В середине XVIII века в русской армии определились принципы боевой подготовки, основанные на линейной тактике, главной целью которых было проведение огневого воздействия на противника различными способами и нанесение штыкового удара. Для достижения автоматизма в исполнении команд проходили бесконечные учения в целях сколачивания роты, батальона, полка и даже дивизии в одно целое. Как правило, учения не носили тактического характера, сводились к механическому выполнению команд.
Солдаты не понимали смысла таких строевых учений и не видели целесообразности в ружейных выкладках и построениях. Чтобы держать солдат в повиновении, в частях применялась жестокая палочная дисциплина. Постоянная муштра отупляла солдат.
Основы линейной тактики, когда бой вёлся в боевых порядках при равномерном распределении войск по фронту, нашли свое отражение в уставах и инструкциях. В Семилетней войне 1756-1763 гг. действовал только что введенный в войсках устав 1755 г. Война показала, что устав требовал совершенствования боевой подготовки войск. В ходе войны возникли новые способы ведения боя, требовавшие внесения корректив в организацию войска, и в систему обучения.
Новый устав 1763 г. закрепил развернутый строй в три шеренги и ввел два типа каре, а также полубатальонные и батальонные колонны. Устав ограничил виды огня. Руководящим принципом этого устава явилось стремление отойти от многочисленных форм строевых построений для ведения стрельбы, оставив только самые необходимые.
Однако устав не содержал указаний о формах одиночной подготовки рекрутов и молодых солдат, поэтому военная коллегия разработала специальную инструкцию на этот счёт. Военная коллегия представляла каждому командиру полка возможность разрабатывать свои способы боевой подготовки. Запрещался лишь разнобой в уставных видах строя и огня.
Это обстоятельство позволило командирам полков создавать свои частные инструкции. До нашего времени дошло несколько полковых инструкций: «Учреждение Суздальского полка», или «Полковое учреждение» А. В. Суворова 1764 г., «Учреждение для Воронежского полка» 1764 г., составленное А. И. Бибиковым, и «Примечания о пехотной службе вообще и егерской в особенности» М. И. Кутузова 1785 г.
Полковник Суворов А.В. получил в командование Суздальский полк 6 апреля 1763 г. Это был один из старейших полков русской армии. По окончании Семилетней войны Суздальский полк был назначен для несения караульной службы в столице, базировался он в Новой Ладоге.
Суворов развил в это время кипучую деятельность по переустройству полка на новых началах. Он начал с устройства казарм и создания полковой школы. Главное же внимание уделил определению «чему учить и как учить». Он видел в солдате живого человека, защитника отечества. Солдат, по идее Суворова, — это основной фактор войны, поэтому его надо соответствующим образом обучить и воспитать.
Новые принципы боевой подготовки нашли отражение в инструкции «Полковое учреждение». Будучи ненавистником муштры, Суворов обучал свой полк тому, что действительно было необходимо на войне. Содержанием обучения стали наступательные эволюции: быстрые марши, атаки в штыки, форсирование переправ, прицельная стрельба и т. п.
Способы обучения предусматривали изучение элементов строя, способов ведения стрельбы и решение тактических задач (эволюция). Особенностью суворовской системы была тесная связь обучения с воспитанием, обеспечивавшая выработку у солдат сознательного отношения к военной службе и формирование чувства гордости за свой полк и свою Родину.
В период командования этим полком Суворов стал разрабатывать основы своей системы обучения и воспитания. Свою главную задачу в период командования Суздальским полком Суворов видел в развитии возможностей, даваемых линейной тактикой. В современном оружии и способах пользования им он увидел достаточно широкие возможности активизации форм и методов ведения боя.
Суворов разделял строевую подготовку на индивидуальную и совместную. Индивидуальную подготовку проходили вновь призванные рекруты. Главная задача строевой подготовки состояла в усвоении элементов строя: как стоять во фронте, производить повороты и перестроения и т. п. Знание основ строевой службы давало рекрутам «смелой и военной вид… исправность, поворотливость и бодрость». Суворов требовал проводить учения систематично и последовательно, показывая солдатам каждый прием, закрепляя его упражнениями, причём «без жестокости и торопливости, с подробным растолковыванием».
Следующим этапом было совместное обучение, смысл которого состоял в превращении плутонга (взвода), роты, батальона и полка в организм, способный единовременно выполнять команды. Суворов видел центр тяжести в обучении боевым строям, но значительное место у него занимала и огневая подготовка. В суворовской программе «скорый заряд» и «справный приклад» занимали одно из первых мест, а стрельба в мишень была предметом исключительного внимания.
