Николя Шарль Удино, маршал Франции, граф, герцог Реджо родился в Лотарингии, в Бар-ле-Дюк 25 апреля 1767 г. в семье фермера. Николя получил хорошее образование, но продолжать дело отца и заниматься коммерцией не захотел.

По натуре он был вспыльчив, мог твёрдо настоять на своём, в 17-летнем возрасте убежал из дома и записался в Медокский пехотный полк. Однако прослужил он в королевской армии недолго, согласившись на уговоры родственников, вернулся домой.

В 1789 г. в его родном городе начался набор добровольцев в Национальную гвардию, Николя-Шарль, устав от однообразной жизни в провинции, поступил на службу в гвардию в звании капитана. Он окончательно решил посвятить себя военному делу, бросив ремесло фермера и пивовара.

Великую Французскую революцию он поддержал, но был против радикальных методов, которыми пользовались революционеры для решения проблем: самосудов, жестоких и кровавых расправ с инакомыслящими, дворянством.

Маршал Н. Удино

Первое боевое крещение полковник-лейтенант Удино, командир батальона получил под Арлоном в июне 1793 г. В сражении с австрийцами у Гюндершофена был убит командир дивизии, Удино принял командование и энергично отразил натиск противника, но получил серьёзное ранение в голову, которое лечил около года.

Это было первое из его многочисленных ранений. Надо отметить, что на полях сражений храбрый воин Н. Удино, будущий маршал получил 34 раны. Удино, как правило, получал в каждом бою ранение и поэтому он имел прозвище  «самый израненный маршал».

Через некоторое время Удино назначали командиром Пикардийского полка. Находясь в авангарде дивизии генерала Амберта, он доблестно сражался при Мартлаутере с 15-тысячным прусским отрядом, пробился из окружения, возвратил 8 знамен, захваченных врагом у французских частей. За это сражение ему было присвоено звание бригадного генерала.

Во время боя у Мангейма Николя Шарль получил шесть ранений: пулевое и пять сабельных ударов. Раненного генерала австрийцы подобрали на поле боя и доставили в Ульм в качестве военнопленного, где он оставался до января 1796 г., когда был обменен на взятого в плен австрийского генерала.

В сражении при Ингольштадте Удино в течение многих часов отражал стремительные атаки австрийского корпуса генерала Латура. И опять новые ранения украсили его тело: пулевое в бедро, три сабельных в руку и одно в шею. После госпиталя снова в бой.

В 1799 г. Удино служил в армии генерала Массена, действовавшей в Швейцарии. В боях у  Фельдкирха Удино действовал мужественно, хладнокровно и решительно, добился отличных результатов: взял в плен тысячу солдат неприятеля и несколько артиллерийских орудий. За это сражение получил звание дивизионного генерала.

Удино отличился в сражении против австрийской армии эрцгерцога Карла под Цюрихом. Его горячность привела к очередному ранению, однако отважный генерал остался в строю. Генерал Массена высоко оценил заслуги Николя Удино под Цюрихом, назначив его начальником своего штаба.

Удино в армии Массена участвовал в боевых действиях в Италии, их войска оказались блокированными в Генуе. Хотя Удино не сумел деблокировать город, ему всё же удалось вместе с генералом Сюше сковать своими действиями значительные силы противника.

Австрийцы даже после внушительной победы французов при Маренго продолжали упорно сопротивляться. В бою при Поццоло отличились два друга. Два будущих маршала Франции: Николя Удино и Луи Даву. Удино захватил вражескую батарею, подавлявшую атаку французских частей.

Первый консул Наполеон Бонапарт высоко ценил смелостью генерала Удино, твердый характер, стальную волю, восхищался его искренностью и рыцарскими качествами. Вскоре Наполеон назначил Удино генерал-инспектором пехоты.

В 1805 г. при подготовке к войне с Англией император поручил Удино командовать 10-тысячной сводно-гренадерской дивизией, в которую входили гренадерские полки Великой армии и полки Императорской гвардии. Дивизия Удино вошла в состав корпуса маршала Ланна.

Преследуя армию Кутузова М.И., дивизия Удино  участвовала в бою под Амштеттеном, и опять как обычно не обошлось  без ранения. Ещё до конца не оправившись в полной мере от ран, генерал Н. Удино вернулся в армию и участвовал в Аустерлицком сражении.

В сражении под Фридландом генерал продемонстрировал потрясающую выдержку, хладнокровие и стойкость, когда его гренадёры в течение нескольких часов до подхода Наполеона с основными силами выдерживали атаки превосходящих сил русской армии.

Находясь почти 20 часов в Фриландском сражении, дивизия Удино понесла серьёзные потери — во многих ротах оставалось по 15-20 человек. Победа французов у Фридланда привела к прекращению войны и подписанию Тильзитского мира.

В 1808 г. за заслуги перед Империей Наполеон присвоил Удино графский титул. В 1809 г. генерал потерпел от австрийцев поражение при Пфаффенгофе и Абенсберге. После смертельного ранения маршала Ланна генерал Удино был назначен командующим 2-м армейским корпусом, с которым участвовал в Ваграмском сражении.

