Роман Толстого Л.Н. “Война и мир” является, по мнению известных пи­сателей и критиков, “величайшим романом в мире“. “Война и мир” — это ро­ман-эпопея, повествующий о знаменательных и грандиозных событиях из истории страны, освещающий важные стороны народной жизни, взгляды, иде­алы, быт и нравы различных слоев общества. Основным художественным при­ёмом, который использует Толстой Л.Н., является прием антитезы.

Этот при­ём – стержень произведения. Противопоставлены философские понятия в за­главии романа, события двух войн (войны 1805-1807 годов и войны 1812 года), сражения (Аустерлиц и Бородино), светское общество и провинциальное дво­рянство, Москва и Петербург, действующие лица. Характер противопо­ставления носит и сравнение двух полководцев – Кутузова и Наполеона.

Писатель прославил в своем романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа. Толстой подчеркивает, что Кутузов – подлинно народный герой, который руководствуется в своих действиях народным духом. Кутузов предстает в романе как простой русский человек, чуждый притворству, и одновременно как мудрый исторический де­ятель и полководец.

Главное в Кутузове для Толстого – его кровная связь с народом, “то народное чувство, которое он носит в себе во всей чистоте и силе его”. Именно поэтому, подчеркивает Толстой, народ и выбрал его “против воли царя в производители народной войны”. И только это чувство поставило его на “высшую человеческую высоту”. Толстой изображает Кутузова как мудро­го полководца, глубоко и верно понимающего ход событий. Не случайно пра­вильная оценка Кутузовым хода событий всегда подтверждается впоследствии.

Так, он верно оценил значение Бородинского сражения, заявив, что это – по­беда. Как полководец он явно стоит выше Наполеона. Именно такой полково­дец был нужен для ведения войны 1812 года, и Толстой подчеркивает, что после перенесения войны в Европу русской армии потребовался другой главноко­мандующий. “Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер”.

В изображении Толстого Кутузов – живое лицо. Вспомним его вырази­тельную фигуру, походку, жесты, мимику, его знаменитый глаз, то ласковый, то насмешливый. Примечательно, что Толстой дает этот образ в восприятии различных по характеру и социальному положению лиц, углубляясь в психо­логический анализ.

Глубоко человечным и живым делают Кутузова сцены и (эпизоды, изображающие полководца в беседах с близкими и приятными ему людьми (Болконским, Денисовым, Багратионом), его поведение на военных советах, в битвах под Аустерлицем и Бородиным.

Одновременно надо отметить, что образ Кутузова несколько искажен, не лишен недостатков, причина которых – в неправильных позициях Толстого-историка. Исходя из стихийности исторического процесса, Толстой отрицал роль личности в истории. Писатель высмеивал культ “великих личностей”, созданный буржуазными историками. Он считал, что ход истории решают народные массы.

Толстой пришел к признанию фатализма, утверждая, что все ис­торические события предопределены свыше. Именно Кутузов выражает эти взгляды Толстого в романе, Он, по словам Толстого, “знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называе­мая духом войны, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти”.

У Кутузова – толстовский фаталистический взгляд на историю, согласно которому исход исторических событий заранее предрешен. Ошибка Толстого состояла в том, что, отрицая роль личности в истории, он стремился сделать Кутузова только мудрым наблюдателем исторических со­бытий.

И это привело к некоторой противоречивости его образа: он высту­пает в романе как полководец, при всей своей пассивности точно оцениваю­щий ход военных событий и безошибочно направляющий их. И, в конечном результате, Кутузов выступает как активный деятель, скрывающий за внешним спокойствием огромное волевое напряжение.

Антиподом Кутузова в романе является Наполеон. Толстой решительно выступил против культа Наполеона. Для писателя Наполеон – агрессор, на­павший на Россию. Он сжигал города и села, истреблял русских людей, гра­бил и уничтожал великие культурные ценности, приказал взорвать Кремль. Наполеон – честолюбец, стремящийся к мировому господству.

В первых ча­стях романа автор со злой иронией говорит о преклонении перед Наполео­ном, которое воцарилось в высших светских кругах России после Тильзитского мира. Толстой характеризует эти годы, как “время, когда карта Евро­пы перерисовывалась разными красками каждые две недели”, и Наполеон “уже убедился, что не нужно ума, постоянства и последовательности для ус­пеха”. С самого начала романа Толстой ясно выражает свое отношение к го­сударственным деятелям этой эпохи. Он показывает, что в поступках Напо­леона, кроме прихоти, не было никакого смысла, но “он верил в себя, и весь мир верил в него”.

Если Пьер видит в Наполеоне “величие души”, то для Анны Павловны Шерер Наполеон – воплощение Французской революции, и уже поэтому зло­дей. Юный Пьер не понимает того, что, став императором, Наполеон продал дело революции, Пьер защищает и революцию, и Наполеона в равной мере. Более трезвый и опытный князь Андрей видит и жестокость Наполеона, и его деспотизм, а отец Андрея, старик Болконский, сетует, что нет Суворова, кото­рый показал бы французскому императору, что значит воевать.

Каждый персонаж романа думает о Наполеоне по-своему, и в жизни каж­дого героя полководец занимает определенное место. Надо сказать, что и по отношению к Наполеону Толстой был недостаточно объективен, утверждая: “Он был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внут­ри кареты, воображает, что он правит”. Но Наполеон в войне с Россией не был бессилен. Он просто оказался слабее своего противника, “сильнейшего духом”, по выражению Толстого.

Писатель рисует знаменитого французского полководца и выдающегося деятеля как “маленького человека” с “неприятно-притворной улыбкой” на лице, с “жирной грудью”, “круглым животом” и “жирными ляжками коротень­ких ног”. Наполеон предстает в романе как самовлюбленный, самонадеянный властитель Франции, упоенный успехом, ослепленный славой, считающий себя движущей силой исторического процесса.

Его безумная гордость зас­тавляет его принимать актерские позы, произносить напыщенные фразы. Все­му этому способствует раболепие, окружающее императора. Наполеон Толсто­го – человек, для которого представляло интерес “только то, что происходило в его душе”.

А “все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли”. Не случайно слово “я” – любимое слово Наполеона. Насколько Кутузов выражает интересы на­рода, настолько Наполеон мелок в своем эгоцентризме.

Сопоставляя двух великих полководцев, Толстой делает вывод: “Нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды”. Поэтому подлин­но велик именно Кутузов – народный полководец, думающий о славе и сво­боде Отечества.