Остерман-Толстой Александр Иванович, генерал от инфантерии, граф, герой Отечественной войны 1812 г. родился 18 (30) января 1772 г. в Петербурге. Его отец, граф Иван Матвеевич Толстой, был влиятельным екатерининским вельможей и военачальником, генерал-поручиком.

По линии матери его прадедом был граф Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих) Остерман, известный государственный деятель и дипломат немецкого происхождения, закончивший свой путь ссылкой в Сибирь при царствовании императрицы Елизаветы I.

Александр Толстой получил прекрасное домашнее образование, свободно владел французским и немецким, знал латынь. В раннем возрасте был записан на военную службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Действительную службу начал в 14 лет в чине прапорщика.

Участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В октябре 1789 г. Толстой отличился в сражении на р. Сальче, а также в штурме крепости Бендеры, получил чин поручика. За штурм Измаила был награжден орденом святого Георгия 4-й степени, получил чин капитана.

Граф Остерман-Толстой А.И.

В январе 1793 г. переведен подполковником во 2-й батальон Бугского егерского корпуса, сформированного Кутузовым М.И., который был женат на Екатерине Ильиничне Бибиковой, приходившейся А. Толстому тётей.

В 1796 г. за отсутствием других наследников графский титул Остерманов с Высочайшего разрешения был передан полковнику Александру Толстому. Так он стал графом Остерманом-Толстым. Кроме этого, граф Остерман унаследовал три больших поместья в Петербургской, Московской и Могилевской губерниях.

Остерман-Толстой стал быстро продвигаться по службе. В возрасте 28 лет он был произведен в генерал-майоры и назначен шефом Шлиссельбургского мушкетерского полка. Однако через два месяца, став неугодным императору Павлу I,  был уволен с военной службы. В армию смог вернуться только в 1801 г., после вступления на престол Александра I.

Участвовал в кампаниях против Великой армии Наполеона в 1805-1807 гг. В 1806 г. находился в составе корпуса Беннигсена Л.Л., командовал 2-й дивизией, и за блестящее отражение неприятельских атак на реке Нареве был произведен в генерал-лейтенанты.

Отличился он в Пултусском сражении, командуя левым крылом армии Бенигсена, разбил корпус маршала Даву. В битве при Прейсиш-Эйлау граф Остерман-Толстой находился со своей дивизией на левом крыле и мужественно сдерживал натиск сильнейшего противника, едва не попал в плен.

В сражении, при Гутштадте, А. Остерман был тяжело ранен в ногу на вылет и вынужден был оставить поле сражения. За участие в перечисленных сражениях генерал Остерман-Толстой был награжден орденом святого Георгия 3-й степени и золотой, осыпанной алмазами шпагой с надписью: «За храбрость».

По возвращении в Россию Остерман-Толстой был назначен командующим 1-й гренадерской дивизией, куда вошел и его родной Преображенский полк. В октябре 1810 г. Остерман, из-за серьёзного ранения, вышел в отставку. Но с началом Отечественной войны 1812 г., он подал прошение о зачислении в армию. 1 июля генерал Остерман-Толстой был назначен командующим 4-м пехотным корпусом, входящим в состав 1-й Западной армии. Барклая-де-Толли М.Б.

После месяца отступления русских армий корпусу генерала Остермана-Толстого выпало на долю первому дать серьезный отпор наполеоновской армии. В начале русское командование планировало дать Наполеону генеральное сражение под Витебском, где надлежало соединиться 1-й и 2-й Западным армиям.

Надгробие на могиле А.И. Остермана-Толстого, 1815 -1820 гг., мраморная уменьшенная копия работы С.И. Гальберга

Граф Остерман получил приказ задержать неприятеля у Островны, чтобы дать время подойти 2-й Западной армии князя Багратиона П.И.Б. к Витебску. Заняв выгодную позицию, Остерман-Толстой до 10-ти часов вечера упорно её удерживал. Но артиллерия противника вела мощный огонь по нашей передней линии, вызывая большие потери.

Когда у генерала спросили, что он прикажет делать, чтобы избежать большого урона, наносимого полкам картечными выстрелами, он, по воспоминаниям адъютанта генерала МилорадовичаФ. Глинки, ответил: «Ничего не делать — стоять и умирать». Сражение при деревне Островно и бои под Витебском задержали наступление противника на несколько дней, и нанесли ему значительный урон.

В Бородинском бою 4-й корпус Остермана-Толстого А.И. стоял на одном из самых  ответственных участков между батареей Раевского и Багратионовыми флешами, там, где решалась судьба сражения.

Когда корпус Раевского Н.Н. был наполовину уничтожен и измотан непрерывными атаками французов, ему на смену пришёл корпус генерала Остермана-Толстого. Граф сам несколько раз водил полки в контратаки до тех пор, пока тяжело контуженный вынужден был оставить поле сражения. За отличия в Бородинском сражении генерал Остерман-Толстой был награжден орденом святого Александра Невского.