Совместно с войсками маршала Даву нанёс поражение левому флангу австрийской армии, конечно, не обошлось и без ранения. После этого сражения сразу три французских генерала получили звание маршала Франции: Удино, Макдональд и Мармон. Вскоре Удино получил титул герцога Реджио и ежегодную ренту в 100 тысяч франков.

В войне с Россией в 1812 г. маршал Удино командовал 2-м армейским корпусом Великой армии, состоящим из трех пехотных дивизий, одной кирасирской и двух бригад легкой кавалерии.

Надо отметить, что большинство маршалов Наполеона никак нельзя считать независимыми полководцами, они были прекрасными исполнителями приказов императора, но русские просторы были так велики, что он не мог постоянно давать указания им, а самостоятельно и быстро принять правильное решение маршалы часто были не в состоянии. Удино в этом не был исключением. Да и Наполеон не поощрял независимых действий своих подчинённых.

В начале войны Наполеон оставил корпус Удино у Дриссы. Он должен был отбросить войска Витгенштейна как можно дальше на север, чтобы облегчить Макдональду действия против Риги. Корпус Удино переправился через Двину в Полоцке и двинулся на Себеж.

У Клястиц произошло столкновение передовых частей обеих армий. В ходе ожесточенного боя французские войска были остановлены и отброшены. С русской стороны в сражении отличился генерал Кульнев Я.П. Удино отвел свои войска к Полоцку, где намеревался дождаться подхода корпуса Сен-Сира, посланного Наполеоном ему в помощь для совместных действий против войск Витгенштейна.

Не дождавшись подкрепления, под Полоцком Удино предпринял новое наступление, которое потерпело неудачу, а французы отступили в Полоцк. Генерал Витгенштейн предпринял наступление на Полоцк. Но Сен-Сир уже успел соединился с корпусом Удино и совместными усилиями они нанесли поражение русским войскам.

При этом маршал Удино вновь был ранен и передал командование над своим корпусом Сен-Сиру. Раненого герцога Реджио перевезли в Вильно, куда к нему приехала молодая супруга (первая жена Шарлотта Дерлен умерла в 1810 г.).

Узнав, что Сен-Сир оставил Полоцк, не дожидаясь, когда его рана окончательно заживет, Удино вернулся в армию. Наполеон приказал ему срочно выдвинуться к Березине и захватить Борисов с мостами через реку. Однако, как не спешил Удино, Борисов был уже в руках русских, а переправу они подожгли.

Узнав о существовании брода у Студянки, искусно обманув бдительность адмирала Чичагова, солдаты 2-го корпуса переправились на противоположный берег первыми и прикрывали отступление остатков Великой армии, сыграв выдающуюся роль в деле их спасения. Но маршал Удино опять получил ранение и в этом бою.

Пулевое ранение оказалось опасным, и только поразительное здоровье и выносливость помогли ему избежать смерти. Пулю извлечь не удалось, и маршал Удино носил её до самой смерти.

В 1813 г., оправившись от ран, маршал Удино возвратился в армию и участвовал в Баутценском сражении, командовал 12-м корпусом, удачно действовал против левого крыла союзной армии.

Но становилось очевидным, что у французской армии нет достаточно сил, чтобы одним ударом закончить кампанию. Мирные переговоры с союзниками ни к чему не привели. Наполеон, как всегда, решил вести наступательные действия. Маршалу Удино было поручено наступать на Берлин. Кроме собственного корпуса, в его подчинении были корпуса Бертрана и Рейнье – всего 64 тыс. человек.

Однако попытка взять Берлин провалилась. Удино был отстранен от командования войсками и заменен маршалом Неем, но это назначение не спасло общего положения. Удино заразился тифом и нескольких дней находился между жизнью и смертью. Все же и на этот раз крепкое здоровье маршала справилось с болезнью.

В 1814 г. Удино возвратился в армию, поддержал маршала Нея, требовавшего от императора прекратить всякую борьбу и отречься от престола. После отречения Наполеона I, Удино присягнул на верность Бурбонам.

В марте 1815 г., узнав о бегстве Наполеона с о. Эльба и его высадке во Франции, Удино решил остаться верным присяге. В течение Ста дней он вообще не вел никакой деятельности. На предложение Наполеона нарушить присягу, данную Бурбонам и перейти на его сторону, Удино ответил отказом. После второй реставрации Бурбонов король Людовик XVIII сделал маршала Удино пэром Франции, кавалером ордена св. Людовика, командующим Национальной гвардией.

В 1823 г. маршал Удино принимал участие в войне против Испании, командовал 1-м армейским корпусом, в числе первых вошел в Мадрид. В 1830 г., новый король Луи Филипп распустил королевскую гвардию, а маршала Удино уволил в отставку. В 1839 г.  72-летний маршал стал Великим канцлером Почетного легиона, а затем — комендантом Дома инвалидов.

13 сентября 1847 г. маршал Удино, герцог Реджио скончался на 81-м году жизни. Он был погребён в соборе Святого Людовика парижского Дома инвалидов. Солдаты любили Удино так же, как любили Нея и Ланна, так как он соответствовал их представлению о том, каким должен быть командир и прозвали его «маршал 34 раны»