Распространенное мнение о том, что Суворов признавал лишь штыковой удар и игнорировал огневое воздействие на противника, не верно. Огню он придавал также большое значение. Но дело в том, что эффективность огня на длинной дистанции была столь незначительна по сравнению с энергией и смелостью штыковой атаки, начинаемой с дистанции действительного выстрела, что Суворов отдавал предпочтение последней.
Самое главное состояло в том, что Суворов добивался соединения строевой подготовки с тактической. Обучение, указывал он, преследует одну цель — быть готовым «на сражение со всяким неприятелем». Постоянная экзерциция (обучение войск), т. е. усвоение тактических основ, должна состоять в «захождении и захождении, дабы солдат по всякому движению и постановлению фронта против неприятеля искусен был», а затем в «скорой и исправной пальбе». Все обучение Суворов связывал с практикой — учить только тому, что нужно на войне.
Огромное значение Суворов придавал вопросу воспитания солдата. Призыв на военную службу избавлял солдата от крепостной зависимости. С момента зачисления в армию рекрут становился «царским слугой». Суворов же заменял понятие службы престолу понятием службы отечеству.
Рекрутам внушалась мысль, что звание солдата — почётно. Он добивался, чтобы у солдата выработались привычки смелого, толкового, знающего свое дело человека, способного ответить на любой вопрос и не растеряться. Он решительно искоренял и преследовал «немогу-знайство». Особое значение он придавал методу соревнования и формированию честолюбия путем поощрения ревностных солдат. В каждом случае Суворов не уставал подчеркивать, что смелых и исполнительных солдат ждут почести и слава, а нерадивых — наказание и позор.
Важное значение имела дисциплина в полку. «Дисциплина — мать победы… — говорил полководец. — Вся твердость воинского правления основана на послушании, которое должно быть содержано свято». Одним из элементов установления порядка и утверждения послушания (т. е. дисциплины) Суворов считал искоренение праздности. Он разработал стройную систему приобщения солдат к постоянному полезному труду, «понеже праздность — корень всему злу, особливо военному человеку».
Таким образом, Суворов добивался твердости дисциплины нравственной подготовкой. Однородно-национальная армия позволяла широко использовать нравственное воспитание, основа которого лежала в понимании долга перед Родиной. Этим русская армия отличалась от наемных армий Западной Европы, где дисциплины добивались путем применения суровых физических наказаний. Фридрих II утверждал, что «солдат должен бояться палки капрала больше, чем противника».
Особенное внимание обращал Суворов на подготовку унтер-офицеров, видя в них главных помощников командиров частей. Александр Васильевич требовал и от офицеров, чтобы они непосредственно занимались воспитанием и обучением солдат.
Результаты боевой подготовки Суздальского полка во всем многообразии были показаны на лагерных сборах. Такие сборы проводились в летнее время. Полевая подготовка шла в строгой последовательности, от подготовки мелких подразделений до полковых уставных учений, после чего проводились учения «по диспозициям», т. е. маневры.
Такие маневры проводились как в составе одного полка, так и крупными массами. Образцом служили Красносельские маневры, которые начали проводить с 1765 г. Для их проведения в том году было собрано 17 пехотных и 8 кавалерийских полков (около 30 тыс. войск). На маневрах были продемонстрированы действия отдельных отрядов при сближении авангардов, затем развертывание крупных сил для фронтального столкновения и бой в линейных боевых порядках. На этих маневрах Суздальский полк действовал в авангарде и был отлично аттестован.
Если экзерциции имели целью обеспечить строевую подготовку, то эволюции были призваны дать полку тактическую подготовку. Экзерциции проводились по действующему уставу без каких-либо отклонений от него. Под словом «эволюции» подразумевалось применение уставных форм к местности и обстоятельствам, которые могут сложиться в бою.
Инициатива и творчество командира полка не связывались никакими инструкциями. Поэтому каждый полк производил эволюции по-своему. До нашего времени дошли отчетные карты эволюции Суздальского полка. Они предусматривали построение полка в линию для ведения батальонного огня, перестроение линии для ведения огня плутонгами, сведение полка в колонну для движения через дефиле с последующим построением в линию, построение в каре, марш и захождение фронтом по оси.
Одним из важных выводов, к которым пришел Суворов во время службы в армейских полках, было заключение о большой роли младших офицеров, вышедших из солдатских рядов: «Самые порядочные ныне становятся младшими офицерами, (при этом) не из вольного дворянства».
Таким образом, в суздальский период уже определились главные положения суворовской военно-педагогической системы, в основе которой лежали его взгляды на роль человека и техники в военном деле.
В написании статьи использовалась литература:
Бескровный Л, Г. «Русская армия и флот в XVIII веке», М., 1959 г.
Петрушевский А. Генералиссимус князь Суворов: В 3-х т. СПб., 1884, т. 1.
Суворов А.В. «Документы»: В 4-х т. М., 1953 г., т. 1,2,4.
Оставить комментарий