Роман “Война и мир” был задуман как произведение о декабристе, воз­вратившемся из ссылки, пересмотревшем свои взгляды, осудившем прошлое и ставшем проповедником нравственного самоусовершенствования. На со­здание романа-эпопеи повлияли события того времени (шестидесятые годы XIX в.) – поражение России в Крымской войне, отмена крепостного права и ее последствия.

Тематику произведения образуют три круга вопросов: проблемы народа, дворянской общественности и личной жизни человека, определяемой этичес­кими нормами.

Главным художественным приемом, которым пользуется писатель, явля­ется антитеза. Этот прием является стержнем всего романа: противопостав­лены в романе и две войны (1805-1807 годов и 1812 года), и два сражения (Аустерлиц и Бородино), и военачальники (Кутузов и Наполеон), и города (Петербург и Москва), и действующие лица. Но на самом деле это противопо­ставление начинается уже с самого названия романа – “Война и мир”.

Это заглавие отражает глубокий философский смысл произведения. Слово “мир” в заглавии не является простым обозначением понятия покоя, состоя­ния, противоположного войне. В романе это слово имеет массу значений, ос­вещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы раз­личных слоев общества.

Точно так же, как слово “война” означает не одни во­енные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность людей, в мирной жизни разделенных социальными и нравственными барьерами, по­нятие “мир” фигурирует и раскрывается в эпопее в своих разнообразных зна­чениях. Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.

Мир – это будничные интересы, которые, в отличие от бранной жизни, так мешают Николаю Росто­ву быть “прекрасным человеком” и так досаждают ему, когда он приезжает в отпуск и ничего не понимает в этом “дурацком мире”. Мир – это ближайшее окружение человека, которое всегда рядом с ним, где бы он ни находился: на войне или дома. Но мир – это и весь свет, вселенная. О нем говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование “царства правды”.

Мир – это брат­ство людей, не зависящее от национальных и классовых различий, здравицу которому провозглашает Николай Ростов при встрече с австрийцами. Мир – это жизнь. Мир – это и мировоззрение, круг идей героев. Мир и война идут рядом, переплетаются, взаимопроникают и обусловливают друг друга.

В общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное и естественное, а потому и ра­достное, проявление личности. А содержание и потребность войны – разобщение. отчуждение и изолированность людей. Ненависть и враждебность людей, отстаивающих свои корыстные отдельные интересы, это самоутверж­дение «своего эгоистического я», несущее другим разрушение, горе, смерть.

Ужас смерти сотен людей на плотине, во время отступления русской ар­мии после Аустерлица, потрясает тем более, что Толстой сравнивает весь этот ужас с видом той же плотины в другое время, когда здесь “столько сиживал старичок-мельник с удочками, в то время как его внук, засучив рукава рубаш­ки, перебирал в лейке серебряную трепещущую рыбу”.

Страшный итог Бородинского сражения рисуется в следующей картине: “Несколько десятков тысяч человек лежали мертвыми в разных положениях на полях и лугах…, на которых сотни лет одновременно убирали урожай и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Сеченовского“. Здесь ужас убийства на войне становится ясен Николаю Ростову, когда он видит “комнатное лицо” врага с дырочкой на подбородке и голубыми глазами.

Рассказать правду о войне, заключает Толстой в “Войне и мире”, очень трудно. Его новаторство связано не только с тем, что он показал человека на войне, но главным образом с тем, что он первым открыл героику войны, пред­ставив войну как будничное дело и одновременно как испытание всех ду­шевных сил человека.

И неизбежно получилось так, что носителями под­линного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Ту­шин или Тимохин, забытые историей, “грешница” Наташа, добившаяся выделения транспорта для русских раненых, генерал Дохтуров и никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Именно они, забывающие о себе и спасающие Россию.

Само словосочетание “война и мир” уже употреблялось в русской ли­тературе, в частности, в трагедии Пушкина А.С. «Борис Годунов»:

Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей
Угодников святые чудеса.

Толстой, так же как и Пушкин, использует сочетание “война и мир” как универсальную философскую категорию.