Оправившись от контузии, Остерман высказался на военном совете в Филях за оставление Москвы без боя и сохранения таким путём армии. Во время отхода русской армии из Москвы, корпус Остермана выполнял ответственную задачу по её охране и прикрытию.

Из Тарутинского лагеря был нанесён удар по авангарду Мюрата, стоявшего на р. Чернишне. Однако авангард противника не был полностью уничтожен, как это планировал сделать Беннигсен. Из-за ночного марша по лесу войска Багговута и Остермана заблудились и к началу сражения подойти не успели. 4-й корпус Остермана в деле почти не участвовал, а генерал Багговут сразу погиб.

Входя в авангард генерала Милорадовича М.А., корпус Остермана-Толстого А.И. находился в первых рядах русских войск, преследовавших отступающего противника. Остерман со своим корпусом участвовал в сражении под Малоярославцем, штурме г. Вязьмы и в битве под Красным, где захватил в плен более 2400 человек, а сам был вновь ранен.

Остерман участвовал со своим корпусом в преследовании врага до Вильно, где он на некоторое время оставил армию из-за сильно расстроенного здоровья. Едва поправившись, граф тотчас же вернулся в армию, которая была в заграничном походе.

В Бауценском сражением постоянно находился в цепи стрелков, руководя ими. Получил пулевое ранение в левое плечо, но в течение нескольких часов продолжал руководить боем, пока не потеряв сознание, не был вынесен из стрелковой цепи. Полученная рана вновь заставила генерала оставить армию. Вылечившись, он опять прибыл в действующую армию.

Генерал Остерман-Толстой отличился в сражении под Кульмом, где ему оторвало ядром левую руку. Но его отряд не позволил генералу Вандаму выйти в тыл к союзникам, и тем самым спас союзную армию от разгрома. Эта победа закрыла наполеоновским войскам путь Богемию, а Вандам попал в плен. За победу под Кульмом граф Остерман А.И. был награжден орденом святого Георгия 2-й степени.

За кампанию 1813 г. Остерман-Толстой был пожалован орденом святого Владимира 1-й степени. Ампутация руки лишила его возможности продолжить участие в заграничном походе русской армии.

Надо отметить, что в ходе всех сражений генерал Остерман-Толстой постоянно вдохновлял солдат личным примером бесстрашия, пользовался большим авторитетом в русской армии. О пище и здоровье солдат он заботился, как отец родной. Когда войска находились в лагере, он почти каждый день обходил их во время трапезы, всегда пробовал солдатскую пищу, чтобы быть уверенным, что солдаты нормально питаются.

После возвращения в Россию Остерман был назначен генерал-адъютантом Александра I и шефом лейб-гвардии Павловского полка. В августе 1817 г. граф Остерман был произведён в чин генерала от инфантерии. Но его здоровье, из-за шести полученных ранений, настолько сильно ухудшилось, что он уволился в бессрочный отпуск, более на службу генерал не вернулся.

В 1822 г. он отправился в длительное заграничное путешествие, а с 1826 г. практически жил за границей: во Франции, Италии и Германии. В 1831 г. предпринял в трехлетнее путешествие по Востоку. У графа не сложились отношения с новым императором Николаем I.

В 1828 г. Остерман приезжал в Россию представиться императору Николаю Павловичу, предлагал свой военный опыт на время Турецкой кампании, но император его предложение отклонил. Александр Иванович уехал обратно в Италию.

В 1835 г. при открытии в Кульме памятника знаменитому сражению император Николай I наградил графа Остермана орденом святого Андрея Первозванного, а австрийский император Фердинанд прислал ему специально вычеканенную по этому случаю золотую медаль.

С 1837 г. граф Остерман-Толстой поселился в Женеве, с родиной связь практически не поддерживал. Он имел трёх детей: Николая, Катрин и Агриппину, рождённых в гражданском браке от итальянской графини Мари Лепри. Причём граф Остерман пережил двух своих детей: Николая и Катрин. Детей от русской супруги Елизаветы Алексеевны Голицыной он не имел.

Скончался Александр Иванович в Женеве 30 января (11 февраля) 1857 г. на 86-м году жизни, там же и был похоронен. У графа не было законного наследника, которому он мог передать фамилию, титул и майорат Остерманов. В 1863 г. право наследования получил сын племянника графа Остермана – Мстислав Валерьянович Голицын, который стал именоваться «князь Голицын граф Остерман».

Интересно, что задолго до кончины Остерман-Толстой А.И. заказал скульптору Гальбергу надгробный памятник из белого мрамора. Остерман-Толстой изображен лежащим на правом боку, опирающимся на барабан, а кистью руки поддерживающим голову. Перед ним — его оторванная левая рука, а в ногах — гренадерская шапка Павловского полка. В барабан вставлен часовой циферблат, стрелки которого указывают время тяжелого ранения. Могила Остермана-Толстого сейчас неизвестна, надгробие и его бронзовая копия давно утрачены. Представленная в Музее Отечественной войны 1812 года мраморная копия является единственным скульптурным напоминанием о герое.