Новый этап развития взглядов Суворова А.В. в постановке обучения и воспитания войска составляет время войн с Турцией 1768-1774 и 1787-1791 гг. В этих войнах Суворов применил способы ведения военных действий, главная задача которых состояла в разработке принципов наступательного боя.
Русская армия вела в XVIII в. на Балканах войны против турецких войск, не знакомых с тактикой современных европейских армий и использовавших нестройные формы действия пехоты или конницы.
Именно это обстоятельство требовало применения расчлененных боевых порядков, таких, как дивизионные, полковые, батальонные каре, способные действовать в различных направлениях; колонны в сочетании с рассыпным строем и построения в линию, опирающиеся на полевые инженерные сооружения.
Как известно, расчлененные боевые порядки применил Румянцев в сражениях при Ларге и Кагуле, доказав целесообразность их применения против иррегулярных войск. Суворов использовал такие формы боевых действий под Туртукаем (1773 г.), где строил войска, чтобы действовать «быстро и мужественно на атаку взводною колонною». Здесь Суворов, впервые после действий Румянцева под Кольбергом, применил колонны в сочетании с рассыпным строем егерей.
У болгарского села Козлуджи (1774 г.), где наметились контуры встречного сражения, войска Суворова наступали батальонными каре в шахматном порядке, имея впереди рассыпной строй егерей. Победа была достигнута «в результате ревностных трудов» и «оказанного мужества генерал-поручика Суворова», который был впереди войска и лично управлял атакой. При этом неприятель трижды был опрокинут.
Новая форма ведения боевых действий требовала новых форм управления, таких, чтобы войска «предводителя своего разумели». В связи с этим Суворов написал указания: «Умей пользоваться местностью, управляй счастьем: мгновение дает победу. Властвуй счастьем с быстротой Цезаря… Приучайся к неутомимой деятельности. Будь терпелив в военных трудах и не унывай при неудаче. Будь прозорлив, осторожен, имей цель определенную, умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные…»
Переход к новым боевым порядкам потребовал осмысления боевого опыта для разработки основ тактического обучения. Это нашло свое отражение в приказах 1774 и 1778 гг. Особенно важен приказ Суворова 1774 г., где был обобщен опыт русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Этот приказ был предназначен для обучения вверенного ему Резервного корпуса.
Дополнением к приказу 1774 г. служит приказ 1778 г. по Кубанскому корпусу, в командование которым Суворов вступил в 1778 г. В этом приказе подтверждается целесообразность использования боевых порядков соответственно качеству войск противника и условий боя.
«Против регулярных войск — линейные, — писал Суворов А.В., — как в прошлой прусской войне, против иррегулярных, как в прошлой турецкой». Т. е. линейные и расчлененные порядки: трехшереножный строй с подвижным резервом, полковые и батальонные каре и колонны. Особенно важным является указание на роль ружейного огня: «Пехотные огни открывают победу, штык скалывает буйно пролезших в кареи, сабля и дротик победу и погоню до конца совершают».
Из этого приказа следует, что Суворов вовсе не был слепым поклонником штыковой атаки. Он лишь отводил ей подобающее место. В отличие от западноевропейских теоретиков Суворов настаивал на обучении прицельному огню. Для этого он приказал иметь в каждом капральстве по четыре сверхметких стрелка в пехоте и по шесть в кавалерии, которые могли выходить для стрельбы из боевого строя. Этот приказ установил новую норму патронов. Каждому было положено иметь «на мушкет сто патронов».
В том же 1778 г. и в последующем 1779 г. Суворов проводил со своим корпусом полевые маневры. На маневрах было показано несколько эволюций. 1-я бригада вела оборонительный бой, против неё действовала 2-я бригада в батальонных каре, построенных в шахматном порядке. По выполнении маневра 2-я бригада провела атаку против переправы, занятой пехотой «противника». Атака производилась несколькими каре.
Главной задачей полевых учений было обеспечение действий крупными подразделениями. Необходимо «твердо обучать целыми частями войска по способностям», чтобы создать из разных родов войск один организм, способный действовать не по шаблону, а в соответствии с обстановкой и силами противника. При этом «эволюции должны быть храбры, споры, без замешательства, предприимчивы и исполнительны… всякая стрельба кончается штыками».
В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 гг. вполне оправдали себя результаты боевой подготовки войск, проводимые в частях, которыми командовал Суворов. В бою при Кинбурне (1787 г.) был применен боевой порядок в две линии батальонных колонн, обеспечивающий упругость в обороне и ударную силу в наступлении. Отмечая высокие моральные качества своих войск, Суворов докладывал Потемкину Г.А.: «Позвольте, светлейший князь, донесть: и в нижнем звании бывают герои».
В сражениях при Фокшанах (июль 1789 г.) и на р. Рымник (сентябрь 1789 г.) войска действовали в сочетании рассыпного строя и каре, обеспечившем стремительный удар и поражение противника. При Рымнике Суворов применил батальонные каре в две линии, за которыми продвигалась конница. В ходе упорного сражения, которое продолжалось 12 часов, турецкое войско было полностью разгромлено. Русские и австрийцы потеряли 1 тыс. человек убитыми и ранеными, а турки более 10 тыс. человек.
Но, конечно, огромное значение имел штурм Измаила (1790 г.), укрепленного французскими инженерами. Европа была поражена. Этот опыт нашел отражение в приказе Суворова по армии от 22 августа 1794 г. Приказ явился предшественником «Науки побеждать», составленной Суворовым в 1795-1796 гг. Именно в этом приказе сформулированы основные положения тактических маневров: «Эволюции должны быть храбры, скоры, без замешательства, предприимчивы и исполнительны…»
Направляя суворовский приказ в войска. Потемкин П.С. писал: «…знаменитость предводительствующего войсками сиятельного графа Александра Васильевича всему свету известна, и войска под его руководством всегда и везде надежны в подвигах своих», и посему все требования, изложенные в его приказе, «затвердить всем господам штаб- и обер-офицерам и внушить нижним чинам и рядовым, чтоб каждой знал твердо ему предписанное». Это было признанием выдающихся заслуг Суворова и его военно-педагогической системы.
В написании статьи использовалась литература:
Бескровный Л, Г. «Русская армия и флот в XVIII веке», М., 1959 г.
«Александр Васильевич Суворов» под редакцией Бескровного А.Г. и Преображенского А.А., М., «Наука», 1980 г.
Суворов А.В. «Документы»: В 4-х т. М., 1953 г., т. 2,3.
Оставить комментарий