Платов Матвей Иванович, герой Отечественной войны 1812 г., генерал от кавалерии, атаман Войска Донского, граф родился 6 августа 1753 г. в станице  Старо-Черкасской в семье небогатого, но заслуженного войскового старшины Иван Федорович Платова. В 13-летнем возрасте поступил урядником на службу в казачьи войска. Никакого специального военного образования Матвей не имел – умел только читать и писать.

Надо сказать, что Черкасск был тогда столицей области Войска Донского. Матвей Платов с детства воспитывался в атмосфере, наполненный военными подвигами, воинской славой. Даже детские игры: верховая езда, соревнования в стрельбе из лука, ловля зверей, охота были проникнуты военным духом. Такие занятия закалили будущего атамана физически, развили в нём ловкость, смелость, остроту ума.

Исполнительный, ловкий и смышленый Матвей Платов был произведен в хорунжие, служил ординарцем у генералов и других высших чинов, участвовал в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. под командованием князя Долгорукова, был произведён в есаулы и назначен командиром казачьей сотни. Понимая, что образования ему явно не хватает, всё свободное время он посвящал чтению книг, изучал  бывшие ранее войны, учился военной науке.

Матвей Платов участвовал во всех войнах и больших походах его времени. Он отличился при взятии Перекопи и под Кинбурном.  За боевые заслуги был назначен командиром полка донских казаков. В 1774 г. у реки Калалах отразил нападение турецкого отряда, превышающего по численности более чем в 20 раз его казачий отряд, за этот бой Платов был награждён Золотой медалью. Один этот боевой эпизод обессмертил бы имя Матвея Платова, даже если бы на этом его военная карьера завершилась бы.

Матвей Платов

Интересно, что песня «Любо, братцы, любо» написана о Матвее Платове, в память о его подвиге у реки Калалах. Слова «Жена погорюет, выйдет за другого, /За моего товарища, забудет про меня» тоже имеют прямое отношение к Платову. В бою при Калалахе погиб его друг и сослуживец Павел Кирсанов. Вернувшись из похода, Матвей Иванович женился на его вдове Марфе Дмитриевне и усыновил его сына Крисанфа Кирсанова (первая жена Платова Надежда Степановна умерла в 1777 году при родах).

В апреле 1774 г. войско крымского хана Девлет-Гирея двинулось на Дон. Встревоженные этим известием ногайцы начали сниматься с насиженных мест и уходить за реку Ею. Чтобы прикрыть переселение мирных жителей, подполковник Бухвостов выделил два казачьих полка общей численностью 1 тысяча сабель. Командовали ими полковники Платов и Ларионов.

13 апреля 1774 г. передовые посты дали знать о приближении армии противника. 25-тысячная орда Девлет-Гирея стремительно надвигалась на тысячу казаков. Некоторые из них дрогнули было, но тут раздался спокойный голос 21-летнего полковника Матвея Платова:
— Друзья мои! Вы видите сами, какая сила окружает нас! Нам нужно биться с этой силой — и победить ее или лечь костьми, как поступали наши деды!..

Уверенный голос командира отрезвил близких к панике казаков. По приказу Платова обозные телеги отряда были поставлены так, чтобы прикрыть небольшие окопы, в которых залегли два полка. Общее командование над ними принял Платов.

Начался штурм. Вскоре телеги скрылись под грудой тел врагов, но озверевший неприятель, несмотря на огромные потери, продолжал ожесточенно атаковать казаков. В разгар восьмого по счету приступа полковник Ларионов завел с Платовым разговор о капитуляции.
— Что же ты хочешь этим сказать? — перебил его Платов.
— Я думаю, что нам благоразумнее выговорить себе какие-нибудь условия, чем бесполезно продолжать оборону.
— Нет, никогда! — воскликнул Платов. — Лучше умрем, чем покроем стыдом и позором честь нашей Отчизны.
— На что же ты надеешься? — спросил Ларионов.
— На Бога, — просто ответил Платов. — Верю, что Он не оставит нас своей помощью.

