итальянского. Он считал, что необходимо знать язык той страны, где русской армии приходилось воевать.
Большое место в формировании мировоззрения Суворова занимало изучение философских взглядов Лейбница, Вольфа и Локка. С концепциями этих авторов молодой Суворов знакомился как путем самостоятельного чтения, так, возможно, и во время свободного посещения занятий старших классов Сухопутного шляхетского корпуса, где изучались история, география и военные науки.
На взгляды Суворова, несомненно, оказывали влияние прогрессивные идей, процветавшие в Сухопутном корпусе, где издавался журнал «Общества любителей русской словесности» «Ежемесячные сочинения».
На страницах журнала поднимались важные вопросы о значении преобразований для жизни общества, о роли человека в обществе, о значении разума в жизни человека и т. д. Отдал дань этим сюжетам и Суворов. Он поместил в журнале два сочинения на философские темы: «Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом» и «Разговор в царстве мертвых — Кортец и Монтесума». Оба эти сочинения раскрывают тему подчинения деятельности человека благу своей родины.
На взгляды Суворова оказала влияние пропагандировавшаяся русскими и французскими просветителями антифеодальная буржуазная мораль, в которой главное место занимала идея служения Родине.
Взгляды Суворова на роль человека в обществе были стихийно-материалистическими, что нашло свое отражение в разрабатываемой системе обучения и воспитания войска. Суворов отвергал тиранию, отвергал он также узкоэгоистическую мораль дворянской знати. Он признавал естественное равенство людей и необходимость просвещения народа.
Он считал служение Отечеству долгом каждого человека и полагал, что общество должно быть устроено на началах «добродетели и справедливости».
Суворов не мог пройти мимо острой полемики по проблемам крепостнического строя, но он видел пути искоренения недостатков не в борьбе против принципов крепостного права, а в смягчении применения последнего. Суворов выступал против пороков крепостнического общества. Он порицал порядок, при котором служение Отечеству подменялось служением трону. Человеческое достоинство Суворов ставил выше милостей престола.
Грянувшая во Франции революция 1789 г. потребовала определить отношение к ней и Суворова. Александр Васильевич не принял революцию. Его ужасала мысль, что «Россия будет Франциею». Его возмущали итоги этой революции. Он отмечал, что она не принесла народу действительной свободы и лишь заменила форму эксплуатации народа.
В то же время Суворов видел, что под влиянием революционных идей «феодальная система распадается». Но он считал, что переход к новому обществу должен совершиться мирным путем, в результате победы «царства разума». На этой основе сложились взгляды Суворова на роль человека в жизни общества. «Мы, — говорил Суворов, — его члены — должны ему себя жертвовать, устраивать к тому наши способности… дабы ему (обществу) долее полезными быть».
В написании статьи использовалась литература:
«Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.
Ростунов И.И. «Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность», М., Воениздат, 1989 г.
Оставить комментарий