Толстой Л.Н. является великим художником-реалистом. Из-под его пера вышла новая форма исторического романа: роман-эпопея. В этом романе наряду с историческими событиями он показывает быт помещичьей России и мир аристократического общества. В романе «Война и мир» показаны различные слои дворянства. Представителями передового, мыслящего дворянства яв­ляются Андрей Болконский и Пьер Безухов, к которым писатель относится с большой симпатией.

В образах членов семьи Болконских, особенно в образе князя Андрея, Тол­стой показал мысли, искания лучших людей того времени. Дворянство от оп­позиционных взглядов, подобных взглядам старого князя, переходит к более прогрессивным взглядам о переустройстве общества, к которым пришел князь Андрей.

Из поколения в поколение в семье Болконских передаются все лучшие ду­шевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские — люди чрезвычайно деятельные, истинные патриоты. У князя Андрея любовь к Родине и собствен­ная жизнь слиты воедино, он не разделяет эти два чувства и хочет совершить подвиг во имя России.

Николай Андреевич Болконский — сподвижник Суворова, символ эпо­хи XVIII века. Старший князь, узнав о походе Наполеона на Москву, хочет хоть чем-нибудь помочь Родине, он становится главнокомандующим ополчения и отдается этой должности всей душой.

Всеми поступками Болконского руководит чувство долга, которое в нем очень сильно. Князь Николай Андреевич мог не принимать должность главнокомандующего, он был стар, но «не счел себя вправе отказаться в такое время», и эта вновь открывающаяся ему деятельность возбудила и укрепи­ла его.

Князь Андрей — богато одаренная натура. Именно отец научил его ценить в людях такие человеческие достоинства, как верность чести и долгу. Князь Андрей живет в эпоху Французской революции и Отечественной войны 1812 года. В такой обстановке князь Анд­рей ищет смысл жизни. Сначала это мечты о «своем Тулоне», мечты о славе. Но ранение на Аустерлицком поле приводит героя к разочарованию. Вообще, история его жизни — это цепь разочарований: сначала в славе, затем в обще­ственно-политической деятельности и, наконец, в любви.

В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер войны. Князь Андрей говорит Пьеру о том, что успех сражения «никогда не зависел и не будет зависеть ни от пози­ции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции». «А от чего же?» — спрашивает Пьер. И слышит в ответ: «От того чувства, кото­рое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».

Однако стать таким, как они, породниться душою с простыми солдатами князю Андрею не суждено. В роковую минуту смертельного ранения князь Андрей испытывает последний, страстный и мучительный порыв к жизни зем­ной: «совершенно новым завистливым взглядом» он смотрит на «траву и по­лынь». И потом, уже на носилках, он подумает: «Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю».

Глубоко символично, что под Аустерлицем князю открылось отрешенное от суеты мирской голубое, высокое небо, а под Бородиным — близкая, но не дающаяся ему в руки земля, завистливый взгляд на нее. В умирающем князе Андрее небо и земля, смерть и жизнь борются друг с другом. Эта борьба про­является в двух формах любви: одна — земная, любовь к Наташе; другая — идеальная любовь ко всем людям. И как только любовь ко всем людям про­никает в него, князь Андрей чувствует отрешенность от жизни, освобожде­ние и удаление от нее. Любить всех — значит не жить земной жизнью, зна­чит умереть.

Земля, к которой страстно потянулся князь Андрей, так и не далась в его руки, уплыла, оставив в его душе чувство тревожного недоумения, неразга­данной тайны. Восторжествовало величественное, отрешенное от мирских треволнений небо, а вслед за этим наступила смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями характера и положения в мире людей.

Его поманили, позвали к себе, но ускользнули, оставшись недо­сягаемыми, те духовные ценности, которые сделал судьбоносными 1812 год. Поиски князя Андрея, его разочарования — свидетельство его живой души. Вот почему этот герой столь привлекателен не только для автора, но и для читателя.

Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувство­вать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много оши­бок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника.

Война 1812 года во  многом меняет жизнь Пьера , однако его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство москов­ского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриоти­ческим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: «Или погибнуть, или прекра­тить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона«.

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинс­кого поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю тво­рит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспри­нимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят».

Вид оживленных и потных мужиков-ополченцсв, с громким говором и хохотом работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты».

Еще более тесное сближение Пьера с про­стыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей на­родной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в об­щении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщет­но стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Бсзухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве; «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость…»