И в это мгновение на горизонте показалось большое облако пыли. Это спешили на выручку донским храбрецам казаки полковника Уварова… Их было совсем немного, всего лишь 200 сабель. Но яростная стремительная атака непонятно откуда взявшихся двух сотен всадников переломила ход боя. Тысячные толпы крымцев ударились в панику, и буквально через десять минут поле сражения было очищено. Урон войск Девлет-Гирея составил больше 500 убитых, в то время как отряд Платова потерял 82 человека…

Блестящая победа платовского отряда сделала имя 21-летнего полковника широко известным в армии и при дворе. Именно с 1774 года, с битвы при Калалахе, начался восход звезды будущего знаменитого полководца. А поэт-партизан  Давыдов Д.В. писал, имея в виду Калалахское сражение: «Если кому-нибудь придется быть в таком же положении, тот пусть вспомнит подвиг молодого Платова, и успех увенчает его оружие. Фортуна, не всегда слепая, возведет, быть может, твердого воина на ту же степень славы, на которую вознесла она и маститого героя Дона».

Атаман войска Донского Платов М.И.

Во время второй турецкой войны в 1787-1791 гг. полковник Платов служил под командованием Суворова А.В. в армии князя Потемкина Г.А., принимал участие в боях, при осаде и штурме Очакова.

В 1789 г. отличился в битве при Коушанах. Платов со своим отрядом разгромил втрое превосходящие силы Зейнал-паши и взял его в плен, был назначен походным атаманом казачьих полков. 11 декабря 1790 г. Платов Матвей Иванович с пятью тысячами казаков участвовал в штурме крепости Измаил, проявив при этом личную храбрость. За заслуги при взятии Измаила Платов был представлен Суворовым к награде орденом св. Георгия 3 степени, а затем произведен в чин генерал-майора.

Благодаря своим полководческим способностям и личной отваге Матвей Иванович к сорока годам без протекции, военного образования, влиятельных родственников сумел построил блестящую военную карьеру, став одним из самых известных и уважаемых атаманов на Дону и видным военачальников в Петербурге.

В 1796 году он вместе с казачьими полками отправился в Персидский поход. Российские войска под командованием графа Зубова поддерживали Муртазу Кули-хана, претендовавшего на трон. Он терпел поражения в борьбе с братом, проанглийски настроенным Ага-Мохаммедом Шах Каджаром. Платов вновь отличился при Дербенте и Баку, а русская армия готовилась победоносно завершить войну. Но умерла Екатерина II, и на престол взошел Павел I. Зубовы впали в немилость, а новый император решил помириться с Англией.

Армия была отозвана, но штаб Зубова оказался в опасном положении. Платов по собственной инициативе вместе с несколькими казачьими полками остался охранять штаб Зубова и вывел его из-под удара. Павел и без того недолюбливал казачью вольницу. А тут еще атаман разрушил хитрую интригу императора. По дороге домой фельдъегерь догнал Платова и повелел тому отправляться в ссылку — в Кострому. А на следующий год атамана, ставшего опасно популярным, арестовали и поместили в Петропавловскую крепость по ложному доносу. Якобы тот готовил восстание на Дону и хотел отложиться от России. В начале 1801 года Павел I повелел Платова освободить.

М.И. Платов, худ. Т. Филипс

В августе 1801 г. император Александр I назначил Матвея Ивановича Платова войсковым атаманом Донского войска, с присвоением чина генерал-лейтенанта. Матвей Иванович участвовал в основании новой столицы донского казачества — Новочеркасска.

Платов с казачьими полками участвовал в русско-прусско-французской войне 1805-1807 гг., сражался в Пруссии против Великой армии Наполеона. Участвовал в сражении при Прейсиш-Эйлау, захватил более 3 тыс. пленных и несколько знамён. Стремительные атаки казаков Платова, их смелые вылазки часто вызывали панику в рядах неприятеля и обращали его в бегство. За кампанию Матвей Иванович был награждён орденами святого Александра Невского и святого Георгия 2 степени.

Атамана Платова знали не только в России, но и в Европе. Его воинское искусство вызывало восхищение даже у Наполеона. Специально для Наполеона казаки устроили показательные соревнования по джигитовке. Французский император был поражен их мастерством и спросил тогда уже почти 55-летнего атамана, умеет ли он стрелять из лука на скаку. В ответ Платов продемонстрировал такую меткость и ловкость, что Бонапарт только развел руками и подарил атаману золотую табакерку. Платов смутился и взамен подарил императору башкирский лук. А вот от ордена Почетного легиона Матвей Иванович отказался, сказав, что «императору французов не служил».

Опытный, храбрый и решительный командир донских казаков — в жизни он оставался простым и доброжелательным человеком. В своём войске он  знал и помнил не только генералов и офицеров, но и почти всех казаков.

В стихотворении «Певец во стане русских воинов» Жуковский В.А. посвятил Платову такие строчки:

Хвала, наш вихорь – атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По полю волком рыщешь;
Летаешь страхом в тыл врагам,
Бедой им в уши свищешь!

Начало Отечественной войны почти 60-летний атаман Войска Донского встретил вблизи границы, недалеко от города Гродно. В состав летучего корпуса Платова входило 14 казачьих полков. Конный корпус входил во 2-ю Западную армию Багратиона. Только до Смоленского сражения Платов принимал участие в двух десятках боев и стычек. Правда, задача теперь сильно усложнилась. Французы тоже имели легкую кавалерию, которая должна была противостоять казакам. Это были польские уланы Юзефа Понятовского.

Войска Платова М.И. находились в арьергарде армии и должны были прикрывать фланги, не допуская окружения отходящих частей, сдерживания наступление противника. Казаки нападали на вражеские обозы, истребляли войска авангарда противника, при этом действовали стремительно, быстро исчезали, вводя французов в замешательство.

В критический момент Бородинского сражения, по приказу Кутузова, 9 казачьих полков атамана Платова и лёгкая кавалерия генерала Уварова, переправившись через речку Колочу, незаметно пробрались в тыл противника, ударили по его обозам и захватили некоторые из них, вызвав большой переполох в стане врага.

Внушив французам, что на них напали значительные силы русских, Платов и Уваров заставили их приостановить наступление на целых два часа. Что дало время русским подвести подкрепление и выставить резервную артиллерию. Кроме этого, способствовали принятию Наполеоном решения отказаться от введения в бой гвардии.

На знаменитом совете в Филях, генерал Платов со свойственной ему решительностью выступал за то, чтобы дать под Москвой Наполеону решительное сражение. Однако главнокомандующий принял иное решение, а казаки Матвея Ивановича Платова через два дня последними покинули Москву, вступая в бои с французским авангардом.

После того как была оставлена Москва, авторитет и уважение, которыми пользовался Платов на Дону, позволили собрать еще около 20 000 сабель. В Тарутинский лагерь для пополнения русской армии свежими силами атаман Платов привёл с Дона 15-тысячный конный отряд народного ополчения – более 20-ти полков. С началом отступления Наполеона пришло время атамана и его казаков. Всего до полного изгнания армии Бонапарта из России частями Платова было взято в плен около 70 000 французов, 13 полковников, семь генералов, около 500 орудий, множество знамен и огромное количество награбленных захватчиками ценностей.

Преследуя отступающую «Великую армию», казаки Платова, находясь в передовых частях, захватили десятки тысяч пленных и сотни орудий. В одном из боёв чудом избежал гибели сам французский император. Вместе со своей свитой он подвергся нападению казачьего отряда. Однако казаки, увлечённые грабежом обоза, его не узнали. Два французских эскадрона сумели придти на помощь своему императору.

Во время преследования отступающей французской армии Платов с казаками нанёс противнику поражения у Городни, Колоцкого монастыря, Гжатска, под Духовщиной, под Дубровной. Казаки Платова сражались под Малоярославцем, Вязьмой, Красным, на Березине. За многочисленные воинские заслуги перед Отечеством 29 октября Платов был возведён в графское достоинство Российской Империи.

Матвей Иванович Платов со своим корпусом участвовал в заграничных походах русской армии в 1813-1814 гг. Отличился под Альтенбургом, в «битве народов» под Лейпцигом частями Платова в плен была взята кавалерийская бригада и несколько пехотных батальонов неприятеля. Атаман Платов был награждён орденом святого Андрея Первозванного, получил чин генерала от кавалерии. Герой Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов Платов М.И. в повседневной жизни был большим оригиналом, щеголял настоящей казацкой речью, часто выражался нецензурно. Об его чудачествах можно прочитать в этой статье.

Слава атамана Платова и его казаков гремела по всей Европе. В Англии именем атамана Платова было названо морское судно. Оксфордский университет присвоил ему звание почётного доктора. В Пруссии был даже создан прусский казачий полк, но просуществовал он недолго.

После возвращения армии в Россию Матвей Иванович занимался исключительно мирными вопросам: развитием Донского края, его столицы – Новочеркасска. Умер Платов М.И. 3 января 1818 г. и был похоронен под стенами строящегося  Вознесенского собора в Новочеркасске.